Смекни!
smekni.com

Загадки острова Пасхи, Войцеховский А.И. (стр. 17 из 77)

Среди бесчисленного множества индийских городов, претендующих на историческое значение, нет, пожалуй, ни одного, представляющего такой интерес для многочисленных исследователей и путешественников, как город Агра. Кроме разнообразных храмов и других восточных зданий, в этом городе и в его ближайших окрестностях есть много мавзолеев и гробниц, известность и слава которых немало содействовала популярности Агры среди туристов.

Гордость Агры составляют, например, мавзолей Тадж-Махал, о котором мы говорили выше, гробница Коронованной Госпожи, гробница Акбара, мавзолей И'тимад-уд-даулаха и некоторые другие. Кратко расскажем о послед них двух...

Великий могольский император Акбар, умерший в 1605 году, когда ему исполнилось шестьдесят два года, еще при жизни выстроил себе великолепную гробницу в Сикандре, предместье Агры. Поступая таким образом, он последовал примеру многих восточных монархов. Но, как выразился английский исследователь, один из лучших знатоков восточной архитектуры Фергюссон, он построил здание...

“... совершенно не похожее на другие гробницы, выстроенные в Индии до него и после него... Оно возвышается в обширном саду, содержащемся в полном порядке, куда ведут великолепные ворота. Посреди сада на возвышенной платформе стоит гробница, имеющая пирамидальную форму. Нижний этаж в тридцать футов высоты прорезан десятью большими арками с каждой стороны и входной аркой еще большей величины, украшенной в середине мраморной мозаикой. На этой террасе стоит другой этаж, гораздо богаче изукрашенный; а на нем возвышаются третий и четвертый этажи того же стиля; все они построены из красного песчаника. Над последним этажом поднимается белая мраморная вышка в сто пятьдесят семь футов с каждой

стороны, или имеющая снаружи ровно половину длины самой нижней террасы; наружные стены представляют собой мраморную решетку с причудливыми рисунками.

Внутри она окружена колоннадой, или галереей, из того же материала, в середине которой на возвышенной платформе находится надгробный камень строителя памятника, чудесное произведение архитектуры, украшенное арабесками самого изящного рисунка. Он возвышается, однако, не на самом месте погребения...”

Главная достопримечательность этого пышного императорского мавзолея находится за дверью в самом нижнем этаже, практически в фундаменте здания. Узкий коридор оканчивается простым сводчатым склепом, где под мраморной плитой без всяких надписей и украшений лежит тело могольского императора.

На саркофаге Акбара с одной стороны находилась надпись: “Аллаху Акбар” (“Бог выше всех”), а с другой — “Ялла Ялалаху” (“Да сияет слава его”). В сад к его гробнице ведут чудесные ворота, представляющие по размерам настоящий дворец, выстроенные из красного песчаника и украшенные богатой мозаикой из белого мрамора. По углам ворот возвышаются минареты высотой почти по двадцать метров, а внутри находятся просторные покои...

Мавзолей Имммтимад-уд-даулаха расположен на восточном берегу реки Джамны напротив города. Он был сооружен для знаменитого выходца из Персии, который был отцом жены Нур-Джехан и главным казначеем императора Джехангира. Мавзолей примерно двадцать метров шириной и высотой, имеет плоскую крышу, на четырех углах которой возвышаются восьмиугольные башни.

В центре нижней части мавзолея, украшенного инкрустацией и мозаиками, расположен покой, где находятся могилы Имммтимад-уд-даулаха и его жены. Изображения обоих усопших, выполненные из желтого мрамора, поражают своей простотой, контрастирующей с богато разукрашенными и раззолоченными стенами.

В павильоне, построенном на крыше мавзолея, находятся копии двух могил, помещенных внизу в центральном покое. Боковые покои нижнего этажа мавзолея украшены живописью, изображающей вазы с цветами и плодами, а их промежуточные стены состоят из решеток, выполненных из мрамора и свободно пропускающих свет. Снаружи и внутри весь мавзолей покрыт блестящим белым мрамором.

ТАИНСТВЕННЫЕ ПЕЩЕРЫ

Впервые о загадочных пещерах в джунглях штата Мад-хья-Прадеш доктор Д.Ф.С. Дварикеш, известный археолог и лингвист, услышал от представителей местных племен. Для них это было заколдованное место, которое, по преданию, посещали “духи усопших” и “неземные существа”, оставлявшие каждый раз после себя цветные изображения на каменных стенах.

Методичный и трудный поиск продолжался более восьми месяцев. Наконец в 1979 году доктор Дварикеш обнаружил пещеры, расположенные по густозаросшим берегам речки Асан близ деревни Пахаргарх. В пещерах сохранились рисунки, изображавшие людей, животных и растения. Древние художники использовали красный, оранжевый, коричневый, голубой, зеленый и желтый цвета. Они, видимо, обладали познаниями в астрономии, потому что сюжеты многих картин связаны с Луной и другими телами Солнечной системы. В некоторых пещерах сохранились каменные орудия труда, выдолбленные в стенах углубления для размола зерен и злаков, а также емкости для хранения воды.

В последующие два года исследователь открыл около шестисот пещер с настенными рисунками, пиктографическими надписями и даже небольшими текстами. Возраст сохранившихся цветных рисунков, барельефов и скульптур, как было затем установлено, составлял... более 25 тысяч лет.

Это обстоятельство вызвало широкий резонанс в научном мире. Проведенные с тех пор детальные обследования пещер позволили ученым сделать важные выводы. Так, например, как утверждает доктор Дварикеш, настенные рисунки, скульптуры и другие находки свидетельствуют о высоком уровне развития человека за многие тысячи лет до считавшейся ранее древнейшей на территории Индии цивилизации Хараппы — Мохенджо-Даро.

Перед исторической наукой встали новые вопросы и проблемы. Например среди более тысячи настенных рисунков неоднократно встречаются изображения животного с явными признаками оленя и быка одновременно. Такие животные не значатся ни в одном из существующих зоологических каталогов. Уникальные находки индийских ученых существенно дополняют представления современной науки об эволюции как самого человека, так и животного мира нашей планеты...

Еще один пещерный комплекс, состоящий из шести храмов, высечен в гранитной горе острова Элефант (Слон). Этот остров находится в акватории большой Бомбейской гавани. Издали остров действительно похож на слона. Храмы комплекса созданы индуистскими монахами в VI— VIII веках нашей эры и посвящены одному из трех верховных богов (наряду с Брахмой и Вишну) индуизма — Шиве.

Повсюду здесь воспроизведены его многочисленные скульптурные и живописные изображения, прославляющие подвиги величайшего божества — творца всего видимого и невидимого: Шива-Натараджа — покровитель космического танца, Шива-Йагешвара — покровитель йоги и т.д. В центре одного из скальных храмов располагается алтарь Шивы — лингам, который представляет собой каменный полутораметровый цилиндр — символ жизни и бессмертия, бесконечности мира и животворящей энергии.

КАМЕННЫЕ КРУЖЕВА ЮЖНОЙ ИНДИИ

Никто не может устоять перед захватывающим зрелищем храма Менакши в Мадурае, древнейшем городе Южной Индии.

Храм Менакши — настоящий город в городе, где царят свои законы, свои традиции. Целый день, от зари до зари, здесь не прекращается движение — по булыжным мостовым бредут тысячи верующих: женщины в ярких цветных сари, мужчины с гирляндами цветов для приношений богам и конечно же дети.

Религиозные процессии с пением по нескольку раз в день проходят по просторным галереям, украшенным статуями божеств, но их не замечают бесстрастные седобородые старцы, погруженные в глубокие раздумья у каменных пилястров. Тут же рядом расхаживает слон, увешанный множеством пестрых украшений. Иногда прохожие останавливаются, чтобы пожертвовать рупию, и гигантское животное осторожно принимает дар и в знак благодарности помахивает хоботом.

Пение и многоголосый гул стихают только у порогов святилищ Менакши и Шивы. Туда допускаются лишь обнаженные до пояса брахманы да богомольцы, которые прошли очищение в священном бассейне. Построенный в XVI веке храм представляет собой гигантский комплекс культовых сооружений, концентрических оград с воротами, расположенными по одной оси, и надвратными башнями высотой более шестисот метров, они считаются самыми высокими в Южной Индии.

По своей форме они напоминают усеченные пирамиды. Их бесчисленные ступеньки составляют этажи, где каждый камень покрыт резьбой и раскрашен яркими, сочными красками. Пышность внешнего оформления храма только подчеркивает величественную строгость центрального зала, своды которого подпирают 997 каменных колонн. В Мадурае, который до нашей эры являлся столицей рабовладельческого государства Пандия, сохранились гран-

диозные творения дравидов — народов, населявших в древности Южную Индию.

Недалеко от Бенгалуру (штат Майсур) находится древний Майсур с его дворцами, которые стережет священный бык Найди. Асфальтовая лента дороги приводит к святилищам, построенным еще восемь веков назад. Время пощадило эти величественные творения средневековых зодчих, чьи талант и мастерство продолжают изумлять и поныне.

Так, храмы городов Беллуру и Халебид, примеры дравидской архитектуры, построены в виде фантастических звезд, воздвигнутых на пьедесталы. Громадным сооружениям придает легкость большое количество декоративных портиков, колонн, балюстрад, окон и фризов. Стены, карнизы, колонны и башенки украшены резными узорами. На них, как в многосерийной киноленте, развертывается вся индийская мифология: боги и богини, раджи и брахманы, воины, танцовщицы, охотники и музыканты, а также драконы, слоны и тигры.