Смекни!
smekni.com

Загадки острова Пасхи, Войцеховский А.И. (стр. 16 из 77)

Новый мавзолей, по замыслу владыки, должен был со временем стать его последней вечной обителью. Однако мечтам Шах-Джахана не суждено было осуществиться. Вскоре его сын Аурангзеб, действуя в полном соответствии с законами династической борьбы Моголов за власть, сверг отца с престола и заточил его в крепость. Здесь Шах-Джахан оставался до конца своих дней... из окна его покоя был виден Тадж-Махал. Долгими часами всматривался стареющий узник в воздушный силуэт усыпальницы, где покоилась его любимая Мумтаз-Махал. Потом он ослеп и умер. Гробницу Шах-Джахана разместили рядом с центральным местом погребения его любимой жены... Вокруг гробниц двух влюбленных стоит чудная мраморная решетка, украшенная драгоценными самоцветными камнями.

Вот как описывает красоту этого внутреннего покоя один из английских путешественников:

“Свет проникает сюда только через двойную белую мраморную решетку самого изящного рисунка, одну с наружной, другую с внутренней стороны стен. В нашем климате это повело бы к совершенной темноте; но в Индии в здании, состоящем из белого мрамора, - это было необходимо, чтобы смягчить яркий солнечный свет, который иначе был бы невыносим. Нельзя

выразить словами целомудренной красоты этого цен-.-••- трального покоя, облитого мягким, затемненным све-

•; ' том, проникающим сквозь полузакрытые окна”.

Восхищаясь благородством форм мавзолея, как бы па-рящго на фоне звездного неба, я долго размышлял в ту волшебную ночь о величии любви Шах-Джахана, ставшей бессмертной, воплотившись в неповторимое творение рук человеческих... Но, видимо, не все знают, что эта “поэма любви из камня” лишь чудом сохранилась до наших дней. Спустя полтора века после завершения строи- , тельства мавзолея Агра была подвергнута артиллерийскому обстрелу английскими колониальными войсками. Позднее британский генерал-губернатор Индии лорд Бен-тик решил... продать Тадж-Махал с аукциона по частям. И, вероятно, это произошло бы, если бы не страх колонизаторов перед народным восстанием.

О неувядаемой красоте Тадж-Махала рассказывается и в Краткой энциклопедии чудес, созданных природой и человеком:

“Красоту Таджа можно понять лучше всего, если дождаться, когда розовые перистые облака побледнеют на закате солнца и струи Джамны примут серовато-стальной оттенок в угасающем свете. Слышится 1 v шорох крыльев взлетевшей птицы, листья туи и смо-, ковницы шепчутся между собой в сгущающемся мраке. Летучая лисица с кожистыми крыльями слетает .!> с дерева, и стаи кружащихся летучих мышей возвещают появление месяца в вечной тишине. И тогда можно понять истинное значение гробницы '..-'; Тадж, даже не видя ее. В эту пору мы забываем о куполе и воротах, о серебряной чеканной работе и дорогой инкрустации. Но по мере того как сгущается -- сумрак, нам становится все яснее, что тленное тело

••••:; •• женщины, лежащей внизу в мраморной гробнице рядом с верным супругом, служит символом всего, что дорого и свято для человека в этом мире. При всем

своем великолепии, пышности, известности и красоте сама гробница есть только эмблема и символ. ПОКА ЛЮДЯМ НА ЗЕМЛЕ БУДЕТ ЗНАКОМО ЧУВСТВО ЛЮБВИ, ОНИ БУДУТ ПРИХОДИТЬ В ТИХИЙ САД НА БЕРЕГУ ДЖАМНЫ И КЛАСТЬ ЦВЕТЫ НА ГРОБНИЦУ МУМТАЗ, ТОЛЬКО В ЧЕСТЬ ЕЕ ОДНОЙ, ТАК КАК ОНА ЛЮБИЛА И БЫЛА ЛЮБИМОЙ...”

А когда наступило утро, и я со своими коллегами отправился побродить по улицам, то при посещении форта из красного песчаника все мы были поражены еще одной встречей с Тадж-Махалом: в крепостную стену было вмонтировано круглое зеркальце размером с двухкопеечную монету, в котором ясно отражался... мавзолей Мумтаз-Махал, расположенный в нескольких километрах от города!

РУКОТВОРНЫЕ ЧУДЕСА

В Индии существует семь священных для индуистов городов и немало знаменитых на всю страну храмов с более чем тысячелетней историей. Но нет равных вишнуистско-му храму Лорду Венкатешваре в Тирупати. Храм расположен на семи холмах, окружен небольшим городком из постоялых дворов и гостиниц для паломников. Тысячи их ежедневно поднимаются по бесчисленным ступенькам к заветному месту, преодолев для этого сотни и тысячи километров, иногда исключительно пешком. Паломники приносят в дар храму большие ценности. Многие женщины дарят даже свои волосы, возвращаясь домой остриженными наголо. Здесь на этом “сырье” работают целые фабрики париков и шиньонов.

За последнее десятилетие в поражающем своей красотой храме накопилось чуть меньше тысячи килограммов драгоценностей, украшенных ценными камнями: ожерелий, колец, серег, браслетов, кулонов и т.п. Многие из них древней тончайшей работы. Что касается чисто золо-

тых украшений, то они большей частью превращаются в золотые слитки. Поскольку внутренние помещения храма давно уже не нуждаются в “украшательстве” этим благородным металлом и другими драгоценностями, руководящий комитет храма еще в середине 1980-х годов решил распродать на аукционах сотни килограммов драгоценностей. Они покупаются преимущественно паломниками и опять же... дарятся храму. Такой кругооборот устраивает всех...

А теперь перенесемся в штат Туджерат... Показывая туристам памятники средневековой архитектуры в городе Ахмедабаде, местные гиды с особым удовольствием останавливаются у небольшой арки, которая когда-то служила входом в мечеть, с двумя минаретами. На арке можно прочесть такую надпись: “Качающиеся башни. Секрет неизвестен”. Высота минаретов достигает 23 метров, а расстояние между ними — 8 метров. Чтобы продемонстрировать эффект колебаний минаретов, служитель приглашает желающих подняться на небольшой балкон одного из них, в то время как сам поднимается на другой. Ухватившись за перила балкона, он начинает раскачивать свой минарет. Стоящие на балконе другого минарета непроизвольно хватаются за стенки: от одного минарета колебания тотчас же передаются другому...

Известных храмов в Индии Очень много, но наряду с ними есть и незаслуженно забытые. К их числу относятся гигантские храмы в Бароли, что находится в восточной части Раджастана. Это поистине уникальные сооружения, воздвигнутые в честь наиболее почитаемых богов — Шивы и Вишну.

Баролийский храм Шивы расположен на берегу реки Чамбол в густом лесу. Этот редчайший образец архитектуры создан мастерами в V—VIII веках. Вокруг главного здания, фасад которого обращен к востоку, расположены небольшие усыпальницы. Его высота около 20 метров, на выполненном в древнем стиле “шикхаре” (куполе) установлен калас. Купол богато украшен резьбой. На одной из его сторон установлено высеченное из камня изображе-

ние человека. Легенда гласит, что однажды вор пытался похитить золотые украшения кал аса, но Шива покарал его, превратив в камень. Считается, что этот храм возвел раджа Хоон в знак своей любви к принцессе Пингле, которая впоследствии стала его женой. Весь комплекс Баро-ли, насчитывающий девять храмов, относится к стилю “нагара^ установленные на нем скульптурные изображения датируются VII—XII веками.

В книге “Летопись и памятники древности Раджаста-на” о храмах Бароли говорится:

“Эту архитектуру при ее ошеломляющем великолепии и разнообразии описать невозможно... Здесь скульптура индусской культуры поражает нас своей красотой. Колонны, своды, купола, увенчанные чашеподоб-ными калас. Чтобы описать застывшие в камне рисунки, нанесенные на капители каждой колонны, потребовалось бы недюжинное красноречие. И все это, несмотря на свою древность, сохранилось...”

К сожалению, во времена Великих Моголов памятники Бароли сильно пострадали, некоторые статуи были разрушены и много скульптур просто исчезло. В настоящее время принимаются все меры по охране и реставрации этих ценных памятников древней архитектуры.

ИНДИЙСКИЕ ГРОБНИЦЫ И МАВЗОЛЕИ

Одной из мало известных туристам достопримечательностей Индии является могильный курган в Санчи. Здесь на вершине живописного лесистого холма можно встретить не только древнейшие исторические развалины, но множество архитектурных произведений, высеченных из камня.

Согласно легенде, сразу же после смерти Будды, скончавшегося в Кусинаре, два его главных ученика отправились на проповеди в Южную Индию и на остров Цейлон. По прошествии некоторого времени Цейлон, как пред-

полагают, установил определенные отношения с буддийской областью. Город Санчи служил, вероятно, одной из стоянок на пересечении священных путей.

Первые миссионеры остановили на нем свой выбор, по всей видимости, из-за красоты местности, а также в связи с необходимостью иметь на полпути пристанище для отдыха. На холмах вокруг Санчи находятся многочисленные буддийские здания, впрочем только одно из них имеет большое значение. Буддийский император Асока, встретивший в этом районе свою первую жену, украшал Санчи великолепными архитектурными сооружениями, с которыми в Индии может сравниться только город Бха-рагат.

Центральный курган, за исключением каменной палисады на вершине, был сооружен Асокой в III веке до нашей эры. Это древнейшее и важнейшее из религиозных сооружений, хранящее свою тайну до настоящего времени. В нем никто не осмелился открыть погребальный покой, в котором, судя по преданию, находятся мощи покинутой жены Будды. Насыпь, образующая курган и имеющая более 30 метров в поперечнике, возвышается на платформе больше трех метров высотой и обнесена изгородью. Она имеет каменные стойки до трех метров высотой, на которых лежат широкие перекладины из камня, а все это венчает массивный каменный брус. Четверо ворот, установленных строго по сторонам света и входящих в состав изгороди, остались почти такими же, какими были в момент строительства. За воротами находится коридор, также идущий вокруг кургана.

Самые замечательные (известные) из них, восточные ворота, впрочем, по богатству орнамента они мало чем уступают трем остальным. Группы слонов, вырезанных над массивными четырехугольными стойками и поддерживающих значительно украшенную надстройку, заслуживают самого большого внимания хотя бы из-за оригинальной резьбы, покрывающей спереди и сзади каждый сантиметр этих каменных перекладин..."