Смекни!
smekni.com

Загадки острова Пасхи, Войцеховский А.И. (стр. 19 из 77)

Тринадцать веков прошло с того времени, и все тринадцать веков река Вагхор, на берегах которой в 66 милях от города Аурангабада находятся пещеры, ревниво хранила свою тайну. Пещеры Аджанты известны своими высокохудожественными росписями, которые выполнены на сюжеты буддийских преданий и которые не менее уникальны, чем сама архитектура этого древнего памятника. Среди пещерных шедевров — галерея женских портретов. Их просто нельзя описать, все эти портреты нужно видеть самому...

Подсвеченные отраженным солнцем, словно парят в воздухе фигуры женщин. Яркие, преимущественно теплых, золотистых тонов портреты, не померкли за века. Хрупкие плечи, гибкие руки, тонкие линии обнаженного тела. Вот юная дева любуется своим отражением в зеркале — разве найдется ей достойная соперница?.. Ее подруга задумчиво смотрит на распустившийся цветок лотоса. Или, может быть, гадает на его лепестках, как у нас это делают на ромашках, — любит не любит?.. Вот госпожа и служанка. С почтительным поклоном служанка подносит своей повелительнице поднос с фруктами. А вот молодые красавицы ублажают танцами раджу и его гостей.

:, .л ••••-• ••*': Si СчаСТЛИВ ТОТ, КТО ВИДИТ , j ,;:;;.... ,

:, .,,... Эти розовые пальцы, эти круглые плечи,

Золото шеи, губы цвета меди, Сияющие тела, подобные Луне...

Эти слова были начертаны кем-то из посетителей на стене одного из пещерных храмов Аджанты.

В одной из пещер, где в начале VI века располагался буддийский монастырь, есть несколько интересных картин. На одной изображена группа полуобнаженных женщин, приносящих дары. Доктор искусствоведения С. Тю-ляев, которому посчастливилось посетить эту пещеру, так вспоминает о рассказе экскурсовода, приведшего к этой картине группу туристов:

“После того, как я выключу электрический свет, первое время вы не будете видеть ничего, так как в этом месте пещеры царит полная тьма. Когда ваши глаза привыкнут к темноте, постепенно из нее выступят эти фигуры и покажутся вам похожими на изваяния из мрамора...”

Все произошло в точности, как сказал экскурсовод... Глядя на эту картину при электрическом освещении, можно было заметить, что в фигурах совершенно отсутствует объемность. Но когда свет погас и из темноты стали проступать фигуры, они казались настолько объемными, что нельзя было представить, что они написаны кистью художника. Этого загадочного эффекта древнему мастеру удалось достичь с помощью использования светящихся красок.

С глубокой древности Индия славилась своими красителями. Ткани индийского производства после нескольких столетий хранения не утратили яркости и свежести красок. Но, несмотря на все старания современных ученых-химиков, секреты изготовления красок, в том числе " и светящихся, и по сей день остаются неразгаданными.

Примерно в двадцати милях от Аджанты находится другая группа храмов. Это — Эллора, в которой находятся 34 пещеры. Через горный гребень дорога сюда спуска-

ется на середину крутого холма, поросшего травой и низким кустарником. Вырубленные в горном склоне пещеры тянутся направо и налево от центральной дороги почти на полтора километра. Многие из них трудно обнаружить, так как вход в них старательно прикрыт оставленным против отверстия выступом девственной скалы, из которой состоит холм. Пещеры расположены полукругом одна подле другой. Здесь есть и храмы, и монастыри, и залы для заседаний, и почти все они сохранились в превосходном состоянии.

Самым замечательным среди высеченных из камня святилищ Эллоры является храм Кайласа, сооруженный в VIII веке до нашей эры.

Строители этого изумительного сооружения, имеющего длину — 80, ширину — 50 и высоту — 40 метров, высекли из одной скалы и сам храм и стены, образующие окружающий храм широкий двор, и коридоры с колоннадами и нишами, а также каменными слонами. Здание храма включает ворота, павильон, зал собраний, вестибюль, святилище и башню.

Как все буддийские и индуистские святилища, храм Кайласа покрыт снаружи и внутри изящной орнаментальной резьбой, каждый элемент которой имеет свое символическое значение. В одном из помещений храма находится каменное изваяние священного быка Найди, символизирующего силу и плодородие. Его изображение можно встретить во всех храмах, посвященных Шиве.

Но загадку представляют не перечисленные выше скульптуры, а некоторые из рисунков на стенах храма. Наиболее “смелые” ученые считают, что они изображают... воздушные корабли.

Так, например, исследователь Георг полагает их иллюстрациями великого эпоса “Рамаяна”, в котором много места уделяется сражениям богов и героев в небесах и даже под водой. Так, в седьмой части эпоса рассказывается, как Брахма подарил Кубере чудесную колесницу “Пуш-пака”. Она была украшена колоннами и террасами, а так-

же могла превосходно летать по воздуху и плавать в подводном царстве...

Много веков прошло с тех пор, как в храме Кайласа совершалось богослужение и исполнялись ритуальные обряды, но и сегодня часто можно увидеть паломников, благоговейно молящихся на его пороге...

ГИГАНТСКИЕ СТАТУИ БУДДЫ

Когда была сделана первая статуя и кто позировал первому скульптору в мире, теперь узнать невозможно, уж очень давно это все было. От тех древнейших времен до нас дошли изваяния сфинксов, фараонов и богов. Мода на большие статуи, вернувшаяся в конце XIX века, просуществовала весь XX век и спокойно перешла в третье тысячелетие.

В первоначальном буддийском искусстве Будда никогда не изображался в виде человека. Объясняется это пуританским подходом в искусстве древнего буддизма. Лицо Просветленного появилось лишь через пять столетий после его кончины.

Сейчас в мире самыми распространенными исполинскими изваяниями являются статуи Будды.

Одна из них находится в Пегу (Бирма). Эта фигура Будды была открыта случайно в 1881 году, когда сооружавшаяся железная дорога, идущая из города Рангуна на северо-восток в город Мандалай, достигла местечка Пегу.

По бокам железной дороги делались специальные насыпи для защиты ее от речных разливов. Вместо рыхлого наносного слоя, применявшегося для этой цели, нужно было найти более твердый щебень. Однако это было непросто, но все же в районе, расположенном примерно в двух километрах от места работ, рабочие заметили пригорок, покрытый деревьями. Расчистив его от деревьев, они наткнулись на твердую породу, которая оказалась твердым обожженным кирпичом. Тут же было принято решение провести раскопки. Оказалось, что низкий и длинный холм, где производились работы, являлся не чем

иным, как огромной, прекрасно сохранившейся статуей лежащего Будды. Размеры обнаруженной статуи впечатляли: длина ее составляла 55 метров, а высота до оконечности плеча — более 14 метров.

История создания этой статуи неизвестна. Судя по суровому виду Будды, статуе, наверное, могло быть более пятисот лет, но нигде на ней не было никакой надписи,

которая могла бы поведать, когда и кем была сооружена эта фигура.

Несколько огромных статуй Будды находятся в Китае...

Странная фигура Будды, высеченная из утеса и имеющая высоту более 45 метров, была сооружена возле города Киатанги. Это священное изображение было вырублено на склоне утеса буддийским монахом-пустынником, который проработал над ним всю свою жизнь. Поскольку, как говорят, статуя предохраняет путешественников при переезде через пороги бурной горной реки, ноги ее омывает пенистый поток. Порода, из которой состояла скала, была довольно рыхлой. Ваятель статуи остроумно воспользовался этим обстоятельством для изображения волос,

бровей и усов, поросших густой травой и придающих фигуре Будды еще более внушительный вид.

Другая крупнейшая статуя Будды находится в данный момент недалеко от города Лэшань в провинции Сычуань (Китай). Сидящая фигура лэшаньского Будды имеет высоту 71 метр. Одна только голова составляет 15 метров. На ступне Будды, ширина которой составляет восемь метров, могут одновременно стоять 100 человек. Эта гигантская статуя была создана в VIII веке нашей эры. Монахи высекали ее в каменной скале, как свидетельствует легенда, почти 90 лет...

В настоящее время в Индии сооружается еще одна статуя Будды, высота которой должна составлять 152 метра. Работу предполагается завершить в 2905 году.

Выдающийся общественный и государственный деятель Индира Ганди в свое время сказала:

“Индия не похожа ни на какую другую страну в мире. ; Ее нельзя понять до конца. За бедностью, нестерпимой жарой и пылью нужно уметь видеть великий народ, давший толчок многим цивилизациям”.

Глава 7

МАЛЬТИЙСКИЕ СООРУЖЕНИЯ ДРЕВНЕЕ ЕГИПЕТСКИХ ПИРАМИД

В Средиземном море на перекрестке морских путей расположен небольшой остров: меньше тридцати километров в длину и почти пятнадцать километров в ширину. Это Мальта — удивительная страна, где только два времени года: зима и лето, где нет ни одной реки и ни одного озера, где даже земли своей не было, ее привезли на кораблях с итальянского острова Сицилия. А питьевую воду и сейчас возят из Италии, Испании, "Франции и, как все

прочие напитки, продают в магазинах. В домах же льется из кранов вода чистая и прохладная, но несколько солоноватая.

Именно то обстоятельство, что Мальта лежит на оживленном морском перекрестке, во многом и определило ее судьбу. Сначала здесь была финикийская колония, потом остров завоевали греки, потом — карфагеняне, потом — римляне, византийцы и арабы. И, разумеется, Мальта переходила из одних рук в другие не с добровольного согласия жителей: жестокие осады, кровопролитные сражения на суше и на море — все пришлось пережить мальтийцам... В начале XIX века остров Мальту захватили англичане. С того времени на мальтийских почтовых марках стали печатать портреты английских монархов. Только в 1964 году Мальта обрела независимость и лишь еще через десять лет стала республикой.