Смекни!
smekni.com

Загадки острова Пасхи, Войцеховский А.И. (стр. 56 из 77)

В Гизе известна еще одна так называемая Стела-описи, которая относится примерно к тому же периоду, но текст ее большинство современных египтологов считает плодом воображения. В тексте этой стелы говорится о том, что Сфинкса видел еще Хеопс, предполагаемый строитель Большой пирамиды Гизы... Учитывая, что Хеопс был старшим братом Хефрена, следует вполне очевидный вывод, что последний никак не мог воздвигнуть Сфинкса.

Однако следует признать, что никто из ведущих профессиональных авторитетов не является таким же честным в обсуждаемом вопросе, как известный египтолог Селим Хассан, который в 1949 году писал:

“За исключением поврежденной строки на гранитной стеле Тутмоса IV, которая ничего не доказывает, не существует ни одной древней надписи, которая связывала бы Сфинкса с Хафрой. Поэтому представляется разумным считать это свидетельство более или менее случайным...”

Итак, только с начала XIX века стали считать, что черты лица Сфинкса имеют сходство с лицом фараона Хефрена (Хафры). Но тогда возникает ряд вопросов: зачем Хафре понадобился Сфинкс, действительно ли “человеколев” был создан при этом фараоне и, наконец, ему ли он был посвящен?..

“Отец истории” Геродот сообщал, что после смерти Хеопса произошло следующее:

“... Царская власть перешла к брату его Хефрену. Он во всем подражал предшественнику, между прочим, построил пирамиду, уступающую по величине пирамиде брата... Хефрен сделал цоколь пирамиды из пестрого эфиопского камня, но его пирамида ниже той, первой пирамиды, находящейся вблизи. Обе пирамиды стоят на одном и том же холме, имеющем около 100 футов вышины... Хефрен царствовал, как говорят, 56лет...”

Известно, что большинство фараонов традиционно имели пирамиду, .примыкающий к ней погребальный храм, а также “Храм долины” где-нибудь пониже — для совершения разного рода очистительных ритуалов. Но Хафра добавил к этому еще и Сфинкса с храмом — два элемента, которые были совершенно новыми и никогда никем больше не повторялись.

Ахмед Факри, профессор древней истории Каирского университета, сообщает, что “в соответствии с замыслом Сфинкс символизирует царя, а лицо его воспроизводит облик Хафры”. А Г. Хэнкок и Р. Бьювэл пишут:

“...Проблема... состоите том, что никто из нас, даже выдающиеся египтологи, не могут с уверенностью сказать, действительно ли Сфинкс — портрет Хафры или хотя бы похож на него. Поскольку тело фараона не было найдено, в нашем распоряжении нет ничего, кроме сохранившихся статуй (которые неизвестно в какой степени напоминают царственную особу). Наиболее известная из этих статуй — непревзойденный шедевр скульптурного искусства, высеченный из цельного куска черного диорита, находится теперь в одном из залов на первом этаже Каирского музея. Именно на это прекрасное и величественное творение обычно ссылаются ученые уверяя, что Сфинкс воспроизводит внешность Хафры...”

Напомним, что “Храм долины” обнаружили в 20—30-х годах XX столетия, но детальное его изучение не'проводилось до 1970 года, когда им занялся швейцарец Герберт Рике. Он-то и пришел к выводу, что этот древнейший в Египте храм был построен не для того, чтобы “охранять” некрополь Гизы, а он сам символизировал бога Солнца.

Если это действительно так, тогда Сфинкс и храм отображают переход от поклонения главному египетскому богу Гору к культу верховного бога Солнца, который имел место во времена Хеопса и Хефрена. Гор был всемогущ, однако начал отступать перед верховным богом Солнца Ра. Таким образом, Большой Сфинкс и его храм впервые образовали сплав старой и новой религиозных концепций Древнего Египта.

ГИПОТЕЗА СНИСАРЕНКО

Против господствующей точки зрения о том, что Большой Сфинкс был создан по велению Хефрена (Хафры), выступил в статье “Последняя загадка Сфинкса” историк А. Снисаренко. Надо заметить, что на самом деле никаких убедительных аргументов в пользу общепринятой (за редким исключением) датировки создания Сфинкса нет.

Рассмотрим кратко суть вопросов, сформулированных А. Снисаренко:

1. Древние египтяне постоянно фиксировали события, связанные с хозяйственной, строительной и дипломатической деятельностью. Геродот, например, сообщает, что на пирамиде Хуфу “египетскими письменами было обозначено, сколько редьки, лука, чеснока съели рабочие” (строители пирамиды). На пирамиде, на царской гробнице, равной которой не видел мир!

В свете этого по меньшей мере странно, что ни один хозяйственный документ, касающийся строительства Сфинкса, сооружения несомненно незаурядного, до нас не дошел.

2. Египтяне, как правило, украшали стены заупокойных храмов надписями, повествующими о деяниях усопшего. Так вот, спрашивается, могли Хефрен проигнорировать такое событие, как превращение скалы в уникальную скульптуру? Но ни на самом Сфинксе, ни в пирамиде Хефрена о данном строительстве нет даже упоминания.

3. В Египте в разное время побывало немало греческих, а также римских историков и географов. Вспомним имена лишь некоторых из них...

Гекатей Милетский (546—480гг. до н. э.). В его “Землеописании”, вторая часть которого посвящена Египту и Ливии, Сфинксу не уделено ни слова. Геродот, путешествовавший по Египту примерно в 445 году до нашей эры и скрупулезно записавший во второй книге своей “Истории” все, что он видел и слышал.'даже не обмолвился о Сфинксе.

Гекатий Абдерский, автор “Истории Египта”, живший на рубеже IV и III веков до нашей эры, ничего не говорит об этой скульптуре. Географ и историк Страбон также был в Гизе, но и он не “заметил” Сфинкса. Единственный раз упоминает об этой скульптуре только Плиний Старший в своей “Естественной истории”.

Спрашивается, что за многовековой заговор молчания?..

Тот, кто читал сочинения упомянутых мыслителей древности, знает, как подробны и обстоятельны их записи. Не заметить Сфинкса они не могли. Сфинкса, которого даже местные жители, привыкшие к его внешнему виду, именовали “Богом ужаса”... Вывод может быть только один: они его просто-напросто не видели...

4. В III веке до нашей эры греки составили список “семи чудес света”. Он широко варьировался, но неизменно открывался хорошо известными пирамидами. 'В этот список зачастую включались и некоторые другие египетские “чудеса”: водяные часы Клепсидра, колоссы Мемнона, Ме-ридово озеро, Лабиринт и т.д., но, странное дело, Сфинкс — никогда.

5. Известно, что со времени правления Хеопса и до смерти Хефрена жрецам были запрещены богослужения. Роль верховных жрецов исполняли сами фараоны, и они предпочитали наполнять не храмовую кассу, а собственный карман. Отправление культа восстановилось только при преемнике Хефрена фараоне Микерине (Менкауре), имена же его безбожных предшественников были прокляты. По этому поводу Геродот писал:

“Египтяне так ненавидят этих царей, что только с неохотой называют их имена. Даже и пирамиды эти называют пирамидами пастуха Филитиса, который в те времена пас свои стада в этих местах”:

Возможно, жрецы именно по этой причине и скрывали Сфинкс от иностранцев?.. Как-никак, но он был сооружен Хефреном.

6. Все перечисленные египетские “чудеса” заставляют задуматься над главным. Почему, собственно, современные египтологи считают, что Сфинкс является портретным изображением Хефрена? И почему е-го строительство относят ко времени правления этого фараона, то есть к XVIII веку до нашей эры? Никаких веских доводов для таких утверждений у египтологии не имеется...

А теперь постараемся кратко прокомментировать эти вопросы и, по возможности, частично ответить на некоторые из них.

Немаловажное значение имеют в данном случае исследования техники обработки камня в Древнем Египте, на что обратил внимание А. Снисаренко. Он справедливо подметил, что при правлении Хефрена обработка скал еще была неизвестна. Своего расцвета она достигла только во времена XVIII династии, когда прежние надземные пирамиды фараонов сменились подземными гробницами, высеченными в скалах.

Требовалось освоение новой техники для обработки мощных каменных массивов, по сравнению с которой технические приемы строителей первых пирамид можно считать примитивными. Именно в этих новых условиях превращение громадной глыбы известняка в замечательную статую Сфинкса было вполне реальным и закономерным.

Учитывая эти обстоятельства, А. Снисаренко относит создание Большого Сфинкса ко времени не IV, а XVIII династии. Какому именно фараону мог быть посвящен этот памятник — сегодня сказать трудно. Почти полное отсутствие письменных источников заставляет отложить решение данной загадки на будущее.

Концепция, предложенная А. Снисаренко, устраняет целый ряд трудностей, вызываемых традиционной датировкой времени создания “человекольва”. Однако если такое своеобразное в художественном и техническом отношении произведение, как Большой Сфинкс, отнести к XVIII веку до нашей эры, то становится совершенно непо-

нятным, почему впоследствии не делалось никаких попыток его повторения?

Должно было пройти лишь семь веков после предполагаемой даты сооружения Сфинкса, когда начинается массовое “производство” статуй подобного типа, то есть “сфинксирование” (термин А. Снисаренко) становится вполне привычным явлением.

Отнесение появления Большого Сфинкса ко времени Нового Царства египетской истории позволяет получить ответы на такие вопросы: отчего о Сфинксе умалчивают египетские письменные источники, зачем он был создан и почему его не видели путешествующие древние историки?

По поводу первого вопроса можно уверенно сказать: старые папирусы не могли ничего сообщить а Сфинксе, потому что его просто не было: он появился в XVIII— XV веках до нашей эры.

Прост ответ и на второй вопрос... Большой Сфинкс — это “проба пера” зодчих и скульпторов периода XVIII династии, поиск разных способов обработки огромных скальных массивов, первый памятник их мастерству.