Смекни!
smekni.com

Загадки острова Пасхи, Войцеховский А.И. (стр. 42 из 77)

Однако запасы пищи иссякли, прежде чем был утолен голод. И троянцы принялись... поедать лепешки. Сын Энея рассмеялся и сказал: “Мы съедаем свои столы!” Все пропустили эту шутку мимо ушей. Только Эней быстро поднялся с земли и, протянув вперед руки, воскликнул:

“Здравствуй, неведомый край! Тебя предназначили нам боги. Исполнилось древнее предсказание о том, что голод приведет нас на берег безвестный. Там свои вы съедите столы... Значит, кончились наши скитания!”

По приказу Энея начали готовить новое грандиозное жертвоприношение. Одни несли с кораблей в указанное Энеем место изображения богов, вывезенные из Трои, другие готовили пьедесталы и алтари... Но вдруг приготовленная для жертвоприношения свинья, вырвавшись, устремилась в долину. И Эней, истолковавший это как посланное богами знамение, последовал за ней. Пробежав около 24 стадий (более четырех километров), свинья взобралась на холм и, обессилившая, улеглась. Здесь и был заложен троянцами город, пока не имевший имени.

В то время, когда троянские мужи рубили деревья для стен города, Эней снаряжал посольство к местному царю Латину, правившему всей этой страной. Как еще отнесется царь к появившимся чужеземцам? Не знал Эней того, что, когда его корабли входили в устье реки, боги послали знамение и царю Латину.

Возле царского двора рос старый лавр, посвященный Аполлону. Внезапно на его вершину опустился рой пчел. Кто-то послал за гадателем. Пришедший гадатель сказал:

“Вижу я мужа и войско, идущих из чуждых земель, из одной страны в другую. Будет он владыкой здесь...”

Вот почему, когда послы Энея с оливковыми ветвями в руках приблизились к дворцу Латина, царь встретил их с распростертыми объятиями. Ведь так повелели ему боги.

Царь Латин заключил вскоре с Энеем союз и уступил троянцам часть своей земли. Эней обручился с царской дочерью Лавинией, и город, который был заложен пришельцами, получил ее имя. При этом произошло новое чудо. В соседней роще сам по себе вспыхнул огонь, и тотчас между лесными обитателями завязалась жестокая схватка, из которой победителями вышли волк и орел.

Вскоре после этого царь соседнего народа рутулов Турн, разъяренный тем, что Латин отдал свою дочь Лавинию в жены чужеземцу, начал войну против Латина и его новых союзников троянцев.

В поисках союзников Эней отправился за советом к мудрому старцу Эвандру. Старец сказал ему, что во владениях рутулов укрылся жестокий Мезенций, до этого несправедливо правивший этрусками. Спасаясь от гнева восставших, он бежал к Турну. Этруски требуют казни своего бывшего царя Мезенция. Вот то войско, которое с радостью примет Энея как своего предводителя.

И тогда Эней понял смысл знамения, данного богами при основании города Лавиния. Ведь волк — священное животное латинов, орел — священная птица этрусков. Союз волка и орла должен обеспечить победу над Турном.

Так и произошло... Этруски стали союзниками троянцев в борьбе против Мезенция и его покровителя Турна. Мезенций был вскоре убит самим Энеем в одном из сражений. Эней также разбил царя Турна и связал свою судьбу и судьбу своего рода с латинами и их землей...

Отношение к этому старинному преданию очень резко менялось на протяжении многих столетий. В XV—XVI веках все настолько преклонялись перед античными источниками, что принимали на веру любое повествование

древних писателей. В конце XVII и начале XVIII века считалось, что это предание не имеет ничего общего с реальной действительностью. Но в 50-х годах XX века археологи обнаружили в этрусских городах множество предметов, связанных с Энеем. Оказалось, что он изображен почти на 60 вазах, найденных на территории бывшей Этрурии. Видимо, легенда не случайно связала имя Энея с этрусками.

Вскоре после этого археологи обнаружили в 500 метрах от морского побережья, то есть там, где по легенде высадился со своими попутчиками Эней, остатки древнего святилища, которое было сооружено здесь в VI веке до нашей эры. Почти одновременно с этим открытием археологи, раскапывавшие город Лавиний, обнаружили стелу с посвящением Энею. Следовательно, этот город с глубокой древности был центром почитания Энея... А может быть, именно здесь находилась и сама гробница Энея, о которой упоминали античные авторы?

И вот, когда в начале 70-х годов XX века итальянские археологи заявили, что они обнаружили великолепную этрусскую гробницу, итальянские газеты и журналы единодушно сообщили: гробница Энея найдена! Но, увы, оказалось, что это был кенотаф, то есть ложная гробница, но он дал ученым возможность утверждать — культ Энея ведет свое начало от этрусков! А это, в свою очередь, решает одну из наиболее сложных проблем античности: вопрос о происхождении этрусков...

Вспомним, что Геродот первым высказал предположение о переселении лидийцев, то есть этрусков, из Малой Азии в Италию. Однако лидийский историк Ксанф, описывавший историю своего народа, нигде не упоминает о таком переселении. Поэтому, основываясь на трудах Ксанфа, один из античных историков I века до нашей эры Дионисий Галикарнасский полностью отверг версию Геродота и вот что написал о происхождении этрусков:

. ' “Тиррены ниоткуда не приходили, но являлись народом местного происхождения, и потому неправильно отож-

' дествлять этрусков с пеласгами или лидийцами. Этрусками римляне называли разенов, живущих в Этрурии. Было время, когда латинов, умбров, авзонов и

многие другие народности греки называли этрусками”.

*

Заметим, что “тиррены” — это греческое название народа, соответствовавшее латинскому обозначению “тус-ки” (tusci) или “этруски” (etruski), сами же этруски называли себя “разена” или, если говорить более точно, “ра-сена” (rasena). Как мы видим, начавшийся давным-давно спор об их происхождении продолжается до сих пор...

Так вот, учитывая совпадение легенды об Энее и рассказа Геродота в той части, где описывается прибытие переселенцев из Малой Азии, болгарский исследователь В. Георгиев также выдвинул гипотезу о троянском происхождении этрусков. Помимо вышеотмеченных обстоятельств, обращают на себя внимание и другие совпадения археологических данных и свидетельств Геродота.

Так, например, Геродот пишет о. том, что этруски в честь своей победы над греками регулярно устраивали гимнастические соревнования, что-то вроде греческих олимпийских игр. И нужно сказать, что это обстоятельство получило подтверждение. Во время археологических раскопок в этрусском городе Тарквиний были открыты великолепные фрески с изображением спортивных состя-• заний. Они вроде бы подтверждают сообщения Геродота... ' Неужели этруски — выходцы из Трои?..

СЫНЫ ЛЕОПАРДА

Автором еще одной гипотезы о происхождении этрусков из районов Малой Азии является известный отечественный ученый-исследователь и писатель Владимир Иванович Щербаков. Он продолжительное время занимался славяно-этрусской письменностью, предложил новый метод расшифровки и перевода различных этрусских надписей, а также опубликовал по перечисленным проблемам большое количество научных работ.

Одна из них “Сыны леопарда уходят на север” была напечатана в журнале “Техника — молодежи” в 1988 году. Заключительная часть этой статьи представляет для нас несомненный интерес.

Рассмотрев вопрос о происхождении славян, В. Щербаков обоснованно утверждает следующее:

“Боги славян, как и сами славяне, пришли на Днепр из глубокой древности, с берегов Дуная, из Фракии, из МалойАзии.

Остается ответить на вопрос о происхождении слова “Русь”, ибо без этого богатый исторический материал наших летописей как бы повисает в воздухе, не опираясь на надежные обоснования. Прежде всего поражает обилие слов и названий племен, звучащих сходно со словом “Русь”...”

Автор статьи напоминает, что сами этруски называли себя РОСЕНАМИ, и пишет:

“Этруски — слово греческое, оно не имеет отношения к делу. Норосены (rosenae) в Италии засвидетельствованы документально. В языке росенов-этрусков много славянских корней...

Вернемся к загадке корня “рус”, “рос”. Очевидно, приписать его какому-то одному племени или народности не представляется возможным. Было еще племя НЕ РУСЫ с тем же корнем. Но как его объяснить? Мне посчастливилось в свое время найти первоисточник: это хаттская надпись “КАПРА С”. Ее переводят так: “леопард”. Но это не просто леопард. Кап-ряс... От первой части слова происходит славянское “капище” и этрусское слово “кепен-капен”, что означает “жрец”.

Значит, каприс — это священный леопард, которому поклонялись. А слово леопард писалось “РАС” и звучало так: “РОС”, “РУС”. И поныне звучит во многих славянских языках название похожего зверя — рыси.

По-польски “рис”, по-белорусски —“рыся”... Но рысь, бесспорно, родственница леопарда-роса. Но если леопарду поклонялись, если был культ леопарда, то где искать его истоки? Ответ, кажется, ясен, ведь именно В ЦЕНТРАЛЬНОЙ AHA ТОЛИ И НАЙДЕН КАМЕННЫЙ ЛЕОПАРД С НАДПИСЬЮ “КАПРАС...”

Раскопки, проведенные исследователями в последние десятилетия XX века, действительно позволили найти истоки культа леопарда в одном из древнейших городов мира... Чатал-Гюкже, располагавшемся в центральном районе Малой Азии в VII тысячелетии до нашей эры (!?), то есть почти во времена легендарной Атлантиды Платона.

И, наконец, приведем еще один фрагмент из статьи В. Щербакова:

“...ЛЮДИ, СОЗДАВШИЕ КУЛЬТ ЛЕОПАРДА, -ЭТО ПОИСТИНЕ СЫНЫ ЛЕОПАРДА. Можно, конечно, говорить о тотемных животных, но здесь в - этом тысячелетнем (здесь речь идет о VII тысячеле-,, тип до нашей эры. — А. В.) почитании, было нечто иное. Это загадка. И каменный леопард-рос молчал,

как молчал он на многочисленных по-ь; 5 здних рельефах античного времени, во

фракийских находках, на раскопках при-; черноморских городов...”

Сыны леопарда... Но как это доказать?.. Естественно, нужно обратиться к памятникам тех племен, в названиях которых имелся этот странный корень, созвучный древнему имени леопарда. И, в первую очередь, обратиться к рассматриваемым нами здесь этрускам-росенам. Именно у них, этрусков-росенов, леопард был в почете, хотя со времени первых обнаруженных его изображений в Анатолии прошло пять-шесть тысяч лет.