Смекни!
smekni.com

Социальная экология (стр. 40 из 66)

Таким образом, в современном образовательном процессе пред­принимаются достаточно плодотворные, на наш взгляд, попытки реализации в педагогическом процессе философских и психоло­гических достижений в сфере развития экологического сознания на рубеже XX и XXI столетий.

ЛИТЕРАТУРА

Абрамов Ю.Ф., Алешкевич М.П., Буровский А.М., Костин А. К. Лицей эколого-информационных технологии (опыт проектирования и внедрения). -Иркутск,1998.

Биджиева Р. У. Диалектика формирования экологического сознания в ус­ловиях развитого социализма: Дис.... канд. философ, наук. - М., 1981.

Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону, 1996.

Иванова Т. В. Экологические ценности в общественном сознании // Вопро­сы психологии. - 1999. -№ 3. - С. 83-88.

Кочергш А. Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Г. Экологическое знание и соз­нание. - Новосибирск, 1987.

Кряж И. В. Психосемантическое исследование обыденных экологических представлении // Вопросы психологии. - 1998. - № 1. - С. 65-75.

Современные проблемы экологии. - М., 1997.

Глава 9 ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В философии культура определяется как специфический спо­соб организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценно­стях, в совокупности отношений людей и природы, между собой и к самим себе.

Как отмечает Э. В. Гирусов, культуру принято определять через противопоставление ее природным явлениям, поскольку одним из важнейших проявлений культуры является отпечаток сознатель­ной деятельности субъекта в отличие от естественного бытия природных тел. Однако в действительности в процессе эволюции общества возникает нарастающее их взаимопроникновение и взаимообусловленность. Культура - это проявление сознательной деятельности, она характеризует степень свободы субъекта по от­ношению к природной и социальной необходимости.

Культура в качестве социального явления может быть опре­делена в самом общем виде как «образ жизни» человека и обще­ства. И в этом своем статусе культура представляет собой важ­нейший компонент и показатель уровня развития человеческой цивилизации.

В настоящее время современное общество оказалось перед вы­бором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической ката­строфе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. По­следнее возможно при условии коренной перестройки мировоз­зрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирования новой - экологической культуры.

Отсюда следует: экологическая культура есть органическая, не­отъемлемая часть культуры, которая охватывает те стороны мыш­ления и деятельности человека, которые соотносятся с природной средой. Человек приобретал культурные навыки не только и не столько потому, что преобразовывал природу и создавал свою «искусственную среду». На протяжении всей истории цивилиза­ции он, всегда находясь в той или иной среде, учился у нее. С наи­большим основанием это утверждение относится и к современно­сти, когда пришло время синтеза социального и природного на­чал в культуре на основе глубокого понимания природы, ее само­ценности, насущной необходимости формирования у человека уважительного отношения к природе как непременного условия его выживания.

Поэтому важнейшим показателем уровня культуры общества следует полагать не только степень его духовного развития, но и то, сколь нравственно население, насколько внедрены экологиче­ские принципы в деятельности людей по сохранению и воспроиз­водству природных богатств.

С позиций культурологии экологическая культура представля­ет собой компонент культуры общества в целом и включает в себя оценивание средств, которыми осуществляется непосредственное воздействие человека на природную среду, а также средств духов­но-практического освоения природы (соответствующие знания, культурные традиции, ценностные установки и т.д.).

Сущность экологической культуры, по мнению Б.Т.Лихачева, может рассматриваться как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и на­учно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельно­сти. Экологическая культура органически связана с сущностью личности в целом, с ее различными сторонами и качествами. Так, например, философская культура дает возможность человеку ос­мыслить и понять назначение человека как продукта природы и общества; политическая - позволяет обеспечивать экологическое равновесие между хозяйственной деятельностью людей и состоя­нием природы; правовая - удерживает человека в рамках разре­шенных законами взаимодействий с природой; эстетическая -создает условия для эмоционального восприятия красоты и гар­монии в природе; физическая - ориентирует человека на эффек­тивное развитие его природных сущностных сил; нравственная -одухотворяет отношения личности к природе и т.д. Взаимодейст­вие всех этих культур и порождает экологическую культуру. По­нятие «экологическая культура» охватывает такую культуру, ко­торая способствует сохранению и развитию системы «общество-природа».

Экологический подход привел к вычленению внутри социаль­ной экологии еще такого понятия, как «экология культуры», в рамках которой осмысливаются пути сохранения и восстановле­ния различных элементов культурной среды, созданной человече­ством на протяжении его истории.

Сегодня признаком высокой культуры вообще и экологиче­ской культуры в частности становится не степень отличия соци­ального от природного, а степень их единства. Таким единством достигается стабильность и природы и общества, образующих социоприродную систему, в которой природа становится «челове­ческой сущностью человека», а сохранение природы - средством сохранения общества и человека как вида.

Мы определяем экологическую культуру как нравственно-духовную сферу жизнедеятельности человека, характеризующую своеобразие его взаимодействия с природой и включающую в се­бя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность. В каче­стве особого элемента выступают экологические институты, при­званные поддерживать и развивать экологическую культуру на уровне общественного сознания в целом и конкретного человека в частности.

В условиях усугубляющегося экологического кризиса выжи­вание человечества полностью зависит от него самого: он может устранить эту угрозу, если сумеет трансформировать стиль своего мышления и своей деятельности, придать им экологическую на­правленность. Только преодоление в общественном плане антро­поцентризма и в личностном плане эгоцентризма может дать воз­можность избежать экологической катастрофы. На это у нас ос­талось не так много времени: по оценке такого специалиста, как председатель комитета по охране окружающей среды В. И. Дани-лов-Данильян, к концу 70-х годов наступающего века будет позд­но даже обсуждать экологическую проблему. При этом нельзя за­бывать: культура консервативна и мы уже сейчас нуждаемся в ре­волюционном переходе к новому типу экологической культуры. Очевидно, что такой переход может состояться только при том условии, что законы сохранения и воспроизводства природных ресурсов будут осознаны человеком и станут законами его прак­тической деятельности. К сожалению, материальное производст­во и экологическая культура все еще противоречат друг другу, и нам необходимо обостренно воспринимать серьезнейшие трудно­сти на пути преодоления - и в сознании и на практике - этого ги­бельного противоречия. Скажем, на сколько еще велик для нас со­блазн принять к реализации технически совершенное производст­венное новшество, не учитывая содержащегося в нем экологиче­ского риска.

За свою многовековую историю человечество слишком при­выкло жить, в сущности, без развитого экологического мышления, без экологической этики и без осознанной экологически ори­ентированной деятельности.

Обращаясь к проблеме формирования современной экологиче­ской культуры, являющейся исходной темой заключительного раздела данного учебного пособия, нельзя не коснуться вкратце ее исторических корней. Общая канва отношения человек-природа хорошо известна. Здесь же мы рассмотрим данный вопрос в дру­гом, менее традиционном аспекте - аспекте культуры.

Большой, если не сказать наиболее значимый вклад в данный вопрос внесли наши отечественные философы в силу того, что им присущ в значительной степени, ставший традиционным интерес к взаимоотношениям человека как с его социальной, так и с при­родной средой. Так, великий русский философ Н. А. Бердяев осо­бо отмечал: все социальные перемены в судьбе человечества не­пременно связаны с отношением человека к природе, отсюда кро­ме прочего следует необходимость исследовать генезис экологи­ческой культуры на общечеловеческом уровне.

Более развернуто трактовал интересующий культурно-этиче­ский вопрос В. С. Соловьев. Он писал, что возможно троякое от­ношение человека к внешней природе: страдательное подчинение ей в том виде, в каком она существует, затем длительная борьба с нею, покорение ее и пользование ею как безразличным орудием и, наконец, утверждение ее идеального состояния - того, чем она должна стать через человека. Безусловно, нормальным и оконча­тельным, подчеркивает далее В.С.Соловьев, следует признать только третье, положительное отношение, в котором человек поль­зуется своим превосходством над природой не только для своего, но и для ее - природы - возвышения.