Смекни!
smekni.com

Социальная экология (стр. 41 из 66)

Детализируя эти мировоззренческие, пронизанные экокультурным лейтмотивом постулаты В. С. Соловьева, первый, страда­тельный, исторический тип экокультуры И.П.Сафронов в своей работе «Формирование экологической культуры учителя» харак­теризует как доцивилизационный. В тот период личность еще не является субъектом экологической культуры, поскольку тогда она была неотделима от племени, слита с ним. Уже этот вид экологи­ческой культуры имел свои этические принципы, хотя и не осоз­нанные - в них уже проявляла себя некая мудрость человека в от­ношении к природе. Примечательно в связи с этим, что некоторые ученые отмечают сохранность тех давних этических принципов в ряде регионов мира вплоть до настоящего времени. Так, ирокезы перед тем как убить медведя произносят монолог, объясняя, что ими движет жесткая необходимость, но отнюдь не жадность или стремление «нанести ему бесчестье». То есть ощущение единства с природой, так же как и императив очеловечивания природы, прошли испытание временем; от этого императива недалек и дру­гой, не менее актуальный - «Не убий!»

За страдательным типом экокультуры последовал «цивилизационный», преобразовательный тип, который затем привел к гос­подству над природой и даже к борьбе с ней. Центральным субъ­ектом экологической культуры становится индивид с присущим ему эгоцентризмом. Этот процесс был вполне естественным, объ­ективным, и он не может осуждаться с позиций современной нрав­ственности. Наступательное отношение к природной среде через переход от присвоения готовых, естественных ресурсов к произ­водству с помощью орудий труда, через промышленную и научно-техническую революцию в общем плане, через создание «второй» искусственной среды обитания привело к новому типу экологиче­ской культуры. Этот тип культуры, которого человечество еще продолжает придерживаться, в весьма заметной мере инициирует­ся западноевропейской философией, в своей основе во многом эгоцентричной. Формируется понимание природы как объекта, отдаленного от человека, более того, противостоящего ему.

Нарастающее техническое и интеллектуальное могущество ин­дивида и человечества в целом в конце концов привело к подрыву стабильности биосферы и к тому глобальному экологическому кризису, который мы сейчас имеем. На возникающую угрозу пер­воначально указывали выдающиеся, наиболее дальновидные мыс­лители. Среди них Н. Ф. Федоров - он весьма определенно и жест­ко указывал: мир идет к концу, цивилизация, эксплуатирующая природу, не восстанавливающая ее, может привести только к та­кому итогу. В начале второй половины нашего века коллективные исследования ученых на основании тревожных объективных дан­ных подтвердили это предупреждение. Так, участники знаменито­го Римского клуба в докладе «Пределы роста» (1972 г.) констати­ровали, что при сохранении темпов нарастающего увеличения мирового населения параллельно с высокими темпами производ­ства, загрязнением окружающей среды и истощением естествен­ных ресурсов к середине XXI в. наступит глобальная катастрофа.

С мировоззренческой точки зрения и с позиции культуры эти прогнозы выдержаны в духе «экологического пессимизма». Ко­нечно, такой культурный императив является тупиковым. Духов­ный пессимизм вообще характерен для кризисных, переходных ситуаций, в недрах которых с неизбежностью закономерно зарож­даются и иные тенденции, в том числе и в сфере культуры.

В интересующей нас области - человек и окружающая его со­циальная и природная среда - происходит становление прогрес­сивного современного типа экологической культуры, который многие авторитетные специалисты справедливо оценивают как «гуманистический ("ноосферный") тип». Этот новый тип эколо­гической культуры хотя и с большими трудностями и в разной степени, но неуклонно и достаточно уверенно охватывает все ее основные подсистемы: экологические, социальные и производст­венные отношения, экологическое мышление, экологическую дея­тельность, экологические общественные институты и, наконец, особо важное для нас - экологическое образование и воспитание.

Здесь также весьма важно отметить и подчеркнуть: становле­ние гуманистического типа экологической культуры невозможно без истинной демократизации общества, без преобразования в этом направлении социальных отношений, без всеохватывающей гуманизации отношений между людьми, между странами и наро­дами, без гуманизации всего мирового сообщества. Этому про­цессу нет альтернативы.

Обращаясь к экологически ориентированным социальным и производственным отношениям, следует сказать, что эти понятия, впрочем, как и другие категории и понятия экологической куль­туры, еще не достаточно «устоялись» и имеют различные толко­вания. Однако целый ряд тенденций в этой области в достаточной степени очевидны и общепризнаны. Если взять материально-про­изводственные аспекты экологической культуры второй полови­ны нашего столетия, то нельзя не видеть зарождения, а затем и активного внедрения экологически щадящих способов производ­ства, прежде всего в промышленности (химической, нефтедобы­вающей и перерабатывающей, военной, атомной и др.), создания разнообразных очистительных систем, роста внимания к безотход­ному производству, его замкнутым циклам, применения биотехно­логий, использования экологически чистых источников энергии, начало производства оборудования для экологической защиты, создания специальных служб контроля за качеством окружающей среды. В условиях осуществления всех этих мер складываются и развиваются соответствующие творческие способности и навыки человека, т. е. современная экологическая культура.

Очевидны серьезные сдвиги и в социально-политических сферах, сопровождающих становление нового типа экологической куль­туры. Высшие законодательные и исполнительные государствен­ные органы уделяют все большее внимание экологии, укрепляется юридическая база экологических отношений; начали функциони­ровать многие национальные и международные экологические организации и учреждения, в том числе и наделенные властными полномочиями; широкое развитие получили всевозможные эко­логические движения и партии, представители которых в ряде стран заняли ключевые посты в государственных структурах; впол­не допустимо констатировать наличие профессионального отно­шения к проблеме «человек-общество-природа» в средствах мас­совой информации. Можно привести немало других свидетельств социальной переориентации общества, произошедших в данной области за последние десятилетия. Как уже было сказано, непре­менным признаком высокой экологической культуры является наличие определенных моральных и правовых норм. Здесь важ­ную роль приобретает формирование ответственности как способ­ности к сознательному и самостоятельному принятию личностью определенных обязательств перед природой, обществом, коллек­тивом, самим собой и готовностью отчитываться за их воплоще­ние в жизнь, нести наказание в виде юридических, администра­тивных, нравственных санкций со стороны общества, чувства ви­ны, укоров совести со своей стороны, поскольку дефицит ответст­венности перед будущим является одним из истоков кризисной экологической ситуации. И. Т. Суравегина считает, что экологи­ческая ответственность вбирает в себя все существенные признаки как социальной, так и моральной ответственности. А учитывая, что категория ответственности связана с категорией свободы, то у человека всегда есть выбор поступить так или иначе по отноше­нию к природной среде, другому человеку, самому себе. Ответст­венность как личностное качество развивается в онтогенезе по­степенно в результате взаимодействия индивида с социальным окружением.

В научной литературе обычно выделяют две стороны в системе экологической культуры: материальную (все формы взаимодейст­вия общества с природой и результаты этого взаимодействия) и духовную (экологические знания, умения, убеждения, навыки). И.П.Сафронов представляет экологическую культуру общества как систему диалектически взаимосвязанных элементов: экологи­ческих отношений, экологического сознания и экологической деятельности.

В содержании экологических отношений выделяют два струк­турных элемента - социально-экологические отношения, которые складываются между людьми в искусственной среде их обитания и косвенно воздействуют на естественную среду обитания людей и реально-практические отношения, которые включают, во-первых, отношения человека непосредственно к естественной среде обита­ния, во-вторых, отношения в материально-производственных сфе­рах человеческой жизнедеятельности, связанных с процессом при­своения человеком природных сил, энергии и вещества и в-третьих, отношения человека к естественным условиям своего существова­ния как общественного существа.

Что касается экологического сознания, то этот вопрос подроб­но рассматривался в предыдущей главе.

Экологическая деятельность характеризуется как интегративное понятие, охватывающее различные виды человеческой дея­тельности как в материальной, так и в идеальной сферах, связан­ные с познанием, освоением, преобразованием и сохранением при­родной среды. Рассмотрим этот аспект более подробно.

Понятием экологическая деятельность в наиболее обобщенном виде охватываются рассматриваемые в определенном аспекте разные виды человеческой деятельности в материально-практиче­ской и теоретической сферах, в той или иной степени относящихся к изучению, освоению, преобразованию и сохранению естествен­ной среды.