Социальный детерминизм - философская доктрина, утверждающая причинную обусловленность явлений природы и общества социально-экономическими факторами.
Социальная экология - комплекс научных отраслей, изучающих связь общественных структур (начиная с семьи и других малых общественных групп) и личности с природной и социальной средой.
Социально-бытовая среда человека - часть жизненной среды, которая организуется и развивается в целях обеспечения необходимых условий существования, жизнедеятельности человека как биосоциального существа и поддержания его физического и психического здоровья.
Социально-трудовой потенциал (по В. П. Казначееву) - способ организации жизнедеятельности человеческой популяции, при котором осуществление различных естественно-природных и социальных мер по организации жизнедеятельности популяций создает оптимальные условия для социально полезной общественно-трудовой деятельности индивидов и групп населения.
Среда - вещество или пространство, окружающее данный объект.
Среда обитания человека - природные тела или явления, с которыми организм человека находится во взаимоотношениях; совокупность природных, природно-антропогенных и социальных факторов жизни человека.
Стихийные бедствия - катастрофические природные явления и процессы (землетрясения, извержения вулканов, наводнения, засухи, ураганы, цунами, сели и пр.), которые могут вызывать человеческие жертвы и наносить материальный ущерб.
Стресс - совокупность физиологических реакций, возникающих в организме в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров): холода, голода, физических и психических травм, облучения, инфекции - или, наоборот, благоприятных: радости, полового возбуждения и т. д.
Субъект - индивид или группа индивидов как источник познания и преобразования действительности.
Техносфера - часть биосферы, коренным образом преобразованная человеком в инженерно-технические сооружения: города, заводы и фабрики, карьеры и шахты, дороги, плотины и водохранилища и т.п.
Толерантность - терпимость, устойчивость, способность организма переносить неблагоприятное воздействие какого-либо экологического фактора.
Тотем - животное, растение, явление природы, которые у родовых групп людей служат объектом религиозного почитания, основанного на вере в тесную связь между людьми одного рода и их тотемом.
Тотемизм - поклонение тотему.
Тропизмы - движения (рост) растений в определенных направлениях, вызванные односторонним воздействием факторов внешней среды.
Трофический - относящийся к питанию.
Устойчивое развитие - развитие общества, которое удовлетворяет потребности настоящего времени и не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности.
Урбанизация - рост и развитие городов.
Фауна - совокупность видов животных.
Феноакклиматизация - непосредственная реакция организма на новую среду, выражавшаяся в фенотипических, компенсаторных, физиологических изменениях, которые помогают организму сохранить в новых условиях равновесие.
Фетиш - неодушевленный предмет (камень, череп, клык зверя и др.), который по представлению верующих наделен сверхъестественной силой. Фетиши, защищающие человека от злых духов и опасностей, называются амулетами. Часто фетишами являлись фигурки людей и животных - прообразы будущих идолов.
Фетишизм - религиозное поклонение фетишам.
Флора - совокупность видов растений.
Фрустрация - обман, расстройство, разрушение планов - психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи.
Христианство - одна из трех мировых религий, имеет три основные ветви: католицизм, православие, протестантизм, общим объединяющим признаком которых является вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя мира; главным источником вероучения является Священное Писание.
Ценность - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений.
Человек прямостоящий (Homo erectus) - вид, образовавший около 1 млн лет назад следующую, после Человека умелого, ступень эволюции биологического рода Человек (Homo).
Человек разумный (Homo sapiens; H. sapiens sapiens) - вид (подвид), стоящий на высшей ступени эволюции биологического рода Человек; к нему относятся все современные люди.
Человек умелый (Homo habilis) - вид, с которым связывают формирование биологического рода Человек. Его остатки обнаружены в Африке и имеют возраст около 3 млн лет.
Четвертичный период - современный период в истории развития Земли продолжительностью, по разным данным, от 1,5 до 3,5 млн лет. Ч. п. характеризуется неоднократным чередованием холодных и теплых климатических эпох. В холодные эпохи развивались мощные материковые оледенения.
Экологическая ниша - совокупность всех факторов среды в ареале, при которых возможно существование определенного вида животных, растений или микроорганизмов.
Экологическая этика - междисциплинарная область исследований, возникшая вследствие воздействия научно-технического прогресса на окружающую среду и имеющая предметом ценностные, этические проблемы взаимоотношений человека и природы.
Экологические факторы - условия среды как движущая сила жизнедеятельности организмов, на которые живое реагирует приспособительными реакциями. Различают э. ф. абиотические и биотические.
Экология - наука о взаимоотношениях организмов и образуемых ими сообществ с абиотическими и биотическими экологическими факторами.
Экология социальная - см. социальная экология.
Экология человека - наука, рассматривающая биосферу как экологическую нишу человечества, изучающая природные, социальные и экономические условия как факторы среды обитания человека, обеспечивающие его нормальное развитие и воспроизводство.
Экосистема - комплекс, в котором между биотическими и абиотическими компонентами происходит обмен веществом, энергией, информацией.
Экоцентризм - воззрение, согласно которому природные объекты воспринимаются в качестве полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком. Для э. характерны ориентированность на экологическую целесообразность, непротивопоставление человека и природы.
Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
Эрозия - процесс разрушения земной поверхности водными потоками.
Этика - философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность.
При составлении словаря использовались следующие источники:
«Краткая философская энциклопедия» (1990); «Общая экология» (К.М.Петров, 1998); «Популярный биологический словарь» (Н.Ф.Реймерс, 1991); «Популярная медицинская энциклопедия» (1980); «Прикладная экология» (В.А.Вронский, 1996); «Психологический словарь» (под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова, 1997); «Психология. Словарь» (под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского, 1990); «Российская педагогическая энциклопедия» (в 2 т., 1993); «Советский энциклопедический словарь» (1985); «Современный словарь иностранных слов» (1994); «Среда нашего обитания» (П.Ревелль, Ч.Ревелль, 1995); «Философский энциклопедический словарь» (1983); «Экология. Школьный справочник» (А.П.Ошмарин, В.И.Ошмарина, 1998); «Энциклопедический словарь географических терминов» (1968); «Экология человека» (Н.А.Агаджанян, В.И.Торшин, 1994).
Тема 1 СТАНОВЛЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ НА ЗАРЕ ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Э.Б.ТАЙЛОР. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА
Глава V. Мифология
...Мифология дикарей может послужить нам основой, а затем могут быть представлены мифы более цивилизованных обществ, как создания, происходящие из того же источника, хотя и более совершенные со стороны художественности. Такое отношение к предмету оказывается удовлетворительным почти во всех отраслях этого исследования, и в особенности при изучении замечательных по красоте поэтических вымыслов, которые могут быть названы мифами природы, или природными мифами.
Первая и главная причина превращения фактов ежедневного опыта в миф есть верование в одушевление всей природы - верование, которое достигает высшей своей точки в олицетворении ее. Это вовсе не случайное или гипотетическое действие человеческого ума неразрывно связано с тем первобытным умственным состоянием, когда человек в мельчайших подробностях окружающего его мира видит проявления личной жизни и воли. Это учение об анимизме в другом месте будет рассмотрено нами в его действии на философию и религию. Теперь же мы займемся только отношением его к мифологии. Для примитивных человеческих племен солнце и звезды, деревья и реки, облака и ветры становятся личными одушевленными существами, которые живут наподобие людей или животных и исполняют предназначенные им в мире функции с помощью членов, как животные, или искусственных орудий, как человек. Иногда же видимое человеческим глазом представляется лишь простым орудием для той или другой цели или еще бесформенным материалом, за которым скрывается какое-нибудь чудовищное, хотя и получеловеческое, существо, действующее на них своими руками или приводящее их в движение своим дуновением. Основа, на которой построены подобные идеи, не может быть сужена до простого поэтического вымысла или до простой метафоры. Идеи эти опираются на широкую философию природы, правда первобытную и грубую, но полную мысли и понимаемую вполне реально и серьезно.