Смекни!
smekni.com

Социальная экология (стр. 9 из 66)

СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Л. В. Максимова выделяет два основных аспекта при изучении отношений человека с окружающей средой. Во-первых, изучается вся совокупность воздействий, оказываемых на человека средой и различными средовыми факторами.

В современных антропоэкологии и социальной экологии факто­ры окружающей среды, к воздействию которых человек вынужден приспосабливаться, принято обозначать термином адаптивные факторы. Эти факторы обычно подразделяют на три большие группы - биотических, абиотических и антропогенных факторов среды. Биотические факторы - это прямые или опосредованные воздействия со стороны других организмов, населяющих среду обитания человека (животных, растений, микроорганизмов). Абиотические факторы - факторы неорганической природы (свет, температура, влажность, давление, физические поля - гравитацион­ное, электромагнитное, ионизирующая и проникающая радиация и пр.). Особую группу составляют антропогенные факторы, порож­денные деятельностью самого человека, человеческого сообщества (загрязнение атмосферы и гидросферы, вспашка полей, вырубка лесов, замена природных комплексов искусственными сооруже­ниями и др.).

Вторым аспектом исследования взаимоотношений человека и среды является изучение проблемы адаптации человека к окру­жающей среде и ее изменениям.

Понятие адаптация человека выступает одним из фундамен­тальных понятий современной социальной экологии, отражая про­цесс связи человека с окружающей средой и ее изменениями. Пер­воначально появившись в рамках физиологии, термин «адаптация» скоро проник в другие области знания и стал применяться для описания широкого круга явлений и процессов в естественных, технических и гуманитарных науках, положив начало формиро­ванию обширной группы понятий и терминов, отражающих раз­личные стороны и свойства процессов приспособления человека к условиям окружающей его среды и его результат.

Термин «адаптация человека» используется не только для обо­значения процесса приспособления, но и также для осмысления свойства, приобретаемого человеком в результате этого процесса, -приспособленности к условиям существования. Л.В.Максимова считает впрочем, что в этом случае более уместно говорить об адаптированности.

Однако даже при условии однозначного толкования понятия адаптации ощущается его недостаточность для описания обозна­чаемого им процесса. Это находит отражение в появлении таких уточняющих понятий, как деадаптация и реадаптация, характери­зующих направленность процесса (деадаптация - постепенная утра­та адаптивных свойств и, как следствие, снижение приспособлен­ности; реадаптация - обратный процесс), и термина дизадаптация (расстройство приспособления организма к изменяющимся условиям существования), отражающего характер (качество) этого процесса.

Говоря о разновидностях адаптации, выделяют адаптацию гене­тическую, генотипическую, фенотипическую, климатическую, соци­альную и др. Так, адаптация генотипическая - это генетически де­терминированный процесс, развивающийся в ходе эволюционного развития, а адаптация фенотипическая - процесс, развивающийся в ходе индивидуальной жизни, выделяющийся по механизмам осуще­ствления и длительности существования. Климатическая адапта­ция - это процесс приспособления человека к климатическим усло­виям среды. Его синонимом выступает термин акклиматизация.

Способы адаптации человека (общества) к изменяющимся ус­ловиям существования обозначаются в антропоэкологической и социально-экологической литературе как адаптивные стратегии. Различные представители растительного и животного царства (в том числе и человек) наиболее часто используют пассивную страте­гию приспособления к изменениям условий существования. Речь идет о реакции на воздействия адаптивных факторов среды, заключаю­щейся в морфофизиологических преобразованиях в организме, на­правленных на сохранение постоянства его внутренней среды.

Одним из ключевых отличий человека от других представите­лей животного царства является то, что он значительно чаще и успешнее применяет разнообразные активные приспособительные стратегии, такие, например, как стратегии избегания и провоцирования действия тех или иных адаптивных факторов. Однако наиболее развитой формой активной адаптивной стратегии явля­ется характерный для людей хозяйственно-культурный тип при­способления к условиям существования, в основе которого лежит осуществляемая ими предметно-преобразующая деятельность.

ЛИТЕРАТУРА

Агаджанян Н.А., Торшин В. И. Экология человека. Избранные лекции. –М., 1994.

Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология. - М., 1998.

Воронцов Н. Н., СухоруковаЛ. Н. Эволюция органического мира. - М., 1991.

Вронский В. А. Прикладная экология. - Ростов-на-Дону, 1996.

Максимова Л. В. Опыт выявления каркаса основных понятии общей антропоэкологии // Эволюционная и историческая антропоэкология. - М., 1994. -С. 77-88.

Малая медицинская энциклопедия: В 6 т. - М., 1991-1994.

Маркович Д. Ж. Социальная экология. - М., 1991.

Ошмарин А. П., Ошмарина В. И. Экология. Школьный справочник. - Яро­славль, 1998.

Реймерс Н. Ф. Популярный биологический словарь. - М., 1991.

Реймерс Н. Ф. Экология. Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. –М., 1994.

Энциклопедический словарь географических терминов. - М., 1968.

Глава 3 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ В ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Для того чтобы лучше понять современные проблемы взаимо­отношения людей с окружающей средой, целесообразно огля­нуться в прошлое и проследить, как складывались эти взаимоот­ношения на разных этапах развития общества.

Первые попытки научного описания и обоснования процесса развития взаимоотношений между природой и человеком были предприняты еще в эпоху античности (Анаксимандр, Эмпедокл, Лукреций и др.). Однако попытки эти отличались умозрительно­стью. Настоящий «прорыв» в изучении этого вопроса произошел во второй половине XIX - начале XX вв., когда выдающиеся архео­логические открытия (Г. Шаафгаузен, Л.Ларте, Э.Дюбуа, Р.Дарт, Дж. Э. Льюис и др.) позволили существенно расширить и уточнить научные представления о происхождении и развитии человеческого рода, а накопление эмпирического материала заложило основы эволюционной (Т. Гексли, Ч.Дарвин, Э. Геккель и др.) и историко-культурной (Л.Морган, Э.Б.Тайлор, Дж. Дж. Фрэзер, Л.Леви-Брюль и др.) антропологии.

В современной отечественной литературе по социальной эколо­гии и экологии человека можно встретить несколько подходов к построению исторической периодизации процесса изменения взаимоотношений между природой и обществом. Все они отлича­ются тем, что, строясь по различным основаниям, высвечивают преимущественно какой-либо один (реже - несколько) аспект раз­вития этих отношений. Нам представляется наиболее обоснован­ным подход, предложенный Б.Б.Прохоровым, в соответствии с ко­торым взаимодействия человека с природной средой должны рас­сматриваться через призму его хозяйственной деятельности. С этой точки зрения первостепенное значение для построения периодиза­ции процесса становления взаимоотношений людей и природы имеет изучение хозяйственно-культурных типов человеческого общества.

Основываясь на представлении о хозяйственно-культурном типе как системообразующем факторе во взаимоотношениях природы и общества, мы сочли возможным выделить четыре эпохи (этапа) становления отношений между ними.

1. Эпоха охотничье-собирательской культуры.

2. Эпоха аграрной культуры.

3. Эпоха индустриального общества.

4. Постиндустриальная эпоха.

Теперь более подробно рассмотрим каждый из выделенных этапов. Для облегчения ориентировки в терминах, обозначающих различные геологические и археологические эпохи, предлагаем воспользоваться таблицей 2.

Таблица 2

Этапы развития взаимоотношений между природой и обществом

ОХОТНИЧЬЕ-СОБИРАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА

Новейшие исследования антропологов позволяют оценить воз­раст наиболее древнего представителя человеческого рода (Homo habilis - человек умелый) в 2 млн лет. Примерно 200 тыс. лет назад сформировался вид Homo sapiens. Около 10-15 тыс. лет назад че­ловечество расселилось по всему ареалу своего современного обитания. Общая численность населения Земли к началу мезолита (около 10 тыс. лет назад) достигла 3-5 млн человек. Средняя плот­ность населения в этот период составляла 0,05 чел/км2.

Палеолитические, мезолитические и ранненеолитические по­селения людей имеют культурные слои, свидетельствующие о недолговременном существовании и о немногочисленности их обитателей, ведущих полуоседлый образ жизни. Величина групп первобытных людей достигала, как правило, 20-25 человек. Каж­дая такая группа, по утверждению Б. Б. Прохорова, занимала обширную площадь, в пределах которой вела экстенсивное хо­зяйство. Иногда, по-видимому, в наиболее суровые месяцы года, несколько групп собирались вместе для того, чтобы пережить тяжелое время.

Основу существования человеческого общества на всем протя­жении палеолита составляла охота на крупных животных, сопро­вождавшаяся собирательством. Один из наиболее ранних спосо­бов ведения хозяйства в истории человечества складывался из охоты на медведя, крупных копытных (дикая лошадь, косуля, олень, тур, бизон, мускусный бык и др.) и хоботных животных (мамонт, мастодонт), рыбной ловли, добычи водоплавающей ди­чи, сбора насекомых и их личинок, улиток, съедобных моллю­сков, растительной пищи (ягод, плодов, желудей, корневищ, лес­ных орехов, дикого риса и т. д.).