Смекни!
smekni.com

Архипелаг ГУЛАГ Солженицын А И том 2 (стр. 76 из 117)

Нет уж, ни от каменя плода, ни от вора добра.

Теоретики ГУЛага возмущались: кулаки (в лагере) даже не считают воров настоящими людьми (и тем, мол, выдают свою звериную сущность).

А как же принять их за людей, если они сердце твое вынимают и сосут? Вся их "романтическая вольница" есть вольница вурдалаков. <Люди образованного круга, но кто сам не встречался с блатными на узкой тропке, возражают против такой беспощадной оценки воровского мира: не тайная ли любовь к собственности движет теми, кого воры так раздражают? Я настаиваю на своем выражении: вурдалаки, сосущие твое сердце. Они оскверняют все кряду, что для нас - естественный круг человечности. - Но неужели это так безнадежно? Ведь не прирожденные же это свойства воров! А где - добрые стороны их души? - Не знаю. Вероятно, убиты, угнетены воровским законом, по которому мы, все остальные - не люди. Мы уже писали выше о пороге злодейства. Очевидно, пропитавшись воровским законом, блатной необратимо переходит некий нравственный порог. Еще возражают: да ведь вы видели только ворячью мелкоту. Главные-то подлинные воры, головка воровского мира, все расстреляны в 37 году. Действительно, воров 20-х годов я не видел. Но не хватает у меня воображения представить их нравственными личностями.>

***

Но довольно! Скажем и слово в защиту блатных. У них-то есть "своеобразный кодекс" и своеобразное понятие о чести. Но не в том, что они патриоты, как хотелось бы нашим администраторам и литераторам, а в том, что они совершенно последовательные материалисты и последовательные пираты. И хотя за ними так ухаживала диктатура пролетариата - не уважали они ее ни минуты.

Это племя, пришедшее на землю - ЖИТЬ! А так как времени на тюрьму у них приходится почти столько же, сколько и на волю, то они и в тюрьме хотят срывать цветы жизни, и какое им дело - для чего эта тюрьма задумана и как страдают другие тут рядом. Они - непокорны, и вот пользуются плодами этой непокорности - и почему им заботиться о тех, кто гнет голову и умирает рабом? Им нужно есть - и они отнимают все, что видят съедобное и вкусное. Им нужно пить - и они за водку продают конвою вещи отобранные у соседей. Им нужно мягко спать - и при их мужественном виде считается у них вполне почетным возить с собой подушку и ватное одеяло или перину (тем более, что там хорошо прячется нож). Они любят лучи благодатного солнца, и если не могут выехать на черноморский курорт, то загорают на крышах строительств, на каменных карьерах, у входов в шахту (под землю пусть спускаются кто дурней). У них великолепно откормленные мускулы, собирающиеся в шары. Бронзовую кожу свою они отдают под татуировку, и так постоянно удовлетворена их художественная, эротическая и даже нравственная потребность: на грудях, на животах, на спинах друг у друга они разглядывают могучих орлов, присевших на скалу или летящих в небе; балдоху (солнце) с лучами во все стороны; женщин и мужчин в слиянии; и отдельные органы их наслаждений; и вдруг около сердца - Ленина или Сталина, или даже обоих (но это стоит ровно столько, сколько и крестик на шее у блатного). Иногда посмеются забавному кочегару, закидывающему уголь в самую задницу или обезьяне, предавшейся онанизму. И прочтут друг на друге хотя и знакомые, но дорогие в своем повторении надписи: "Всех дешевок в рот...!" (Звучит победно, как "Я - царь Ассаргодон!") Или на животе у блатной девчонки: "Умру за горячую...!" И даже скромную некрупную мораль на руке, всадившей уже десяток ножей под ребра: "Помни слова матери!" Или: "Я помню ласки, я помню мать." (У блатных - культ матери, но формальный, без выполнения ее заветов.)

Для укрупнения чувств в их скоробегущей жизни они любят наркотики. Доступней всех наркотиков - анаша (из конопли), она же плантчик, заворачиваемая в закурку. С благодарностью они об этом и поют:

Ах, плантчик, ты плантчик, ты божия травка,

Отрада для всех ширмачей <Ширмач - карманщик.>

Да, не признают они на земле института собственности и этим действительно чужды буржуа и тем коммунистам, которые имеют дачи и автомобили. Все, что они встречают на жизненном пути, они берут как свое (если это не слишком опасно). Даже когда у них всего вдоволь, они тянутся взять чужое, потому что приедчив вору некраденный кусок. Отобранное из одежки они носят, пока не надоест, пока внове, а вскоре проигрывают в карты. Карточная игра ночами напролет приносит им самые сильные ощущения, и тут они далеко превзошли русских дворян прошлых веков. Они могут играть на глаз (и у проигравшего тут же вырывают глаз), играть под себя, то есть проигрывать себя для неестественного употребления. Проигравшись, объявляют на барже или в бараке шмон, еще находят что-нибудь у фраеров, и игра продолжается.

Затем блатные не любят трудиться, но почему они должны любить труд, если кормятся, поются и одеваются без него? Конечно, это мешает им сблизиться с рабочим классом (но так ли уж любит трудиться и рабочий класс? не из-за горьких ли денег он напрягается, не имея других путей заработать?) Блатные не только не могут "увлечься азартом труда", но труд им отвратителен и они умеют это театрально выразить. Например, попав на сельхозкомандировку и вынужденные выйти за зону сгребать вику с овсом на сено, они не просто сядут отдыхать, но соберут все грабли и вилы в кучу, подожгут и у этого костра греются. (Социально-чуждый десятник! - принимай решение...)

Тщетно пытались заставить их воевать за Родину, у них родина - вся земля. Мобилизованные урки ехали в воинских эшелонах и напевали, раскачиваясь: "Наше дело правое! - Наше дело левое! - Почему все драпают? - ды да почему?" Потом воровали что-нибудь, арестовывались и родным этапом возвращались в тыловую тюрьму. Даже когда уцелевшие троцкисты подавали заявления из лагерей на фронт, урки не подавали. Но когда действующая армия стала переваливать в Европу и запахло трофеями, - они надели обмундирование и поехали грабить вослед за армией (они называли это шутя "Пятый Украинский Фронт" ).

Но! - и в этом они гораздо принципиальнее Пятьдесят Восьмой! - никакой Женька Жоголь или Васька Кишкеня с завернутыми голенищами, однощекою гримасою уважительно выговаривающий священное слово "вор" - никогда не поможет укреплять тюрьму: врывать столбы, натягивать колючку, вскапывать предзонник, ремонтировать вахту, чинить освещение зоны. В этом - честь блатаря. Тюрьма создана против его свободы - и он не может работать на тюрьму! (Впрочем, он не рискует за этот отказ получить 58-ю, а бедному врагу народа сразу бы припаяли контрреволюционный саботаж. По безнаказанности блатные и смелы, а кого медведь драл, тот и пня боится.)

Увидеть блатаря с газетой - совершенно невозможно, блатными твердо установлено, что политика - щебет, не относящийся к подлинной жизни. Книг блатные тоже не читают, очень редко. Но они любят литературу устную, и тот рассказчик, который после отбоя им бесконечно тискает романы, всегда будет сыт от их добычи и в почете, как все сказочники и певцы у примитивных народов. Романы эти - фантастическое и довольно однообразное смешение дешевой бульварщины из великосветской (обязательно великосветской!) жизни, где мелькают титулы виконтов, графов, маркизов, с собственными блатными легендами, самовозвеличением, блатным жаргоном и блатными представлениями о роскошной жизни, которой герой всегда в конце добивается: графиня ложится в его "койку", курит он только "Казбек", имеет "луковицу" (часы), а его "прохоря" (ботинки) начищены до блеска.

Николай Погодин получал командировку на Беломорканал и, вероятно, проел там немало казны, - а ничего в блатных не разглядел, ничего не понял, обо всем солгал. Так как в нашей литературе 40 лет ничего о лагерях не было, кроме его пьесы (и фильма потом), то приходится тут на нее отозваться.

***

Убогость инженеров-каэров, смотрящих в рот своим воспитателям и так учащихся жить, даже не требует отзыва. Но - о его аристократах, о блатных. Погодин умудрился не заметить в них даже той простой черты, что они отнимают по праву сильного, а не тайно воруют из кармана. Он их всех поголовно изобразил мелкими карманными ворами и до надоедания, больше дюжины раз, обыгрывает это в пьесе и даже у него урки воруют друг у друга (совершенный вздор! - воруют только у фраеров, и все сдается пахану). Так же не понял Погодин (или не захотел понять) подлинных стимулов лагерной работы - голода, битья, бригадной круговой поруки. Даже не разобрался он, кто в лагере "товарищ", а кто "гражданин". Ухватился же за одно: за "социальную близость" блатных (это подсказали ему в Управлении канала в Медвежке, а то еще раньше в Москве Горький) - и бросился он показывать перековку блатных. И получился пасквиль на блатных, от которого даже мне хочется их защитить.

Они гораздо умней, чем их изображает Погодин (и Шейнин), и на дешевую перековку их не купишь, просто потому, что мировоззрение их ближе к жизни, чем у тюремщиков, цельнее и не содержит никаких элементов идеализма! - а все заклинания, чтоб голодные люди трудились и умирали в труде - есть чистый идеализм. И если в разговоре с гражданином начальником или корреспондентом из Москвы или на дурацком митинге у них слеза на глазах и голос дрожит - то это рассчитанная актерская игра, чтобы получить льготу или скидку срока - а внутри урка смеется в этот момент! Урки прекрасно понимают забавную шутку (а приехавшие столичные писатели - не понимают). - Это невозможно, чтобы сука Митя вошел безоружный и без надзирателя в камеру РУРа, - а местный пахан Костя уполз бы от него под нары! Костя конечно приготовил нож, а если его нет - то бросится Митю душить, и один из них будет мертв. Вот тут наоборот - не шутка, а Погодин лепит пошлую шутку. - Ужасающая фальшь с "перевоспитанием" Сони (почему? что заставило ее взять тачку?) - и через нее Кости?! - и переход двух воров в стрелки? (это бытовики могут сделать, но не блатные!). И невозможное для трезвых циничных урок соревнование между бригадами (разве только для смеха над вольняшками). И самая раздирающе-фальшивая нота: блатные просят дать им правила создания коммуны!