После того как банку удалось найти состоятельных лиц, готовых внести средства в его уставный капитал, и все вопросы с ними в предварительном порядке согласованы, предстоит преодолеть многочисленные ограничения, установленные как в законодательстве, так и Центральным банком, пройти процедуры обоснований и согласований.
Тем не менее, практика показала, что капитализация за счет наращивания уставного капитала является приоритетным направлением роста для большинства коммерческих банков.
Достоинства уставного капитала состоят в том, что он привлекается на безвозвратной основе и ему присуще постоянство, а дивидендные выплаты собственникам банка не фиксированы. Недостатки его связаны с высокими по сравнению с заемным капиталом издержками на привлечение средств, а также с потенциальной угрозой утраты контроля над деятельностью банка. Увеличение собственного капитала за счет привлечения новых собственников ведет к увеличению числа лиц, претендующих на право участия в деятельности банка пропорционально своей доле в уставном капитале, чьи интересы трудно оптимизировать.
Кроме того, процедура формирования уставного капитала банка специфична: банк не может принимать в оплату капитала ценные бумаги, нематериальные активы, а доля материальных активов ограничивается. Участниками банка не могут быть органы государственного управления, предприятия, финансирующие вклад в уставный капитал банка за счет заемных средств, а также предприятия и физические лица, не подтвердившие свою финансовую устойчивость и источники происхождения средств, вносимых в уставный капитал банка.
Имеет значение и скорость увеличения банком своего уставного капитала. Дело в том, что новый размер уставный капитал — это и новые проблемы с его размещением, с количеством обслуживаемой клиентуры и ее запросами, новыми банковскими продуктами (технологиями), с планированием всей деятельности организации, с квалификацией и умением ответственных сотрудников и так далее. С учетом этого уставный капитал (как и весь собственный капитал целиком) неосмотрительно было бы наращивать чрезмерно высокими, скачкообразными темпами, то есть такими, которые будут существенно обгонять темпы развития других сторон жизнедеятельности банка, в результате чего банк просто не сможет «переварить» резко увеличившийся размер капитала.
Капитал банка является основной экономической величиной, призванной компенсировать финансовые риски банка и обеспечивать его финансовую устойчивость. Однако, представление о фиктивном капитале, как об абсолютном зле банковской системы не совсем правильно. Проблема фиктивного капитала для российских банков не нова, она возникла фактически с момента, когда начали в России появляться первые кредитные организации. Банки в целях получения лицензий на проведение банковских операций и соблюдения надзорных требований, находясь в условиях дефицита инвестиций извне, были вынуждены посредством определенных финансовых схем «пририсовывать» в балансе несуществующий капитал.
Вместе с тем, капитал банка является именно той основной экономической величиной, которая призвана компенсировать возможные финансовые риски банка и обеспечить его финансовую устойчивость. В этой связи резонно считать, что фиктивный банковский капитал в силу своей иллюзорности не способен выполнять свойственные ему функции по обеспечению стабильности банка.
Финансовая устойчивость банка самым непосредственным образом зависит от уровня доверия со стороны его контрагентов, вкладчиков и партнеров по бизнесу. Если банк в силу тех или иных причин обладает существенным кредитом доверия, то он способен в условиях любого финансового кризиса, особо не заботиться о значении его балансового капитала. Клиенты банка не будут забирать свои ресурсы, а значит, их счета по стабильности могут быть приравнены к капиталу, как это было сделано для субординированых депозитов. А в случае нехватки ликвидных активов такой банк всегда может рассчитывать на закрывающий кассовый разрыв кредит. Известны случаи, когда банки с отрицательным капиталом благополучно пережили финансовый коллапс 1998г. и по сей день успешно работают на рынке банковских услуг.
Учитывая основополагающую роль капитала в обеспечении стабильности банка, очевидным кажется предположение, что банковский капитал и доверие к банку - величины взаимосвязанные, и что доверие обязано влиять на значение капитала кредитной организации.
Реальный рост капитализации российских банков возможен только лишь на фоне роста рентабельности банковского бизнеса, чему Банк России вполне может поспособствовать, например, снизив бремя операционных затрат банков по составлению бесполезно гипертрофированной финансовой отчетности. И уже точно следует сказать, что пока такие условия не будут созданы, не следует пилить сук, на котором базируется российская экономика, посредством неадекватного снижения капитала, особенно когда банковская система переживает не самые лучшие времена.
В западной практике для роста капитала банки широко используют выпуск облигаций или получение кредита на срок более 5 лет при соблюдении заранее оговоренного порядка их погашения в случае банкротства банка. Такие долговые обязательства погашаются после удовлетворения претензий всех кредиторов, но ранее выпуска собственных акций и получили название субординированных.
В связи с преимуществами, предоставляемыми субординированным кредитом, существуют определенные требования ЦБ РФ к его оформлению, содержанию соответствующего договора, его одобрению ЦБ РФ.
Величина субординированного кредита, включаемого в состав источников дополнительного капитала, не может превышать 50% величины основного капитала. В случае превышения указанной величины соответствующая часть субординированного кредита не включается в расчет собственных средств (капитала) кредитных организаций. В случае, если через определенное время основной капитал банка уменьшается из-за убытка текущего года, субординированный кредит, включаемый в дополнительный капитал, должен быть уменьшен на сумму превышения.
Привлечение средств на условиях субординированного долга имеет для банков некоторые преимущества по сравнению с другими способами увеличения их собственного капитала. Во-первых, выплата процентов по субординированного долга осуществляется за счет увеличения валовых расходов. Во-вторых, долговые обязательства не предоставляют их владельцам права на управление банком. В-третьих, механизм привлечения средств на условиях субординированного долга проще, чем тот, который применяется, в частности, при эмиссии акций. В-четвертых, приобретение акций возможно только за счет собственных средств акционеров. В условиях экономической нестабильности, значительной инфляции, спада производства, убыточности значительного количества предпринимательских структур довольно трудно банкам разместить акции на приемлемых условиях. Более приемлемым является привлечение средств на условиях субординированного долга.
В результате многочисленных сложностей внешней капитализации банки, как правило, предпочитают увеличивать собственный капитал главным образом за счет внутренних источников.
Основным внутренним источником функционирования собственного капитала банка всегда являлась прибыль.
Увеличение капитала происходит за счет внесения новых активов. В этом случае увеличение капитала сопровождается адекватным увеличением одного из видов активов и соответственно величины баланса. В идеальной ситуации для банка это означает расширение своих возможностей, однако зачастую возникшие
на балансе активы не имеют реальной стоимости (т.е. их невозможно реализовать за ту цену, по которой они поставлены на баланс), и происходит искусственное «раздувание» капитала и всего баланса.
Увеличение капитала происходит за счет перераспределения пассивов, при этом величина баланса практически не меняется. То есть привлеченные банком средства меняют свою форму: из возмездных и обычных платных пассивов они становятся безвозмездными и бесплатными. Новых ресурсов банк не получает, но их качество (для банка) существенно улучшается.
В нормальных условиях капитал в значительной мере формируется за счет генерируемых внутри банка средств специальных фондов и других собственных ресурсов. Такой путь наращивания капитала относительно быстр и экономичен, позволяет банку обойти некоторые сложные процедуры регистрации увеличения уставного капитала, избежать крупных затрат на эмиссию новых акций и потерь, связанных с тем, что средства, идущие на пополнение уставного капитала акционерного банка, временно замораживаются на накопительном счете в ЦБ. Важно и то, что увеличение капитала за счет внутренних источников, как уже отмечалось, не несет опасности утраты существующими участниками контроля над банком, сдерживает падение их доли в собственности и сокращение дивиденда на акцию (пай).
Однако этот путь тоже не лишен недостатков. Так, способность зарабатывать прибыль и обеспечивать приемлемую рентабельность зависит от внешних экономических условий, которыми банк, как правило, не может управлять, что нередко делает увеличение капитала за счет внутренних источников (прибыли) проблематичным.
С процессом внутреннего капиталообразования связано формирование дополнительного источника собственного капитала, в виде фонда переоценки основных средств, принадлежащих банку. Необходимость переоценки вложений банка в основные средства связана с тем, что балансовая их стоимость меняется в течение всего срока службы от момента приобретения до момента выбытия. Однако рыночная стоимость одних основных средств, под воздействием инфляционных процессов, постоянно увеличивается, а других – ввиду особенностей начисления износа и длительности срока эксплуатации, наоборот, уменьшается. Рыночная стоимость имущества банка имеет важное значение для участников банка, так как, приобретая право собственности в уставном капитале банка, они одновременно получают и право на часть имущества банка после его ликвидации. С этой точки зрения, увеличение фонда переоценки основных средств показывает, на сколько увеличилась доля участников банка в его имуществе. С другой стороны, в результате переоценки основных средств банка, увеличивается их балансовая стоимость, которая является базой для исчисления налога на имущество, величина которого может значительно влиять на сумму чистого дохода банка.