В то же время, в связи с незначительным числом заключаемых брачных договоров, значение законного режима супружеского имущества не может быть умалено, поскольку этот режим имущества супругов является действенным, наиболее распространенным в России юридическим механизмом регулирования отношений супругов-собственников и, можно предположить, отвечает интересам большинства супружеских пар.
В дореволюционной России был законодательно закреплен режим раздельности имущества супругов. Как отмечал на стыке XIX и XX веков известный русский правовед Г.Ф. Шершеневич, «браком не составляется общение имущества супругов; каждый из них может иметь и вновь приобретать отдельную собственность»2. Однако мужу вменялось в обязанность содержать жену, что вытекало из склада общественных отношений того времени, при которых средства для существования семьи добывались обычно мужчиной. При этом главной личной неимущественной обязанностью супругов было совместное проживание.
Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном и семейном праве от 22 октября 1918 года соответствовал дореволюционному законодательству в части раздельности супружеского имущества. Однако уже в Кодексе законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 года установлен режим ограниченной общности, который нашел свое продолжение в Кодексе о браке и семье РСФСР 1969 года и в настоящее время присутствует в современном семейном законодательстве РФ, но в качестве диспозитивного правила.1
Стоит отметить, что на протяжении практически всей истории советского государства в научных кругах велась дискуссия о том, какая из моделей режимов имущества супругов наиболее соответствует социалистической идеологии. Однако и в советской, в частности, в работах К.А. Граве, и в современной российской литературе, например, в работах М.В. Антокольской, отмечается, что происшедшая в 20-х годах прошлого столетия замена режима раздельности супружеского имущества режимом общности была обусловлена стремлением защитить интересы женщин, занятых в силу социально-экономических факторов ведением домашнего хозяйства и не имевших самостоятельного заработка, а не какой-либо идеологической причиной.2
Ныне действующий СК РФ в п. 1 ст. 33 так же, как и советское семейное законодательство (п. 1 ст. 22 КоБС РСФСР), провозглашает в качестве законного — режим совместной собственности супружеского имущества, используя при этом режим ограниченной общности, который предполагает в зависимости от временного и качественного критериев отнесение имущества к совместной либо раздельной собственности супругов.3
Временной критерий отражен в п. 1 ст. 34 СК РФ, согласно которому «имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью», а также в п. 1 ст. 36 СК РФ — «имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак,... является его собственностью».
Итак, для отнесения имущества к совместной собственности супругов важным фактором является время его приобретения: до или после заключения брака. При этом из этого правила законодатель устанавливает исключение в ст. 37 СК РФ: «имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет общего имущества супругов или имущества каждого из супругов, либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и другие)».
В данном случае имеет место защита имущественных интересов супруга, понесшего расходы (будь то материальные затраты либо физические действия), направленные на улучшение и, как следствие этого, повышение стоимости имущества, принадлежащего другому супругу.
Однако не следует толковать данную норму слишком широко, поскольку совместной собственностью может быть признано не все улучшенное имущество, а лишь его часть, которая претерпела улучшение. Например, во время брака супруги пристроили к дому, принадлежавшему одному из них и являющемуся раздельной собственностью, веранду. Следовательно, совместной собственностью может быть признана лишь веранда, а никак не весь дом. К тому же супруги вправе заблокировать действие данного правила договором, и оно не будет иметь силы (п. 2 ст. 256 ГК РФ).
Это положение может применяться также к автомашинам, дорогостоящим приборам и оборудованию длительного пользования, а в современных условиях и к предприятиям. В таких случаях необходимо уточнить, с какого момента возникает совместная собственность супругов на эти предметы. В случае спора этот момент определяет суд, исходя из изменений, которые происходили с предметом в связи с капитальным ремонтом, переоборудованием и т.п., а также теми вложениями другого супруга, вследствие которых стоимость этого имущества увеличилась. Ели только брачным договором не установлено иное.1
Качественный критерий, отраженный в ст. 36 СК РФ, является дополнением к временному, и выражается в том, что режим общности не распространяется, во-первых, на имущество, полученное каждым из супругов в порядке наследования, дарения и по иным безвозмездным сделкам. При этом имущество, полученное по перечисленным основаниям, является собственностью супруга — приобретателя этого имущества.2
В советском законодательстве ни о каких «иных безвозмездных сделках не упоминалось». Данная новелла СК РФ явилась следствием начавшейся в начале 90-х годов прошлого века трансформации государственной собственности в частную посредством приватизации и акционирования предприятий. Говоря о иных безвозмездных сделках, законодатель, прежде всего, имеет в виду приватизацию жилых помещений, которая в соответствии с действующим законодательством представляет собой бесплатную передачу в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений.3
На практике в судах нередко возникают споры относительно имущества, хотя и приобретенного во время брака, но на средства, вырученные от продажи личного имущества одного из супругов. Например, супруг получил в наследство дачный участок, но, не желая им владеть и пользоваться, продал его и купил, к примеру, мотоцикл. В этой ситуации неважно время приобретения наследства (до или вовремя брака), поскольку в любом случае дачный участок — собственность того супруга, который его унаследовал.
Покупка мотоцикла является сделкой, совершенной наличные средства одного из супругов, поэтому совместная собственность на мотоцикл не образуется. В подобных ситуациях важно суметь доказать приобретение имущества именно наличные средства, для чего возможно привлечение свидетелей, приобщение к делу квитанций, чеков и других допустимых в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством доказательств.
Во-вторых, режим общности не распространяется на вещи индивидуального пользования, которые являются собственностью супруга — пользователя этим имуществом. Исключение из этого правила составляют драгоценности и иные предметы роскоши (п. 2 ст. 36 СК РФ).
Такой подход обусловливается реализацией принципа равноправия супругов (который мы рассмотрим позже) и обеспечивает равные права супругов на дорогостоящее имущество, приобретенное в период брака. Под вещами индивидуального пользования понимается одежда, обувь, средства личной гигиены и т.п., то есть те предметы, которые используются для личного потребления, например, жены (духи, зубная щетка, туфли, платье и др.), и, соответственно, не могут применяться мужем.
В известном толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой под словом драгоценность понимается ювелирное изделие большой ценности, а под роскошью - богатство, излишества в комфорте. Относительно данных предметов необходимо отметить, что в каждом случае отнесение той или иной вещи к роскоши зависит от степени материальной обеспеченности конкретной семьи.
Например, в одном случае автомобиль мужа, являясь единственным средством передвижения в семье, будет являться роскошью, а в другом случае — нет, если в семье, к примеру, несколько автомобилей.
Что же представляет собой совместная собственность супругов?
Права супругов на общее имущество по самой своей природе определены в рамках конструкции права общей собственности (глава 16 ГК РФ). ГК РФ в п. 2 ст. 244 закрепляет два вида общей собственности: долевую и совместную. Ключевым различием является то, что при нахождении имущества в общей долевой собственности доля каждого из собственников известна (например: 1/2, 1/3), а в случае с совместной собственностью доли не определены. Доли участников общей совместной собственности устанавливаются только при разделе общего имущества и выделе доли из этого имущества.1
Например, для обращения взыскания по обязательствам одного из супругов необходимо первоначально определить его долю в общем супружеском имуществе. При этом порядок раздела общего имущества супругов и правила определения долей при таком разделе относятся к компетенции семейного права, что законодательно закреплено в п. 4 ст. 256 ГК РФ.