Смекни!
smekni.com

Судопроизводство по делам частного обвинения (стр. 7 из 17)

С давних пор к преступлениям, преследуемым в порядке частного обвинения, относились клевета и оскорбление.

Клевета (ч. 1 ст. 129 УК РФ) – распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

Оскорбление (ст. 130 УК РФ) – унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.

Непосредственным объектом клеветы являются честь, достоинство и репутация человека, а объектом оскорбления – его честь и достоинство. Клевета и оскорбление не имеют предмета преступления.

Честь – это общественная оценка личности, ее положительных качеств, поступков. Это общественное признание заслуг личности, положительная оценка ее деятельности во всех сферах общественных отношений, которая может касаться трудовой деятельности, быта, семьи, выполнения общественного долга. Подобная оценка во многом зависит от самого человека, от его поведения, отношения к государству, обществу, коллективу, другим лицам.

Достоинство – внутренняя самооценка собственных качеств, способностей, мировоззрения, своей общественной значимости. Оно представляет собой совокупность моральных качеств человека, характеризующих высокие моральные установки, и сознание ценности этих свойств для общества. Поэтому не могут обладать способностью к самооценке личности отдельные малолетние, душевнобольные, умершие.

Репутация – общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках индивида.

С объективной стороны распространение заведомо ложных, порочащих другое лицо сведений (клевета) -сообщение указанных сведений хотя бы одному постороннему лицу независимо оттого, получила ли эта информация дальнейшее распространение. Формы выражения клеветы могут быть различными. Она выражается в устной или письменной форме, в том числе в анонимных заявлениях, печати, в передачах телевидения и радио, в официальных документах, приказах, представлениях должностных лиц, ответах на запросы и жалобы и т.п. Клеветнические измышления могут касаться фактов, происходивших в прошлом или имевших место в настоящее время. Поэтому умершие также могут быть оклеветаны, так как заведомо ложные сведения способны нанести урон их чести и репутации. Ведь мнение о последних сложилось в общественном сознании, в сознании их родных, близких, знакомых. Сообщение о фактах, которые могут возникнуть в будущем, клеветой не является. Распространение действительных сведений, позорящих другое лицо, то есть диффамация, не является клеветой. Если клеветник распространяет заведомо ложные сведения одновременно в отношении нескольких лиц либо коллектива, то обратиться в суд с жалобой о защите своей чести может каждый член коллектива в отдельности.

С субъективной стороны клевета является умышленным преступлением и характеризуется только прямым умыслом. Цели и мотивы совершения указанных действий не влияют на квалификацию действий виновного. Заведомая ложность измышлений определяется тем, что распространявший осознает их несоответствие действительности и желает их распространения. В случае, если лицо, распространяющее ложные измышления, добросовестно заблуждается относительно их действительности, оно не может нести ответственности за клевету.

Вопрос о том, являются ли распространяемые измышления клеветой, во многом решает потерпевший. Поэтому субъективная оценка оклеветанного кладется в основу при возбуждении уголовного дела. Однако наличие или отсутствие клеветы, степень ее общественной опасности определяет суд, исходя из своего понимания того вреда, который причинен потерпевшему клеветником.

Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. 130 УК РФ (оскорбление), заключается в действиях, имеющих неприличную форму, унижающий честь и достоинство конкретного человека. Такие действия могут выражаться в словесном оскорблении, оскорблении в письменной форме, в непристойных действиях и жестах. При этом не имеет значения, соответствует отрицательная оценка потерпевшего действительности или нет. Необходимо лишь установить, что эта оценка личности была дана в неприличной форме, суть которой законодатель не определил. Между тем, юридическая литература и судебная практика исходят из того, что неприличная форма выглядит цинично и противоречит принятым в обществе нормам морали, манерам общения между людьми, правилам общежития. Неприличность формы и содержания оскорбления может быть самой разнообразной. Она может вытекать из характера сложившихся отношений между лицами, интонации, с которой те или иные слова или выражения произносятся в адрес потерпевшего. Как неприличные расценивались, например, похлопывание по отдельным местам человеческого тела, оголение его отдельных участков, срывание одежды с потерпевшего, непристойные телодвижения, плевок, неприличная мимика, забрасывание яйцами, грязью, нечистотами, обливание краской, помоями, пощечина и т.п. Неприличная форма оскорбления является фактом, который суд устанавливает, основываясь на всех обстоятельствах дела, исходя из доминирующих в обществе норм морали в конкретный исторический момент.

Субъективная сторона данного преступления может быть выражена лишь в прямом умысле. Виновный осознает, что совершает действия, унижающие честь и достоинство другого человека, и желает совершить эти действия. Для оскорбления не обязательно наступление для потерпевшего неблагоприятных последствий. Поэтому лицо, оскорбляющее другое, может и не ставить своей целью их наступление. Неблагоприятные для потерпевшего последствия – это, как правило, следствие самого факта оскорбления. Уголовная ответственность за оскорбление не наступает, если в общественном месте виновный высказывал в неприличной форме обобщающие выражения, например, «общество дураков», «сборище недоучек», «страна дебилов», «нация преступников» и т.д.

Оскорбление имеет материальный состав преступления и считается оконченным не с момента совершения оскорбительных действий, а лишь тогда, когда пострадавший сочтет себя оскорбленным.

Не исключено взаимное оскорбление по типу «сам дурак». В подобных случаях возможна уголовная ответственность каждого из участников ссоры с учетом степени их виновности. Важное значение для индивидуализации наказания имеет выявление инициатора ссоры. Ответ на оскорбление не является необходимой обороной, поскольку не пресекает самого посягательства.

Клевета отличается от оскорбления тем, что при оскорблении виновный, давая обобщенную, негативную оценку личности в целом или отдельным качествам потерпевшего вне связи с конкретными поступками, злоупотребляет формой оценки, ее внешнего выражения. При клевете злоупотребляют содержанием, сущностью сведений, распространяя заведомо ложные измышления, преследующие цель опорочить гражданина в глазах семьи, друзей, знакомых. Поэтому клевета всегда направлена на восстановление против потерпевшего общественного мнения. Оскорбление же вызывает личную обиду потерпевшего и может не сопровождаться изменением в отношении него общественного мнения. Для клеветы не имеет значения форма выражения измышлений. Она может быть приличной, допустимой и неприличной.

При отграничении клеветы от оскорбления следует исходить из того, что если слово или выражение содержит в себе только отрицательную оценку личности либо каких-то отдельных его качеств, но не содержит указаний на конкретный факт, конкретное обстоятельство, то это должно рассматриваться как оскорбление. Если же будет указано конкретное поведение потерпевшего, например, место время и обстоятельства совершения конкретного преступления, то при недоказанности этих сведений их распространение рассматривается как клевета. При клевете виновный сознает, что распространяет измышления, заведомо для него ложные, не соответствующие действительности, унижая честь и достоинство потерпевшего с целью восстановления против него общественного мнения. Форма выражения измышлений не имеет значения для клеветы. При оскорблении виновный, давая негативную оценку личности в целом или отдельным качествам потерпевшего, злоупотребляет формой оценки внешнего его выражения. Если слова, жесты или действия содержат в себе только отрицательную оценку личности либо его отдельных качеств, но не содержат указаний на конкретный факт, конкретное обстоятельство и сделаны в неприличной форме, то налицо – оскорбление.

К категории преступлений, преследуемых в порядке частного обвинения, российский уголовно-процессуальный закон относит помимо клеветы и оскорбления, умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ) и нанесение побоев (ст. 116 УК РФ).

Умышленное причинение легкого вреда здоровью имеет место при наличии хотя бы одного из следующих двух признаков: действия виновного вызвали кратковременное расстройство здоровья потерпевшего (продолжительностью более шести, но не свыше 21 дня); действия виновного вызвали незначительную стойкую утрату общей трудоспособности (в размере 5%).

Продолжительность расстройства здоровья, как правило, определяется числом дней временной нетрудоспособности по больничному листу. Однако в случае неоправданной задержки сроков лечения или преждевременного прерывания курса лечения срок расстройства здоровья определяется исходя из заключения специалистов, в том числе путем дополнительных, повторных и комплексных экспертиз.