Смекни!
smekni.com

Курс лекций по Культорологии (стр. 10 из 24)

Ведийская эпоха (1 пол. I тыс. до н.э.)

После гибели Хараппской цивилизации понадобилось почти тысячелетие, чтобы в долине Ганга возникла новая цивилизация с эффективным земледелием и развитой металлургией.

В результате миграций и взаимных контактов произошло заселение и хозяйственное освоение ариями долины Ганга. Начала развиваться металлургия железа, что позволило быстрее осваивать новые территории и превращать лесные районы в пригодные для земледелия и скотоводства.

Основной отраслью хозяйства населения Ведийской культуры было земледелие. Землю, очищенную от джунглевой растительности, вспахивали тяжелым плугом, в который обычно впрягали быков. Применялось и искусственное орошение. Выращивали много злаков, в основном ячмень, пшеницу, бобовые. Позже появилось рисоводство. Наряду с земледелием, важное значение сохраняло и скотоводство, особенно разведение коров, а также лошадей, которых ценили как основу своего военного превосходства.

Постепенно небольшие поселения Ведийской культуры превращаются в города, которые становились административными и ремесленными центрами. К середине I тысячелетия до н.э. в долине Ганга завершилось превращение органов племенного самоуправления в государственные. Несколько десятков небольших государств то возникали, то распадались, меняя свое название и территорию. На исходе Ведийской эпохи, около 600 г. до н.э., в долине Ганга существовало 16 основных государств со столицами, конкурирующими между собой как в торгово-экономическом, так и в военном отношениях. Внутри крепостных стен этих городов без всякой планировки строились дома из сырцового или обожженного кирпича. Улицы были обычно вымощены булыжником. В городах, судя по находкам были развиты гончарное, литейное и оружейное ремесла. Под несомненным влиянием Персии в городах Ведийской культуры начинается чеканка монет.

В середине I тыс. до н.э. на севере Индии наступает эпоха относительной стабильности. К этому времени миграцииплемен почти прекратились, государства в долине Ганга переживают подъем, растут города, усиливается власть царей, развиваются земледелие и торговля. С этого времени эта часть Индии становится самой населенной.

В VI-IV вв. до н.э. между североиндийскими государствами усиливается борьба за политическое преобладание. В результате сильнейшим государством Северной Индии становится Магадха, а ее столица Паталипутра крупнейшим и богатейшим городом Индии. С конца IV в. до н.э. здесь утвердилась династия Маурьев, при которой было создано первое государство общеиндийского характера – Маурийская империя.

В 327 г. до н.э. Александр Македонский во главе большой армии приступил к завоеванию Индии. Некоторые области ему удалось подчинить, но племена Северо-Западной Индии оказали сопротивление. Встреча древнегреческой цивилизации с цивилизацией между Гангом и Гималаями способствовала сближению Индии с эллинистическим миром, когда греческое и отчасти персидское влияние стали проникать в западные районы Северной Индии.

Цивилизация империи Маурьев отличалась большим количеством многолюдных, богатых и сравнительно благоустроенных городов. Об их архитектуре сказать почти ничего нельзя, потому что каменное строительство практически исчезло, уступив место деревянному зодчеству. Караванные дороги и реки соединяли эти города, способствуя развитию торговли. Торговали в основном предметами роскоши: украшениями, благовониями, пряностями, драгоценными камнями, хлопчатобумажными и шелковыми тканями.

Однако основным занятием огромной империи Маурьев оставалось земледелие. Развивалось искусственное орошение, осваивались новые земли, и рис становится наиболее выгодной для возделывания культурой.

Внутренняя нестабильность и частые набеги соседей привели к падению династии Маурьев около 180 г. до н.э. Северная Индия снова превратилась в мозаику независимых государств. Последующие вспышки могущества индийского государства, связанные с Кушанской империей (II в. до н.э. – III в.) и империей Гуптов (IV – V вв.). Падение последней завершило историю Древнеиндийской цивилизации.

Итак, развитие древнеиндийской цивилизации отличалось временной и территориальной прерывистостью и неоднородностью. На севере развитие высокоразвитой хараппской цивилизации было насильственно прервано арийским нашествием, а ее культурные достижения, в частности, письменность, были безвозвратно утрачены. Южная ее ветвь, хотя и не была непосредственно затронута нашествием, в значительной степени выродилась и не смогла сыграть ту роль в жизни последующих цивилизаций, какую, например, сыграл Шумер для Аккада и Вавилона. Та индийская цивилизация, которую мы знаем, имеет своими истоками не собственно индийские, а ирано-персидские истоки.

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Природа и население

Древнекитайская цивилизация сформировалась в особых природных условиях, где особое значение имели крупные водные артерии – Хуанхэ и Янцзы. В нижнем течении Хуанхэ преобладали плодородные аллювиальные почвы, а верхнее течение проходило через лессовое плоскогорье, где отложения минеральной пыли заменяли удобрения. Обилие осадков делало ирригацию необязательной, а жаркий и влажный климат позволял собирать до двух урожаев в год. Вместе с тем, тайфунные ветры, дующие с океана, вызывали частые наводнения, иногда с катастрофическими последствиями. Значительный лесной покров давал человеку возможность заниматься охотой, а также предоставлял материал для ремесел. В изобилии растущий бамбук давал и пищу, и посуду, и крышу над головой. Из него строили дома, делали циновки, корзины и многие другие необходимые в хозяйстве предметы. Здесь же водились крупные животные: слоны, носороги, буйволы, тигры, антилопы, леопарды.

Благоприятен был для становления цивилизации и бассейн реки Янцзы. Субтропический климат с обильными осадками и зимними муссонами, с благоприятными природно-погодными условиями, позволял ежегодно получать от двух до трех урожаев. Однако дальнейшему освоению этих областей препятствовали густые тропические заросли, пересеченность рельефа и нездоровый климат. Здесь эпоха цивилизации наступила позже, чем на севере Древнего Китая.

Раннеземледельческие культуры

Древнекитайский очаг раннеземледельческой культуры возник в VI-V тыс. до н.э. в бассейне реки Хуанхэ. Здесь сложилась неолитическая культура Яншао, которая отличалась расписной керамикой и навыками выращивания зерновых культур, прежде всего чумизы (китайский сорт проса) и риса. Этим культура Яншао близка неолитическим культурам Ближнего Востока.

Типичное поселение культуры Яншао состояло из нескольких десятков домов и было окружено глубоким рвом. За рвом обычно располагался могильник и печи для обжига керамики. Сами дома представляли собой квадратные или круглые полуземлянки с небольшим очагом и обращенным к югу входом. Пол и стены дома тщательно покрывались глиняной обмазкой, смешанной с рубленой соломой. Рядом с домом располагались загоны для домашних животных и хозяйственные ямы для хранения пищи. В центре поселка на платформе располагалось здание, которое отличалось своим размером и предназначением. Оно было своеобразным святилищем, ритуально-культовым общинным центром, домом общих собраний.

Набор орудий культуры Яншао включал в основном изделия из камня (топоры, тесла, молотки, ножи, серпы и т.д.). Из кости делались наконечники стрел, рыболовные крючки, шилья, иглы, пилы, ножи. В каждой семье занимались прядением и ткачеством.

Одомашнив целый ряд животных (свиньи, козы, овцы, собаки, куры, крупный рогатый скот), человек значительное место в своем питании отвел мясному рациону. Важным подспорьем и фактором, обеспечивающим стабильную оседлость, было рыболовство.

На смену культуре Яншао во второй половине III тыс. до н.э. приходит культура Луншань. Она просуществовала в бассейне Хуанхэ до рубежа III-II тыс. до н.э., отличаясь крупными укрепленными поселениями, более оседлым палочно-мотыжным земледелием, большой ролью скотоводства, специализацией ремесленной деятельности и зачатками обработки металла. Появился и стал внедряться в технологию гончарный круг, что привело к массовому производству стандартных изделий и изменению эстетики керамической продукции. Теперь главное внимание уделялось изяществу и совершенству формы сосудов, а не росписи. К нововведениям относятся также появление ближневосточных по происхождению новых видов злаков (пшеница, ячмень) и новых пород домашнего скота (корова, овца). Налицо новшества и в строительном деле: возведение фундаментов и стен путем укладки плотно утрамбованной земли, набиваемой в рамы из досок. В Луншаньской культуре появляется целый ряд поселков площадью 1-4 га, окруженных мощными глиняными стенами-валами высотой в 6 м и 10-14 м толщиной. Эти поселки располагались, как правило, на высоких берегах речных долин.

Шанская (иньская) цивилизация (XVIII-XII вв. до н.э.)

Появление городской цивилизации в Китае связано с культурой Шан (Инь). К этому времени успехи в гончарном деле уже привели к открытию металлургии и вступление в век бронзы совпало в Китае с формированием урбанистической цивилизации, первичный очаг которой сложился в середине II тыс. до н.э. в бассейне Хуанхэ.

Первые городские центры представляли собой комплексы родственно-соседских общин. Такие города-государства строились по определенному плану, с наличием дворцово-храмового комплекса, с ремесленными кварталами и бронзолитейными мастерскими. Среди них исключительное место занимает город Аньян. Он стоял во главе крупного этнически однородного конгломерата городских обществ, который по имени правящей династии получил название Шан-Инь.

Шанская цивилизация создавалась усилиями 150-200 тысяч человек, ведших оседлый образ жизни. Земледелие здесь не знало искусственного орошения, так как муссонные ветры приносили достаточное количество осадков для таких культур как просо, пшеница, чумиза, гаолян (сорго). Все усилия были направлены скорее на дренирование излишней влаги и защиту полей от паводков с помощью дамб, обводных стен и каналов. Кроме злаков выращивали садово-огородные культуры и тутовое дерево для разведения шелкопряда. Скотоводство, как жизненно важный для шанцев вид хозяйственной деятельности, включало основной набор домашних животных: овцы, быки и упряжные лошади. Важным подспорьем в получении продуктов питания выступали рыбная ловля и охота.