Смекни!
smekni.com

Курс лекций по Культорологии (стр. 14 из 24)

Другой тип римского дома – вилла. Она была признаком любой состоятельной семьи и строилась обычно за городом. Архитектура виллы была лишена жестких форм и зависела от предпочтений владельцев. Единственное, что ее отличало от городских домов – ее большая открытость окружающей природе.

Как домусы, так и виллы могли позволить себе иметь только достаточно зажиточные люди. Люди не имевшие средств на покупку отдельного дома или приезжие жили в т.н. инсулах – многоквартирных домах с внутренним двором. Как правило, квартиры в инсулах сдавались в наем. Качество их строительства было низким (изредка случались обвалы таких домов); отсутствовали удобства (вода и канализация были обычно только на первом этаже). Однако все подобные дома были тесно заселены. Рим, имевший на рубеже новой эры не менее 1 млн. жителей, постоянно испытывал нехватку жилья.

Во 2 пол. I века н.э. происходит т.н. «архитектурная революция». Она была вызвана градостроительной реформой Нерона, последовавшей после пожара 64 года и установившей новые правила городской планировки и домостроения. Место инсулы занимает отдельно стоящее многоэтажное здание с большими оконными проемами.

Помимо сооружения жилых и общественных зданий римляне занимались широкомасштабным инженерно-техническим строительством – возведением мостов, акведуков, туннелей, дорог. Наряду с использованием традиционных строительных материалов римляне впервые начинают применять т.н. «римский бетон», представлявший собой смесь из извести, песка и заполнителя. Обычно его укладывали между двумя стенками из камня или кирпича. Такая бетонная конструкция образовывала единый монолит и могла выдерживать огромный вес. Своей масштабностью строительство римской империи во многом обязано использованием бетона.

Отдельные особенности архитектуры Рима, и его материальной культуры в целом, являлись следствием т.н. «культа войны» и «культа воды».

Войны играли особую роль в истории и жизни древнеримского государства, принося ему земли, богатства, даровую рабочую силу. Поэтому понятна роль придававшаяся особым видам архитектурных сооружений – триумфальных арок, устанавливавшихся после победоносного завершения военного похода, и популярность основного вида развлечения древних римлян – гладиаторских боев. Для их проведения строятся специальные сооружения – амфитеатры, сначала из дерева, затем из камня. Крупнейшим из них был римский Колизей, вмещавший до 50 000 зрителей и предназначенный не только для традиционных гладиаторских боев и звериной травли, но и для т.н. навмахий – морских сражений. Для этого арена с помощью специального оборудования превращалась в искусственное озеро.

Едва ли не более заметное влияние на облик римского города оказал культ воды. Римляне обожествляли воду. Это сакральное отношение к воде переносилось и на технические сооружения – акведуки, колодцы, фонтаны. Кощунством считалось препятствовать свободному току воды, поэтому свои гидротехнические сооружения римляне рассматривали как продолжение русла реки. Именно поэтому римляне практически не строили плотины и запруды. Даже водяные краны, хорошо известные римлянам как технические устройства, использовались ими крайне редко и то, лишь уменьшали струю воды, полностью ее не перекрывая. И именно поэтому в Древнем Риме строились гигантские, иногда длиной в несколько десятков километров, акведуки, т.е. водоводы. Эти сложные технические сооружения строились с таким расчетом, чтобы обеспечить равномерный уклон для естественного тока воды. Для этого сквозь горы пробивали туннели, либо желоб поднимали высоко над долинами с помощью высоких арочных пролетов.

Культ воды и ее изобилие привели к массовому строительству общественных и частных купален – терм. Посещение терм, наряду с гладиаторскими боями, считается одним из существенных факторов нравственного разложения римского общества, поскольку первоначально посещение терм было совместным, а последующие запретительные указы уже не могли сколько-нибудь серьезно изменить привычки горожан.

Итак, римская культура стала, по-видимому, первой по настоящему космополитической империей (греческий эллинизм нес, прежде всего, греческую культуру), впитавшей в себя элементы и традиции чужих культур. В свою очередь она стала основой европейской культуры нового и новейшего времени, приобретающей сегодня, по сути, статус общемировой.

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА НОВОГО СВЕТА

К моменту появления первых европейцев в Новом Свете, этот огромный континент был населен множеством индейских племен и народностей, находившихся на разных уровнях развития. Большинство из них были охотниками, рыболовами, собирателями или примитивными земледельцами, лишь в двух сравнительно небольших областях – в Мезоамерике и Перу – находились высокоразвитые индейские цивилизации. В науке эта территория получила название Срединная Америка или Зона высоких цивилизаций. Приход европейских завоевателей насильственно прервал самостоятельное развитие аборигенного населения этих областей.

Новый Свет представляет собой уникальное явление, поскольку процесс развития местной культуры происходил в целом самостоятельно, начиная от эпохи позднего палеолита (30–20 тыс. лет назад). В Новом Свете прослеживаются почти все основные стадии древней истории человечества. Причем индейские цивилизации Нового Света сумели достичь своего расцвета без важнейших технических достижений известных Старому Свету, к которым относились выплавка железа, разведение домашних животных (особенно тягловых и вьючных), колесный транспорт, гончарный круг, плужное земледелие, арка в архитектуре и т.д.

МЕЗОАМЕРИКА

Ольмеки

Первой развитой цивилизацией Мезоамерики считается культура «ольмеков» на южном побережье Мексиканского залива. Здесь, на болотистой безлесной равнине, кишащей пресмыкающимися и кровососущими насекомыми, во 2 или 3-ем тысячелетии до н.э. возникает самобытная цивилизация, просуществовавшая до рубежа новой эры. Основу ее хозяйства составляло возделывание маиса, фасоли, тыквы, перца и других овощей. Жаркий и очень влажный климат позволял собирать до 3-х урожаев этих культур в год.

До сих пор нет ясности по поводу этнической принадлежности носителей этой культуры; основных этапов ее развития; точной хронологии и материальных признаков этих этапов. Неизвестна и общая территория распространения этой культуры, ее социально-политическая организация. На настоящее время обнаружено около 10 ритуально-административных центров этой культуры, позволяющие в общих чертах реконструировать ее материальный облик.

Ольмекскую культуру характеризуют: упорядоченная городская планировка с прямоугольной главной площадью и общей направленностью по линии юг-север; многочисленные искусственные платформы и пирамиды с храмами наверху; монументальная скульптура, включающая алтари, стелы, статуи; расписная керамика и предметы мелкой пластики со специфическим орнаментом и сюжетами; зачатки иероглифической письменности и научных знаний в области математики, астрономии (солнечный календарь), медицины (формование черепов и их трепанация); единая традиция захоронений (оставление умершего в пределах жилого пространства или в непосредственной близости от него); а также особая религиозно-идеологическая концепция, в рамках которой сочетались культ предков (с массовыми человеческими жертвоприношениями и ритуальной игрой в мяч), сакрализация северного направления и культ ягуара. Важно отметить, что в последующем эти признаки стали общими типологическими признаками для всех высокоразвитых мезоамериканских и, даже, отчасти, перуанских культур. Т.е. ольмекскую культуру можно назвать материнской по отношению к другим мезоамериканским культурам.

Отличительным признаком собственно ольмекской культуры являются гигантские каменные антропоморфные головы в шлемах (изображающих по разным версиям местных правителей, либо игроков в мяч), до 20 т весом. Для «ольмекского» стиля искусства характерна низкорельефная резьба по базальту и нефриту. Основным мотивом ее была фигура плачущего ребенка с чертами ягуара.

К рубежу новой эры ольмекская цивилизация приходит в упадок и исчезает, но ее культурные достижения сохраняются и развиваются рядом цивилизаций-преемников.

Теотихуакан

Одним из преемников ольмекской культуры стала цивилизация, сложившаяся у города Теотихуакан (50 км от современного Мехико). Она возникла около 300-го года до н.э., но стала заметной лишь с рубежа новой эры.

В III-VI вв. н.э. – в момент наивысшего расцвета этой культуры – общая территория города составляла около 20 км2, а население – от 60 до 120 тыс. человек. Основное ритуально-административное ядро Теотихуакана, сложившееся уже к I в. н.э., было тщательно спланировано вокруг двух пересекающихся под прямым углом и ориентированных по странам света широких улиц: одна 5 км, другая 4 км. Здесь же находились два крупнейших архитектурных памятника этой культуры – Пирамида Луны (высота 42 м), сложенная из сырцового кирпича и облицованная нетесаным вулканическим камнем, и ее точная, но увеличенная, копия – Пирамида Солнца (64,5 м), пятиступенчатое сооружение с плоской вершиной, и храмом наверху. В южной части города выделяется храм в честь бога Кецалькоатля – Пернатого Змея, покровителя культуры и знаний, бога воздуха и ветра, одного из главных божеств местного пантеона. Само здание храма полностью разрушено, но сохранилось его пирамидальное основание, состоящее из шести каменных платформ, поставленных друг на друга.