Смекни!
smekni.com

Курс лекций по Культорологии (стр. 19 из 24)

Особую проблему позднесредневековой и новоевропейской материальной культуры составляют вопросы личной гигиены. Чистоплотность людей этого времени оставляла желать лучшего. Люди не мылись (и даже не умывались) годами, рассматривая водные процедуры лишь в качестве особого лечебного средства, применяемого тогда, когда остальные средства оставались бессильны. Лишь к XVIII веку привилегированные слои станут отмечать вызывавшую у них отвращение неопрятность бедноты. Вместе с тем, бани, являвшиеся наследием Рима, в целом были довольно распространены в средневековой Европе – как частные, так и общественные. В них находились ванны, парильни, лежаками для отдыха, бассейны. Так же как и римские бани они были совместными. Однако, начиная с XV–XVI вв. общественные бани становятся все более редкими, и практически полностью исчезают, что мотивировалось распространением болезней, как правило сифилиса. Одной из причин закрытия бань несомненно была и деятельность проповедников, как католиков так и кальвинистов, яростно обличавших бани как рассадник нравственного разложения. Только в странах Центральной и Восточной Европы практика пользования общественными банями осталась общераспространенной.

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Возрождение – переходный период между средневековьем и Новым временем – отмечен первым в Европе подъемом сознательного градостроительства, когда наступил расцвет целой серии геометрических планов, повторявших шахматную доску или образовывавших концентрические круги и предлагавшихся в качестве «идеальных». Широкое градостроительство, начавшееся на Западе, начинается с переделки окраинных городских кварталов: их четкая прямоугольная планировка теперь соседствовала с беспорядочными центрами средневековых городов. Геометричность планов в полной мере утвердится лишь в новых городах, где для строителей было свободное поле деятельности. Почти все города Нового Света, основанные позже, являются городами с прямоугольной или линейной планировкой.

К концу XVI – началу XVII вв. все большее значение начинает приобретать эстетизация городской среды: возводятся величественные здания, прокладываются широкие магистрали, разбиваются сады и парки. Потребность в эстетизации была как правило вынужденной. Когда в XVI в. в Европе в массовое употребление вошел колесный экипаж, он породил проблему городской тесноты, проблему узких и кривых улиц. Приспосабливаясь к интенсивному городскому транспорту, в крупных городах начинают сносить целые кварталы старой застройки, чтобы обеспечить беспрепятственный проезд все более распространившихся экипажей и карет. Т.о. города по необходимости обретали некоторую упорядоченность, больший простор, относительную благоустроенность.

Когда XVII-XVIII веках развернулось бурное городское строительство, множество старых домов стало достраиваться и перестраиваться. Поскольку земля в крупных городах дорожала год от года, здания обычно росли в высоту и иногда на старом строении воздвигали еще такое же, а то и выше. На месте двухэтажных возводились дома до 10 этажей. Зачастую властям даже приходилось ограничивать их высоту.

В XVIII веке происходит настоящая революция в организации жилища. Место работы отделяется от места повседневной жизни семьи, т.е. семейный дом перестает быть лавкой, мастерской или конторой. Однако значительная часть городских жителей не могла позволить себе иметь собственное жилье. Они, как правило, снимали внаем комнаты. Небогатые горожане или приезжие снимали меблированные комнаты. Причем, чем беднее наниматель, тем выше был этаж, на котором он проживал. Более или менее обеспеченные люди селились на нижних этажах, и только буржуа имели собственные дома.

Однако по некоторым характеристикам жизнь в городах ухудшилась по сравнению со средневековьем. Это две взаимосвязанные проблемы: снабжение населения города чистой питьевой водой и уборка мусора. По свидетельствам современников крупные города того времени чудовищно грязны и зловонны. Причиной этого стало резкое увеличение городского населения и отсутствие канализации в современном смысле этого слова. Проблему усугубляло и то обстоятельство, что вплоть до конца XVIII века даже крупнейшие европейские города не были полностью отделены от сельского образа жизни. Многие горожане занимались различными сельскими работами, т.к. имели свои сады и огороды в пределах города, содержали скот и птицу. Например, даже в центре Лондона на рубеже XIX века можно было увидеть стадо быков или овец.

В отличие от резких жилищных изменений у городских жителей, крестьянские жилища почти не испытали никаких изменений. Как и раньше они имеют одну большую жилую комнату, которую делят люди и домашние животные. Основным кровельным материалом продолжает оставаться солома, хотя кое-где уже начинает появляться черепица. Домашняя обстановка по-прежнему скудна: сундук, скамья, изредка кровать.

В XVII-XVIIIвв. происходят значительные изменения в интерьере жилых помещений.

В XVII век – век барокко – появляется богатое и затейливое декорирование внутреннего убранства помещений. На смену закрытости и замкнутости жилых помещений средневековья приходят открытость, часто показная роскошь. Обстановка богатых домов перегружена орнаментами, скульптурой, парадной мебелью. По стенам развешивались тарелки, блюда, картины, стены расписывали сложными композициями. Большую популярность приобретает техника росписи стен под мрамор. Появляется и оклейка стен обоями, причем как в бедных, так и богатых домах. В богатых домах стены обшивали и деревянными панелями, служившие одновременно и украшением и средством борьбы с холодом. Повсюду, даже в скромных жилищах, полы начинают покрывать керамической плиткой. С XVIII в. наступила мода на наборный паркет, как правило, в странах Северной Европы.

В XVII-XVIIIвв. обычным становится застекленное окно. Правда стекла были очень хрупки и дороги. Большие стекла могли себе позволить только состоятельные люди, люди победнее довольствовались окнами-витражами. В середине XVIII столетия появляются шелковые занавески на окнах, прообраз современных штор.

К XVII веку удалось, наконец, хоть в какой-то степени решить проблему отопления. Очаг камина сузили, углубили, вытяжной колпак опустили ниже, дымоход изогнули. Такие камины, иногда с несколькими очагами, наконец, позволили отапливать жилые помещения.

Жилая обстановка XVII в., несмотря на роскошь, не знала интимности. Только с XVIII века, когда в Европе расцветает новый стиль – рококо, европеец будет стараться оградить свою частную жизнь. Именно в XVIII веке впервые выделяются личные покои и спальни. Большие общие комнаты дробятся на более мелкие, предназначенные для отдельных занятий или людей: кабинеты, гостиные, детские, комнаты для прислуги и т.д.

Особенно важную роль в этот период в оформлении интерьеров играет мебель. Именно в XVIII веке разнообразие и изобилие мебели достигает своего апогея. Теперь она более миниатюрна, крайне специализирована и приспособлена под новые представления о комфорте. Появляется целое семейство кресел, диванов, столов и столиков, комодов, шкафов, секретеров и т.д.

Значительные изменения произошли к началу Нового времени и в сфере питания.

С середины XVI столетия на Западе наблюдается резкое уменьшение мясного рациона. С этого времени первенство на рынках принадлежит зерновым, а потребление мяса снижается в течение долгого времени, примерно до середины XIX века. В целом его потребление по сравнению со средними веками снизилось в 5 раз. Уменьшение мясного рациона сопровождалось явным ростом потребления копченого или соленого мяса. По мере того как свежее мясо оказывалось роскошью, солонина становилась обычной пищей бедных. Лишь с середины XIX в., благодаря повсеместному распространению культурных лугов, развитию научных методов животноводства, а также использованию далеких пастбищ Нового Света, вновь начнется рост потребления мясной пищи.

Общее уменьшение потребления мяса начиная с XVI века привело и к постепенному снижению потребления пряностей. Определенную роль в этом сыграл и успех новых предметов роскоши: сахара, кофе, шоколада, спирта, табака, а также увеличение числа новых овощных культур, разнообразивших стол жителей Запада (спаржа, шпинат, салат-латук, артишоки, зеленый горошек, фасоль, цветная капуста, помидоры, дыни).

Каждый из новых для Европы продуктов прошел сходный путь: от первого осторожного знакомства, затем длительного бытования в качестве лекарственного средства, короткого престижного или модного потребления у состоятельных слоев и, наконец, резкого роста потребления среди простонародья.