Смекни!
smekni.com

Курс лекций по Культорологии (стр. 5 из 24)

Орудия эпохи неолита

Сейчас археологи уже отказались от старого представления о том, что люди эпохи неолита имели стандартный набор орудий с полированными каменными топорами, гончарными изделиями и камнями для помола зерна. Неолитические новации распространялись крайне неравномерно. Так, например, на юге Европы земледелие появилось раньше, чем гончарное дело, а на севере, наоборот, земледелие было освоено позже. Развитие земледелия сопровождалось распространением орудий для расчистки полей, подготовки почвы к посевам, сбора урожая, складирования запасов зерна, выпечки хлеба, ткачества.

Для окончательной обработки каменных орудий стала широко использоваться шлифовка. Возросшее значение шлифовки было вызвано с возросшей потребностью в дереве и совершенствованием его обработки. Вначале существовало сухое шлифование с помощью небольшого каменного бруска (абразива). Позднее появилась мокрая шлифовка, которая была эффективнее сухой в 2-3 раза, но требовала обильного и непрерывного полива водой. Для придания изделию из камня блеска и высокой чистоты поверхности использовалось полирование. Оно больше использовалось при изготовлении украшений, оружия, знаков общественного положения, реже - при изготовлении рядовых орудий труда.

Значительно усовершенствовался способ сверления камня, который появился еще в верхнем палеолите. Теперь сверление производилось лучковым способом, что обеспечило высокую скорость движения сверла, значительное давление на деталь и отсюда эффективность операции. Лучковый способ сверления позволил значительно повысить прочность насадки ударных орудий на деревянные рукоятки, что сыграло важную роль в совершенствовании кайл, молотов, топоров.

Более широкое распространение получает и пиление камня, также применявшееся еще с эпохи палеолита и применявшееся прежде всего для изготовления украшений. Теперь этот экономичный с точки зрения расходования ценных материалов способ стал использоваться и при изготовлении рабочих орудий и прежде всего из нефрита и серпентина. Для повышения эффективности пиления стали также использоваться абразивные материалы.

Широкое применение эффективных способов и приемов обработки камня позволило создавать новые орудия и инструменты. Это касается прежде всего неолитических топоров, тесел и стругов для обработки дерева. Эти инструменты не только позволяли осуществлять масштабную вырубку леса, но и создавать сложные сооружения и изделия из дерева: дома, укрепления, лодки-однодревки.

Дома, могилы и святилища

Наибольших успехов создатели неолитических культур добились в строительстве, более разнообразном и замечательном, чем когда-либо прежде. Мастера строили деревни и поселения из материалов, имевшихся в данной местности. Дома со стенами из сырцового кирпича были распространены в Юго-Восточной Европе и Юго-Западной Азии с их сухим климатом. Но в дождливых районах Западной Европы много строили из леса. Здесь дома имели деревянные столбы и коньковые брусы, поддерживающие наклонные крыши; вода стекала с карнизов, выступающих над сплетенными из прутьев стенами, которые были обмазаны для защиты от воды глиной или навозом. В Швейцарии озерные жилища стояли на деревянных сваях, которые предохраняли их от затопления. На безлесных, продуваемых ветрами пространствах жилища имели каменные стены. Но наиболее внушительное впечатление производили неолитические сооружения, выполнявшие религиозные функции. Более 8 тысяч лет назад десятки храмов стояли в раннем городском поселении Чатал-Хююк, на территории нынешней Турции. 6 тысяч лет назад вырубленные из камня гробницы появились в Италии и на Мальте, где из огромных каменных глыб, мегалитов, сооружались неолитические заупокойные храмы. 5 тысяч лет назад строители мегалитов на Британских островах и в Бретани независимо друг от друга сооружали дольмены, состоящие из отдельных камер; это были гробницы с галереями или крытыми ходами. К 2700 г. до н.э. эти способы захоронения как и общие захоронения в виде длинных могильных курганов уступили место единичным гробницам в круглых могильных холмах.

Появление городов

5-6 тысяч лет назад производство продуктов питания и металлургия способствовали превращению некоторых поселений в первые в мире крупные города. Городская цивилизация впервые развилась у шумеров бронзового века в Месопотамии – стране, расположенной в междуречье Тигра и Евфрата на территории современного Ирака. Затем первые города появились в долине Нила в Египте, в долине Инда в Пакистане, по берегам Жёлтой реки (Хуанхэ) в Китае, а также в наиболее благодатных районах Перу и Мексики. Во всех этих местах ирригация плодородных земель помогала крестьянам производить достаточное количество пищи для пропитания больших концентраций городского населения, которое состояло из специалистов, полностью посвятивших себя ремеслам, не связанным непосредственно с получением продуктов питания. По мере этих перемен человеческие сообщества превратились из племенных групп в родовые кланы, а потом в государства, расслоенные на общественные классы. Большая часть богатства и власти были сосредоточены в руках царей или священников, правивших с помощью чиновников, которые, очевидно, занимались организацией орошения, сбора налогов и запасов продуктов питания для общих нужд. Эта общественная структура нашла свое отражение в новых внушительных типах построек – храмах, дворцах и фортификационных сооружениях.

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Общественные образования, которые называют древними цивилизациями, стали появляться в разных регионах Земли не ранее 6-8 тыс. лет назад. Примерно с этого времени наметились три основных пути развития человечества.

Часть племен продолжает традиции каменного века. Некоторые из них – вплоть до нынешнего времени (бушмены, пигмеи, аборигены Австралии, многие жители Океании, крайнего Севера, бассейна Амазонки, отдельные горские народы и т.д.). Они остаются в основном собирателями, охотниками, рыболовами.

Другая часть человечества, давшая начало оседлой земледельческой и кочевой скотоводческой цивилизациям, объединяется в более или менее крупные объединения племен, начинается формирование этносов и становление принципиально новой организации общественной жизни – государственных структур.

Однако кочевники, за редким исключением, не создают тех материальных структур, которые принято называть городской культурой и которая сегодня обычно отождествляется с цивилизацией. Организационные структуры кочевой цивилизации оказались менее устойчивыми, чем земледельческие, а ценности их культур – менее овеществленными, и не столь разнообразными. Возможно именно поэтому кочевая цивилизация сегодня практически исчезла с лица земли, не выдержав конкуренции с земледельческой – очень стабильной и инертной.

Практически все древние цивилизации, появлялись там, где, во-первых, производящее хозяйство создавало существенные излишки производства, а во-вторых, там где была развита городская культура.

Первый из этих факторов (земледелие и скотоводство – это, с экологической точки зрения, искусственный популяционный взрыв ряда съедобных для человека растений и животных) создавал предпосылки для демографического взрыва в обществах первых протоцивилизаций. А демографический рост, в свою очередь, позволял усложнять структуру общества и решать целый комплекс новых задач, вставших перед протоцивилизациями.

Второй фактор, касающийся наличия развитой городской культуры, определялся необходимостью неких базовых социально-интегративных функций, которые бы сплачивали и структурировали общество. Если провести сравнительный анализ древнейших цивилизаций, то можно выделить по меньшей мере три универсальных объекта материальной культуры, выполнявших эти самые социально-интегративные функции. Во-первых, это ирригационные сооружения. Они служат всему социуму, и имеют весьма выраженную производительную направленность. Два других объекта также служат всему обществу, но не являются производительными. Это культовые сооружения и сооружения фортификационные.

Нулевая производительность и максимальная коллективность, с точки зрения социально–интегративных возможностей, полностью уподобляют фортификацию культовым сооружениям. При всем различии их внешних повседневных функций их внутренняя общественная сущность идентична.

К ирригационным, или речным, можно отнести цивилизации Египта, Междуречья, Индии и Китая. К культовым, или храмовым, – большинство цивилизаций Перу и Мезоамерики, Минойскую цивилизацию и некоторые протоцивилизации Междуречья. К фортификационным – Микенскую, Ханаанскую и некоторые другие переднеазиатские протоцивилизации.

Ирригационные, культовые и фортификационные объекты, их строительство и эксплуатация, требовали с одной стороны усложнения, дифференциации общества, ранее более или менее однородного, а с другой, требовали его единения, осознания общих интересов. Возможно, что именно эта противоречивость легла в основу социальной напряженности и в то же время целостности человеческих обществ цивилизованной эпохи.

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА МЕСОПОТАМИИ

Древнее Двуречье

Одна из самых древних цивилизаций в мире возникла на территории Месопотамии в плодородной низменности между Тигром и Евфратом. В хозяйственном отношении Тигр и Евфрат объединяли проживавшие здесь народы, но никак не влияли на их этнополитическую пестроту и разобщенность. Здесь отсутствовали естественные границы, защищавшие его население от грабительских набегов соседних народов, что придавало Месопотамской цивилизации динамичность, открытость и полицентричность. Сезонные наводнения привели к тому, что уже в IV тыс. до н.э. здесь зарождается ирригация в виде довольно сложной системы оросительных каналов и водохранилищ, что создало основу для появления крупных общественных образований.