Смекни!
smekni.com

Курс лекций по Культорологии (стр. 16 из 24)

Культура паракас, чьи предметы материальной культуры дошли до нас лишь в качестве содержимого паракасского некрополя, прославилась своими уникальными тканями с многоцветным орнаментом, сохранившим свои яркие краски спустя тысячелетия.

Еще одной яркой чертой этой культуры являются традиции прижизненной деформации черепов, а также многочисленные случаи их трепанирования с медицинскими или культовыми целями.

Преемницей Паракаса стала культура Наска, просуществовавшая со II в. до н.э. по VI век н.э. Крупнейшие центры Наска отчасти занимают те же территории, на которых располагались паракасские некрополи. Эта культура унаследовала также определенные стилистические и иконографические мотивы паракассцев (есть версия, что Паракасская культура – это начальный этап культуры Наска). Прежде всего, это культ ягуароподобного существа, традиция изготовления двойных сосудов с общей ручкой и, кроме того, практика черепных трепанаций.

Сохранилось мало каменных строений Наска. Все они расположены в долинах рек, пересекающих прибрежную полосу пустынь. Первым из обнаруженных и самым крупным был воздвигнутый в долине реки Наска город Кауачи. Здесь было обнаружено шесть пирамидальных холмов – то есть к естественным холмам были пристроены террасы из сырцового кирпича. К этим пирамидам примыкали дворы и постройки. В центре поселения возвышался так называемый Большой храм. Он также возник на естественном, по подправленном плоском холме, превратившемся в 20-метровую ступенчатую пирамиду. В пределах этого культового центра был обнаружен также необычный комплекс из 12 рядов деревянных столбов, установленных на низкой платформе из сырцового кирпича. Он даже получил наименование деревянного Стоунхенджа.

Как и чавинцы, насканцы использовали для орошения искусственные ирригационные системы. Их особенность была в том, что каналы были крытыми, во избежание большого испарения воды в зоне пустыни.

Однако наибольшую известность культуре Наска принесли ее гигантские наземные рисунки, ставшие сенсацией в конце 30-х годов ХХ столетия. В 50 километрах от Тихого океана на ровном плато начертаны тысячи линий различной длины и ширины, десятки спиралей, а также рисунки животных, птиц, рыб и других фигур. Причем наблюдение с поверхности земли или с небольших гор, окружающих плато, не давало о них четкого представления. Количество линий на плато достигает 13 тысяч. Длина их от нескольких десятков метров до десятков километров. Ширина – от 15-20 сантиметров до десятков метров. Технология нанесения линий на землю была простой: снимался верхний, более темный, слой каменистой почвы. Этого оказалось достаточно, чтобы линии были заметны. Предполагается, что с технологией нанесения рисунков могли быть как-то связаны вогнутые металлические зеркала тупу, находимые в насканских захоронениях.

Выдвигаются самые разные версии относительно смысла этих рисунков – от астрономического календаря до посадочных полос инопланетных звездолетов – но пока нет ни одной сколько-нибудь достоверной.

Практически одновременно с Наска, но несколько севернее, в начале новой эры возникает культура Мочика(Моче). Сосуды в форме скульптурных антропо- и зооморфных изображений позволили мочика представить не только яркую картину своей повседневной жизни, но и подробное изложение многих мифов. До наших дней дошло более 150 тысяч подобных сосудов. Их стилистическое совершенство позволяет считать их одним из величайших культурных достижений человечества.

Мочика были и великолепными строителями. Известны остатки двух гигантских пирамид (пирамиды Солнца и Луны); длина основания одной из них достигала 250 метров, а высота должна была достигать 140 метров (чуть ниже пирамиды Хеопса). Строили они и дороги до 10 м шириной, а также разветвленные сети оросительных каналов.

Основу хозяйства составляло возделывание кукурузы, фасоли и других овощей. Высокого развития достигло и металлопроизводство (знали золото, серебро, медь, латунь (томпак)).

Во II-IX вв. н.э. в горах Боливии и Южного Перу, на берегу озера Титикака, сформироваласьоригинальнаякультура Тиауанако. Эта культура названа по имени города, являвшегося центром могущественного государства Пукина. Основой города является храмовый комплекс, состоящий из ряда строений, возвышающихся на площадке со сторонами 500 на 1000 метров.

Одно из этих строений представляет собой пятнадцатиметровую многоступенчатую пирамиду. Другое – платформа площадью около 1,3 км2, поднятая на три метра над поверхностью земли и огражденная рядом четырехгранных каменных колонн. Именно здесь расположены знаменитые Ворота Солнца, ставшие визитной карточкой этой культуры.

Носители этой культуры стали создателями грандиозной ирригационной системы, использовавшей воду озера Титикака.

В XII-XIII вв. н.э. на перуанском нагорье возникает несколько государственных образований, крупнейшим из которых стало Чиму (преемница культуры Мочика), расположенное на севере данной области. Его столица Чан-Чан занимала площадь около 25 км2 и имела население от 25 до 50 тыс. человек. В центре города находилось десять огромных прямоугольников 400x200 м, огороженных стенами 12 м высотой, – дворцовые ансамбли местных правителей. Вокруг – постройки маленького размера, где жили чиновники, ремесленники и другие группы горожан. После смерти, правителя хоронили в его дворце со всеми богатствами, а преемник строил себе новое здание, похожее скорее на замок или крепость, чем на обычный дворец.

В Чиму была впервые в доколумбовой Америке открыта технология изготовления бронзы – из которой, как и из меди делались ножи, мотыги, наконечники для стрел и многое другое. Это государство вошло в историю и как создавшее самую длинную оборонительную стену в доколумбовой Америке – ее длина составляла 64 километра при высоте около трех метров и ширине пять метров. Эта уникальный американский аналог Великой Китайской стены.

В Чиму бытовала особая технология украшения керамических сосудов. Они не орнаментировались и не расписывались, но в процессе обжига к сосудам перекрывали доступ кислорода, в результате чего они приобретали глубокую черную окраску.

На рубеже XIV-XV вв. в горной зоне с большим числом почти изолированных друг от друга долин и рек одновременно возник целый ряд мелких враждующих между собой государств. Но лишь одно из них – государство инков в долине Куско, – обладая более совершенной организацией армии и аппарата власти и отличаясь воинственностью своих жителей, сумело сломить сопротивление соседей и стать господствующей силой в регионе. Это произошло всего лишь за столетие до прихода испанцев, в XV в. н.э. Когда в 1532 г. испанские конкистадоры ступили на перуанскую землю, вся страна, а также Эквадор, Боливия и Северное Чили уже входили в пределы гигантской империи инков, Тауантинсуйю (четыре стороны света). Общая протяженность Тауантинсуйю вдоль Тихоокеанского побережья составляла свыше 4300 км, а население – от 6 до 12 млн. человек.

Инков иногда называют «римлянами Нового Света» – в их империи царил железный порядок, а исполнительные и контролирующие функции осуществляла не только обученная армия, но и огромное количество чиновников. Это была самая развитая бюрократическая система во всей доколумбовой Америке. Рядовое население империи три месяца в году в порядке выполнения трудовой повинности должно было строить дороги, водоводы, крепости, рыть каналы, террасировать горные склоны. Налаженная инками система добычи золота, серебра и меди была позже использована испанскими конкистадорами. Жители вновь завоеванных земель насильственно перемещались из своих родных мест в отдаленные провинции.

В центре столицы империи, города Куско (дословно «пуп земли»), находилась главная площадь, считавшаяся центром города, а значит и всего мира. От нее в четыре стороны расходились дороги, связывавшие четыре провинции империи. Ко времени прихода испанцев на площади находилось три дворца. Два из них уже были превращены в святилища. Дело в том, что как и в Чиму, когда умирал верховный правитель, тело его бальзамировалось, а мумия оставлялась в его дворце. С этого момента дворец превращался в усыпальницу, а новый инка строил себе новый дворец.

Любая крупная империя для эффективности своего управления нуждается в быстром обмене информацией. Эту роль в империи инков выполняли пешие гонцы и т.н. «кипу» – узелковое письмо. Основой кипу являлась толстая веревка к которой привязывались веревочки потоньше. Их цвет, количество узлов и, возможно, способ их завязывания содержали определенную информацию. По-видимому, кипу служили главным образом для численных обозначений и являлись средством хранения и передачи статистических данных. Империя была связана обширной сетью мощенных камнем дорог, вдоль которых через определенные расстояния (около 3 км) стояли почтовые станции с помещениями для отдыха и склады с продуктами и необходимыми материалами. Благодаря правильно рассчитанным участкам и постоянной смене гонцов, сообщения могли быть переданы на расстояние до 350 километров в день.

Именно дороги стали главным достижением инков в сфере материальной культуры. Две главные дороги соединяли всю империю от края до края. Длина одной из них, бывшей до начала прошлого столетия, самым длинным шоссе в мире, составляла 5250 километров. Ширина дорог достигала 7-8 метров. Эти трассы, проложенные с севера на юг, соединялись между собой множеством более коротких поперечных дорог, образуя при этом гигантскую транспортную сеть.

Для всех южноамериканских культур характерно прежде всего то, что они возникли самостоятельно, одновременно или почти одновременно с классическими цивилизациями Мезоамерики, но без каких-либо заметных связей с ними. И хотя древние перуанцы не создали ни иероглифической письменности, ни сложного календаря, их технология в целом была совершеннее, чем у населения Мезоамерики. В то время, когда мезоамериканцы жили еще почти целиком в каменном веке, индейцы Перу и Боливии со II тыс. до н.э. знали металлургию, обрабатывали золото, серебро, медь и их сплавы и делали из них не только украшения и оружие, но и наконечники земледельческих орудий. Они изготовляли великолепную керамику с полихромной росписью. Высокой степени развития достигло ткачество и связанные с ним ремесла – изготовление одежды и гобеленов. Эти три важных компонента местной культуры – металлические изделия, керамика и ткани являются отличительным признаком всех древнеперуанских цивилизаций.