Смекни!
smekni.com

Курс лекций по Культорологии (стр. 21 из 24)

В середине XVII века в химии, медицине, а вслед за этим в диетологии происходит настоящая революция. Впервые в общих чертах был исследован процесс пищеварения. Соответственно, начали приветствоваться продукты, которые легко переваривались и усваивались организмом: грибы, овощи, фрукты (не случайно XVII век считается золотым веком садоводства).

В это же время химики обнаружили, что каждое вещество можно разделить на три части – летучую среду, маслянистую субстанцию и твердый осадок. И выдвинули идею, согласно которой мир состоит из трех элементов: ртути (квинтэссенция летучих сред), серы (квинтэссенция маслянистых субстанций) и соли (квинтэссенция твердых веществ). Медики и специалисты по питанию быстро подхватили эту идею и принялись подводить рекомендуемое питание под новую теоретическую основу. Отныне источником вкуса и консистенции пищевых продуктов полагалась соль, источником запахов – ртуть, а источником влажности и сладости – сера, которая связывала вместе два других элемента. Желая достичь пищевого баланса, «серные» продукты (сливочное и растительные масла, сало) соединяли с продуктами, содержащими преимущественно элемент «соли» (мука, столовая соль), и с продуктами, богатыми «ртутью» (уксус, спиртные напитки, мясо, рыба). Сахар, некогда восхваляемый как панацея, не был задействован в новой пищевой схеме и был отодвинут в самый конец трапезы – так появились десерты, которые в XVII веке даже готовились на отдельной кухне. Спиртные напитки были приравнены к лекарству, а потому рекомендовались лишь для редкого употребления. Напитком же на каждый день стала газированная минеральная вода – газ считался питательным для мозга.

Вкусная и здоровая пища XVII века получила весьма широкое распространение. Питаться в соответствии с последними медицинскими рекомендациями отныне могла не только знать, но и простолюдины, поскольку новые блюда были значительно дешевле и проще в приготовлении. К середине XIX столетия новая кухня стала стандартом в англо- и франкоязычных странах мира, а в конце XIХ–ХХ веках – в германо- и славяноязычных. На теории питания XVII века основывается и современная кулинария. Однако именно свойственное ей обилие жиров повинно в высоком уровне ожирения и сердечнососудистых заболеваний в развитых странах.

Изменения в пищевом рационе в какой-то степени определили и изменения в правилах поведения за столом и столовых аксессуарах. На протяжении длительного времени роскошью являлись посуда, столовые приборы, скатерть, салфетки, настольные светильники со свечами. Из столовых приборов наиболее привычными для европейцев были ложка и нож.

Ножи как приборы для еды вошли в обиход только в XV столетии, да и то в домах богатых людей. Они считались предметом роскоши и подавались только знатным особам. Как правило, это были красивые изделия с ручками из золота или дорогих пород деревьев, украшенные резьбой и каменьями. С появлением в Европе фарфора в моду вошли ножи с фарфоровыми расписными ручками. До XVII столетия все ножи были остроконечными, что позволяло использовать их за столом не только для нарезания мяса, но и для ковыряния в зубах. По преданию, исправить такое положение вещей решился кардинал Ришелье, который распорядился делать ножи для еды с закругленными концами.

Ложки из металла прочно вошли в европейский обиход в Х веке (до этого они были деревянными). Основным материалом для их изготовления служило олово, изредка – серебро и золото. В середине XIX века в моду у привилегированных слоев вошли ложки из нового, самого дорогого в то время, металла – алюминия. В это время из него делали не только ложки, но и украшения. Потом, алюминиевые драгоценности вышли из моды, а алюминиевые ложки стали самыми распространенными среди простонародья.

Вилка – самый поздний по времени столовый прибор. Ее прообраз – большая двузубая вилка, служила для того, чтобы подавать мясо гостям, передвигать его на плите. Первый документированный случай знакомства европейцев с вилкой произошел в конце XI века, когда византийская принцесса прибыла в Венецию, чтобы выйти замуж за венецианского дожа. На праздничном обеде принцесса ела маленькой золотой вилкой, которая имела два зубца и коротенькую ручку. Присутствовавший на обеде епископ укорил ее за такое поведение, поскольку порядочные люди средневековой Западной Европы брали еду пальцами из общей тарелки.

Приживалась вилка плохо, и еще несколько столетий считалась не просто ненужным, но даже вредным и неприличным предметом. Еще в XIV–XVI веках вилка была предметом роскоши, ее считали прихотью богатых испорченных людей. Католические священники даже считали ее творением дьявола, воплощением нечистых сил, и до XVIII века в монастырях строго-настрого запрещалось есть пищу этим дьявольским орудием. В Европе пользование вилкой станет общепринятым лишь к середине XVIII века. До этого вполне обходились руками. Именно с этим связано появление в средневековой Европе такого атрибута обеденного стола как салфетки. Отсюда же проистекал и обычай «омовения рук» (при помощи кувшина и тазика), повторявшегося несколько раз во время трапезы. Одно время в богатых домах Европы было модно есть в перчатках, чтобы руки оставались чистыми. После обеда испачканные жиром перчатки выбрасывали.

Индивидуальные тарелкитакже появились совсем недавно. Вместо них обычно использовались ломти хлеба, круглые или овальные деревянные дощечки, или едва углубленные оловянные диски. Ломоть черствого хлеба, часто служивший тарелкой, был предназначен для того, чтобы впитывать сок с отрезанного куска мяса. Потом этот «хлеб-тарелку» раздавали бедным.

Тарелки в современном смысле слова получили распространение лишь в Новое время.

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

С точки зрения истории материальной культуры начало новейшего времени связывается с завершением промышленного переворота и переходом от ручного труда к машинной индустрии и датируется примерно второй третью XIX века. К этому времени в обществе происходят кардинальные демографические и социальные изменения; быстрый рост населения сопровождается его концентрацией в городах и промышленных центрах, а революционные изменения в промышленности, транспорте, энергетике затрагивает быт миллионов людей.

Возникают новые потребности, неизвестные ранее, новые понятия о необходимом и излишнем, об удобствах и роскоши. Урбанизация, развитие массового промышленного производства сокращают до минимума натуральное хозяйство и формируют новый тип личности – покупателя, потребителя массовой унифицированной продукции. Начинают производиться промышленным способом предметы обихода – мебель, посуда, орудия труда и развлечений и т.д. Быстро развивается выпуск готовых пищевых продуктов. Во второй половине столетия все больше распространяется т.н. конфекция – изготовление и продажа готовой одежды. Конфекция дала возможность организовать массовое производство тканей и упростить покрой одежды, что привело в целом к увеличению доступности новой одежды для широких слоев населения. В конце века появляются кафе самообслуживания и устанавливаются торговые автоматы.

Особенно существенное воздействие на повседневный быт человека оказал переворот в сфере транспорта и связи. Впрочем, на всем протяжении XIX века важную роль продолжал играть гужевой транспорт. Скорость передвижения таким способом не превышала нескольких десятков километров в сутки. Городской транспорт также был конным. Состоятельные городские семьи имели собственный экипаж или коляску. Обычные горожане пользовались услугами наемных извозчиков: кэбов в Англии, фиакров во Франции.

Долгое время рельсовый и паровой транспорт развивались параллельно. В XIX веке железные дороги получили широкое распространение в городах в качестве общественного пассажирского транспорта. Это были конки или конные трамваи. Вагоны были простые или двухэтажные (т.н. империал). В качестве городского транспорта также использовались безрельсовые многоместные кареты, ходившие по регулярным маршрутам – омнибусы. В 80-х гг. в некоторых городах были уже пущены трамваи на электрической тяге.

Хотя первые попытки использования парового транспорта были еще в XVIII веке, сколько-нибудь функциональными такие устройства могли стать только при объединении их с рельсовым путем. Уже в 30-х гг. начинается строительство железных дорог в большинстве развитых стран Европы и Америки. В середине века некоторые паровозы могли развивать скорость до 100 км в час. В это же время появляются закрытые товарные вагоны, а чуть позже – пассажирские. Во 2 половине века появляется новый вид городского рельсового транспорта – метро.

С начала XIX века развивается паровой водный транспорт. В 30-х гг. уже становятся возможными и трансконтинентальные рейсы, где паровой флот практически полностью вытесняет парусный.

Опыты аэроплавания на воздушных шарах, проводившиеся на протяжении всего XIX века привели к созданию управляемого дирижабля. Параллельно во многих странах ведутся работы над созданием летательных аппаратов тяжелее воздуха – планеров, самолетов, геликоптеров. Однако только с изобретением двигателя внутреннего сгорания такие проекты вышли на стадию практического воплощения.

В конце века на улицах крупных городов появляются автомобили, пока еще в роли скорее дорогой игрушки, нежели вида транспорта. Эра массовой автомобилизации началась на рубеже XX века.