Смекни!
smekni.com

Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов, Нюнберг Герберт (стр. 11 из 93)


процессу: они подвергаются сжатию и перемещению, как в сновидениях. Идентификация проявляется во всех неврозах. Однако, в неврозах идентификация частичная; в то время как во многих психотических состояниях, например в полностью развитой меланхолии, идентификация полная.

Бессознательное отмечено еще двумя характеристиками, которые встречаются во всех неврозах.

в) Прежде всего, бессознательное не знает противоречий. Сновидец не выражает противоречий, он позволяет противоположностям существовать бок о бок и заменяет да на нет; то же самое происходит и с невротиком. Следующая истерическая галлюцинация исполнения желания может послужить примером того, как реальный опыт представляется через свою противоположность:

Хотя в реальности пациент потерял любимого человека, ему казалось, что тот все еще с ним.

Отрицание потери не всегда выражается таким простым способом. Пациент может пользоваться и другими способами выражения - часто идентификацией. Тогда потерянный объект любви продолжает жить в нем.

Шизофреники и компульсивные невротики очень часто выражают идею через ее противоположность. Для бессознательного не существует слова «нет». Вследствие этого, в истерии, например, все отрицательное, несуществующее и нежеланное может быть выражено только с помощью физического состояния или ощущения. Истерический паралич часто выражает нежеланное действие, а анестезия - нежеланное ощущение.

г) Далее, следует обратить внимание на пропуски. Это наиболее характерно для компульсивного невроза: слово или ассоциация часто опускается, так что связь рвется или исчезает идея. Вследствие этого, смысл стремления становится недоступным сознанию.

д) В Бес нет понятия времени. Бессознательное не знает ни прошлого, ни будущего, только настоящее. Все стремления, даже если связаны с прошлым или будущем, в бессознательном переживаются только в настоящем времени. Давние переживания все еще живы в бессознательном, они не изменились, словно произошли

Например, отец пациента умер восемь лет назад, но бессознательно пациент все еще ведет с ним ожесточенную борьбу, как будто тот до сих пор жив.

В своих симптомах невротик снова и снова переживает желания и эмоции, происходящие из более раннего периода, и их интенсивность почти не уменьшилась.

е) Следует упомянуть символический язык бессознательного. В сновидениях цензор препятствует проникновению в сознание непереносимых или оскорбительных идей. Как только импульсу удается замаскироваться с помощью символов, он обманывает цензора и получает доступ к сознанию. То же самое верно и относительно симптомов. Таким образом, полило прочего, каждый невротический симптом имеет и символическое значение.

ж) Наконец, следует подчеркнуть, что в бессознательном внешняя реальность заменена внутренней реальностью. Как и в сновидении, при неврозе, внешняя реальность заменена внутренней.

В качестве примера можно привести случай с пациентом, который обычно не испытывал страха, по ощущал тревогу, если ему приходилось идти по определенной улице. Другая пациентка теряла сознание при виде определенного человека. Причиной этих реакций было то, что, в первом примере, улица бессознательно напоминала пациенту о чем-то, что всегда вызывало у него настоящую тревогу; во втором случае,


человек, при виде которого пациентка падала в обморок, бессознательно ассоциировался с другим человеком, который играл важную роль в ее жизни.

Можно привести бесчисленные примеры, иллюстрирующие вывод, что определенные внешние впечатления служат лишь поводом для оживления более ранних, бессознательных впечатлений. И человек реагирует на внешний сознательный опыт, как на внутренний. Реальное переживание оживляет внутреннее и бессознательное переживание; вследствие этого, пациент реагирует на бессознательное переживание, а не на реальное внешнее событие.

Как правило, невротик отворачивается от внешнего мира и поворачивается к внутренней жизни. Мы называем это интроверсией. Невротик, и в еще большей степени психотик, действует по отношению к внешнему миру и интерпретирует его в соответствии со своими внутренними стремлениями. Но разница между невротиком и психотиком состоит в следующем: первый ведет себя пассивно и, как правило, пытается уклониться от раздражителей из внешнего мира; а психотик старается изменить реальность с помощью галлюцинаций.

Отношение невротика к реальности можно понять, если обратиться к развитию психических систем. В начале развития не существует ясной границы между внутренней и внешней жизнью. Для младенца и, в определенной степени, для первобытного человека, внутренняя и внешняя жизнь - идентичны. Он проецирует то, что воспринимает, во внешний мир, где видит отражение своего собственного эго; для него это отражение является «реальностью». И в самом деле, реальность для него — это его внутренняя жизнь, которая возникает непосредственно из инстинктов. Лишь позднее человек учится контролировать внешний мир и отделять его от внутреннего с помощью собственных наблюдений. Невротик, и в еще большей степени психотик, в своих психических реакциях на реальность регрессирует до стадии, где внешние события еще мало влияют на внутренний опыт; то есть он реагирует на внешние раздражители лишь постольку, поскольку они отражают его внутренние нужды или переживания.

Таким образом, в невротических симптомах раскрывается содержание и функционирование бессознательной психической жизни. Здоровый человек (это. кстати, умозрительный идеальный образ) направляет свои мысли в соответствии с логическими принципами, с помощью своего поведения адаптирует себя к реальности, и, в соответствии с этим, контролирует свои бессознательные эмоции (которым он позволяет захлестнуть себя только в сновидениях); невротик же бессилен перед бессознательным. Поскольку бессознательная психическая активность, более старая и примитивная, - это психическая активность ребенка, на которую в ходе развития накладывается сознательная активность, то психическая жизнь невротика также имеет инфантильный оттенок. Пока дело касается его болезни, его мышление нелогично; его мышление находится во власти первичного процесса. Либо он не находит подходящих слов, чтобы описать подавленные эмоции, либо эти слова столь необычны, что совершенно чужды сознательному мышлению. Часто он выражает свои желания и эмоции драматически и пластически с помощью определенных телесных разрядок и ощущений. Он чаще, чем здоровый человек, использует символический язык. Его переполняют противоречивые чувства и идеи. Пока дело касается невроза, понятие времени для него теряется, потому что и прошлое и будущее для него смешиваются в настоящем. Как правило, он отворачивается от внешнего мира; внутренняя жизнь преобладает над внешним опытом. А психотик даже перетолковывает и переделывает внешний мир в соответствии со своими желаниями и эмоциями.

Это неполная характеристика невротика, поскольку для завершения описания


необходимы дополнительные критерии. Сс (Система сознания)

Систематическая концепция бессознательного помогла нам лучше понять некоторые загадочные проблемы невроза. Мы продвинемся еще дальше, если сумеем понять, какая связь существует между Бес и Сс. Однако, прежде всего, мы должны определить, что мы понимает под «сознанием». Это трудная задача. Осознание чего-либо означает, как уже было отмечено раньше, восприятие раздражителя. Таким образом, изучение сознания включает в себя восприятие самих структур восприятия; субъект исследования является одновременно его объектом. Многократно предпринимались попытки исследовать характеристики сознания с помощью самонаблюдения, но на результаты интроспекции нельзя положиться. Изучение сновидений, которым мы обязаны столькими открытиями, может помочь нам гораздо больше. В сновидениях мы видим образы, слышим слова, ощущаем и чувствуем что-то - короче говоря, мы воспринимаем. В состоянии бодрствования мы также воспринимаем, но зона восприятия гораздо шире, чем в сновидении. В сновидении воспринимаемые раздражители приходят только изнутри; в состоянии бодрствования они приходят и из внешнего и из внутреннего мира.

Функция сознания, в качестве структуры восприятия одинакова и в сновидении и в состоянии бодрствования: восприятие внешних раздражителей (сенсорное) и внутренних раздражителей (психическое восприятие и восприятие процессов, протекающих во внутренних органах). Таким образом, под сознанием мы понимаем орган чувств, расположенный на границе между внутренним и внешним миром и служащий для восприятия как внешних, так и внутренних процессов. Сознательная идея - это мимолетное явление, хотя она может повторяться и какое-то время привлекать внимание.

В состоянии бодрствования Сс обычно повернута к внешнему миру и с помощью органов чувств собирает из него раздражители, на которые человек более или менее адекватно реагирует. В связи с этим система сознания очень тесно связана с реальностью и функционирует по принципу проверки реальности: эго проверяет, является ли источник психического опыта внутренним или внешним. В сновидениях и при психозе этот принцип блокирован, а при неврозе зона его действия до некоторой степени ограничена. Если человек видит что-то, чего никогда на самом деле не было или совершает невозможные действия во сне. то это не имеет ничего общего с реальностью. Когда все желания пациента исполняются в галлюцинациях, или когда параноик считает себя королем, ведет себя так, словно окружающие его люди - его слуги и действует так, словно его власть безгранична, это тоже не имеет ничего общего с реальностью. Хотя у невротика отсутствует тенденция изменить мир, он тоже до некоторой степени отсоединен от реальности. Он не может перенести тягот реальности, не может выполнить определенных'! требований реальности, не может от чего-то отречься. Он убегает в болезни, в царство своих бессознательных фантазий, которые не зависят от принципа реальности. То, что он воспринимает ~ это отчасти реальность, модифицированная его бессознательными стремлениями, а отчасти замаскированные импульсы и идеи из бессознательного.