Смекни!
smekni.com

Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов, Нюнберг Герберт (стр. 5 из 93)

Возвращаясь снова к сну из нашего примера, мы видим явное противоречие в том, что, с одной стороны, сновидение содержит в себе подсознательное желание, а, с другой стороны, - бессознательное желание, выраженное в символах. Это противоречие будет разрешено, как только мы выясним, что бессознательное проявляется в двух формах: (1) в качестве подсознания, что означает, что психические процессы лишь временно являются бессознательными и в любой момент могут стать сознательными; и (2) как собственно бессознательные процессы, которые либо никогда не были сознательными, либо были подавлены и могут снова стать сознательными лишь после определенных изменений в ментальном функционировании. Хороший пример этого - сновидение нашей пациентки. Ко времени сновидения, она знала о своем желании родить ребенка;


однако постепенно стали всплывать воспоминания о фантазиях и детских играх, из которых стало ясно, что в детстве она хотела родить ребенка от своего отца. В тот период жизни, который предшествовал сну, она хотела родить ребенка от своего мужа. Однако она не знала, что в ее бессознательном муж был заменителем ее отца, и что ее желание родить ребенка происходило из детства. То, что ее муж был заменителем ее отца и то, что в детстве она хотела ребенка от своего отца, во время сновидения не присутствовало в сознании; эти факты были в бессознательном.

А желание или любой другой психический материал, не относящийся ни к сознанию, ни к подсознанию, однако существующий по свидетельству обстоятельств, принадлежит к собственно бессознательному, как было указано выше. Наша пациентка, зрелая женщина, совершенно не подозревала ни о чем, хотя бы отдаленно связанным с желанием иметь ребенка от своего отца. Если бы это желание существовало в каком-нибудь уголке ее сознательного ума, она должна была бы любой ценой изгнать его оттуда; фактически же ей удалось вообще не пускать это желание в сознание. Соответственно, оно оставалось бессознательным во время бодрствования. Однако во сне, где ослабевают подавляющие факторы эго, ее желание смогло сформировать сновидение и войти в сознание. Если бы это желание не было искажено до такой степени, что ее спящее эго не смогло его узнать, ее сон был бы нарушен и она бы проснулась. Искажение позволило ей продолжать спать. Желание было исполнено, а сознание не было оскорблено, ведь в проявленном сновидении не говорилось: «Я хочу иметь ребенка от своего отца», а лишь: «Я купаю ребенка.»

Таким образом очевидно, что сновидение может содержать и подсознательные и бессознательные желания. Однако, подсознательное желание не воспринимается сновидцем, если оно не подпитывается энергией соответствующего бессознательного желания. Таким образом, именно исполнение инфантильного желания гарантирует сон.

В сновидении из нашего примера первоначальное инфантильное желание было замаскировано под символические роды. Это общее правило проявленное сновидение содержит идею латентного сновидения в искаженной форме. Существуют различные формы искажении, которые мы рассмотрим в свое время. Сейчас я хотел бы лишь указать на две формы искажения идеи латентного сновидения, которые ярко заметны в нашем примере во-первых, искажение методом символическою отображения; во-вторых, пропуск. В идеи латентного сновидения отец пациентки играл важнейшую роль, в то время как в проявленном сновидении он вообще не упоминался. Пропуск является одним из самых эффективных методов искажения сновидений. Именно благодаря ему материал латентного сновидения выражается в проявленном сновидении в сжатой форме. Иногда в проявленном сновидении может содержаться лишь одно слово или одна картинка.

Анализ еще одного сна прояснит механизмы искажения и маскировки сновидений Вот этот сон:

Я взяла пистолет и выстрелила в будильник. Пуля прошла прямо в цифру 3 на циферблате часов. Я была довольна своим выстрелом, потому что мне показалось, что я попала именно туда, куда целилась.

Перед тем, как лечь спать, пациентка завела будильник. Когда будильник разбудил ее в нужное время, она не встала, а заснула снова. Будильник продолжал звонить - и сон, очевидно, был реакцией на этот звук .Она помнила, что была очень зла, когда наконец-то проснулась. Появилась ли злость, когда зазвонил будильник или она злилась и до этого.3 В течении нескольких дней, предшествовавших сновидению, анализ протекал тяжело, а накануне сна она жаловалась, что ничего не может добиться в жизни, жаловалась, что слишком медлительна, выражала опасение, что никогда не достигнет


своей цели. Весь день она думала о том, что ничего не умеет и у нее нет никаких способностей (несмотря на то, что она была очень талантливой). Она легла в постель и заснула в подавленном, безнадежном настроении. Возможно, она разозлилась на звонок и снова заснула после пробуждения, как бы говоря: «Я не хочу ничего знать о мыслях, причиняющих мне боль.). Стрельба по будильнику заставила ее вспомнить выражение «убить время». Это напомнило ей символическое изображение времени, в виде старика с длинной белой бородой и с косой. Эта картинка называлась «Отец Время». Ее любимая песня называлась «Отец Время» и в ней был следующие слова:

Отец Время-умелый человек,

И у него свои привычки

И мы знаем, что нам не удастся

Заставить его отдать прошедшие дни

Поэтому «20», и мы еще здесь,

Будем верными друзьями

Давайте веселиться

Пока у нас есть время играть,

Ведь все мы обожаем играть с вами

Таким образом стрельба в будильник отражает ее сожаление о том, что она тратит время; когда она накануне жаловалась на свои несчастья, она использовала фразу «я убиваю время». Эти мысли вызвали воспоминания о радостном детстве когда трата времени не имела значения, в детстве можно было играть, не беспокоясь. Печальные и болезненные дневные воспоминания превратились в латентном сновидении превратились в приятные воспоминания о том, как тратилось время в детстве. В реальности она была несчастна, в патентном сновидении она была счастлива, таким образом она изменила свое настроение. До сих пор сновидение представляло собой исполнение желания аннулировать прошедшее время.

Песня «Отец Время» была для нее связана кое с чем еще. а именно с предложением «я ваяла пистолет». Пистолет у нее всегда ассоциировался с тем, что ее отец совершил самоубийство, застрелившись в храме из револьвера. Он владел этим револьвером много лет и она помнила, что несколько раз ищем револьвер в детстве. Она «до смерти его боялась и не осмеливалась подойти к нему.

После смерти отца на была глубоко потрясена и обвиняла себя в этом трагическом событии. Во сне она владела оружием, которое принадлежало ее отцу и к которому она не осмеливалась прикоснуться, пока он был жив. Теперь же она выстрелила из этого револьвера в «жестокое время», в старика с часами, в Отца Время, в безжалостного человека, который никогда не возвращает прошедшие дни. Она стреляла, точно также, как это сделал наяву ее отец. Однако в сновидении она стреляла не в себя, как отец, она стреляла в жестокого Отца. Время, который не возвращает прошедшее счастье. Когда ее отец совершил самоубийство, он забрал с собой ее счастливое детство. Когда он застрелился, она оцепенела и заснула, словно хотела позабыть, что произошло.

Важно отметить, что проснувшись после этого сновидения, она злилась на меня. Она считала, что ее злость была с провоцирована моими попытками извлечь из нее воспоминания о прошлом, которые она не могла или не хотела вспоминать. Лучше она будет спать. Стреляя в Отца Время, она несомненно целилась в меня и в своего отца, которому она не могла простить ту боль, которую он ей причинил, совершив самоубийство.

Та сцена сновидения, где пуля проходит прямо через цифру 3, в очень сжатой форме отображает ее обвинения против отца, ее мнимое чувство вины, ее самообвинение


и чувство неполноценности, а также любовь к отцу и разочарование в нем. Ассоциацией на эту сцену была песня под названием «Утром в три часа». Она не могла припомнить слов этой песни, но знала, что это был английский вальс, под который она часто танцевала. Это был единственный танец, который она танцевала с отцом, когда была ребенком. Он танцевал с ней только два или три раза, потому что ему не нравилось, как она танцует; он говорил, что она не успевает за ним. Это ее очень расстраивало. Она не могла приспособиться к тому, как танцевал ее отец. У него была репутация очень хорошего танцора. Она с сожалением прибавила, что если бы она знала, как к нему приспособиться, у нее получилось бы намного лучше.

Танцы напомнили ей о том, что иногда ее отец, который фактически бросил игру на скрипке, все же вытаскивал ее и играл несколько минут, а она ему аккомпанировала. Часто, садясь за пианино, она начинала играть и петь популярную песню того времени под названием «Убаюкай меня». Размер этой песни, так же как и вальса, упоминавшегося выше, был 3/4. Когда отец был в хорошем настроении, он брал скрипку и играл obligate, пока она пела и аккомпанировала ему на пианино, но всегда кончалось тем, что он находил всевозможные ошибки в ее игре. Обычно он критиковал ее за размер [tempo] (Время!). Он говорил, что она слишком вольничает с размером; когда написано Ritardando. она слишком замедляет игру, а когда написано Accelerando, слишком ускоряет. Отец был настоящим музыкантом, отметила она, и много позже она поняла, что ее игра была слишком сентиментальной и недисциплинированной. Однако в то время она этого не понимала и не могла сообразить, что же она делает неправильно. Она сильно страдала от язвительности отца; она чувствовала, что в его критике сквозило презрение. Еще хуже, чем его критика было то, что иногда, после нескольких попыток, он вообще переставал играть, потому что ее аккомпанимент вызывал у него отвращение. Точно также он переставал танцевать, потому чго ему не нравилось, как она танцует. По крайней мере именно этому она приписывала то, что он прекращал играть на скрипке или танцевать. Она пожаловалась, что он никогда не брал на себя труд обучить ее делать все так, как ему хочется; если она не могла выполнить что-либо в совершенстве, он не хотел иметь с ней дела. Так она потеряла веру в себя и стала считать себя полной, безнадежной неудачницей; она думала, что никогда не сможет стать хорошей танцовщицей или пианисткой. Она добавила, что в разговорном языке про музыканта, который плохо исполняет произведение, говорят, что он «убивает» музыку. Она думала, что ее отец вполне мог говорить ей, что она «убивает» композиции, которые играет.