Смекни!
smekni.com

Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов, Нюнберг Герберт (стр. 2 из 93)

Но что означает вторая часть игры - сестренка, исчезающая в глубине коляски? Рождение младшего брата или сестры часто имеет травматический эффект. Обычно ребенок пытается преодолеть травму с помощью фантазий. Так произошло и в случае с этой пациенткой. Однако и ее игре присутствовало не только рождение. Мы знаем, что рождение младшего брата или сестры пробуждает и ревность и ненависть. Если травма преодолевается с помощью фантазий, то ненависть и желание смерти нового брата или сестры также находят разрядку в фантазиях. Рождение сестры совсем не понравилось пациентке; она хотела, чтобы ее снова не стало. Еще раньше, в возрасте двух с половиной лет, у нее был неприятный опыт рождения брата. Тогда она была так зла на захватчика, что ударила его палкой. Матери и няне приходилось охранять младенца, чтобы защитить его от ее гнева. (Даже теперь, в возрасте тридцати пяти лет. она не преодолела ненависть к младшему брату и младшей сестре.) Исчезновение сестренки за занавесками детской коляски символизирует се желание, чтобы ребенок исчез, также, как раньше она хотела убить своего брата.

Теперь мы можем понять всю игру: она изображает рождение и смерть младшей сестры. За этой игрой также скрывается еще более глубокая ненависть к брату. Только через анализ этого воспоминания мы смогли понять отношение пациентки к брату. Ее нынешние сознательное отношение к нему отражало ее бессознательную ненависть и


ревность, которые она подавляла с раннего детства.

Таким образом заслоняющие воспоминания представляют собой фрагменты воспоминании; до определенной степени они заполняют дефицит воспоминании. Это можно сравнить с руинами древней цивилизации, ориентируясь по которым археолог определяет, в каком направлении производить раскопки.

В определенных случаях провалы в памяти заполняются заслоняющими воспоминаниями. Однако в других случаях амнезия настолько полная, что добраться до воспоминаний можно только в процессе длительного анализа. Но амнезия, п целом, характерна не только для невротиков. Большинство людей забывают раннее детство вплоть до четвертого или пятого года жизни. Возможно, мы поймем, почему мы забываем переживания именно этих первых пяти лет, когда осознаем, что инфантильная сексуальность достигает пика своего развития в этот период, и ее обычная участь -быть подавленной, то есть забытой. Инфантильное подавление имеет такие далекоидущие последствия, что даже зрелый человек отказывается вспомнить хоть что-нибудь из инфантильного периода сексуальности.

Полная амнезия чаще всего встречается при истерии; она характерна для этой болезни. При компульсивном неврозе, а также при шизофрении (где иногда возникают компульсивные воспоминания), пациенты действительно вспоминают личные переживания из раннею детства, но связь между воспоминаниями отсутствует, поэтому они остаются оторванными от контекста.

Молодая девушка с различными компульсиями страдала от бессонницы. Бессонница возникала из-за детского ритуала. Пациентка принимала определенную фиксированную позу, ложилась на спину, сжав ноги и согнув их в коленях. Только ее шея. колени и пальцы ног могли касаться одеяла: остальные части ее тела, особенно живот, ни а коем случае не должны были касаться одеяла.

В начале лечения пациентка понятия не имела, что означает этот ритуал. Лишь много позже она рассказала факт, казалось бы не имеющий отношения к этому ритуалу: до шестнадцати лет она спала в комнате смежной со спальней ее родителей. Дверь была приоткрыта и она часто слышала, как происходит сексуальный контакт между родителями. Это сексуально возбуждало ее и не давало заснуть. В другой раз она рассказала, что, прислушиваясь к родителям, она фантазировала о том, как ее отец лежит на матери и о том, как соприкасаются их животы. Тут се охватывало отвращение и она обрывала фантазию. Еще как-то раз она вспомнила, что боролась с мастурбацией, избегая прикосновения к гениталиям. Хотя она чувствовала сильное желание прикоснуться к животу и к гениталиям, ей удавалось сдерживать себя. Эти воспоминания не были забыты; они всегда оставались в сознании. Но она не знала, что эти воспоминания были связанны, и лишь соединив их. можно было понять, что она пыталась мысленно стереть сексуальный контакт между родителями, в то же время борясь с собственной мастурбацией. Впечатления п переживания, которые привели к возникновению симптома, оставались в сознании, но связь между этими впечатлениями и переживаниями, которая придавала им смысл, была бессознательной.

Таким образом, память о переживаниях, связанных с болезнью, может сохраняться в сознании, но связь этих переживаний с симптомом, а также их значение, остается в бессознательном. Причина болезни часто осознается, но мотив болезни, то «для чего» она всегда остается в бессознательном. Бессознательное содержании психического процесса не обязательное условие для развития симптома, н предварительным условием для развития симптома являются бессознательные связи мотивы психического процесса. Эти мотивы содержат в себе смысл симптома.

gh b


Что мы имеем в виду, когда говорим о «смысле» симптома? В нашем примере симптом возник от того, что пациентка слышала звуки сексуального контакта между родителями и от того, что она боролась с мастурбацией. В ритуале засыпания пациентка пыталась уничтожить сексуальный контакт между родителями и оградиться от желания мастурбировать. Таким образом, если говорить в целом, «смысл» симптома, его цель или мотив, состоит в повторении важных подавленных переживаний и импульсов: одновременное удовлетворение инстинкта и отрицание удовлетворения в том виде, который неприемлем для сознания.

Поскольку каждый невротический симптом выдает часть бессознательной психической жизни, мы постараемся дать краткое определение термину «бессознательное».

Это не простая задача, поскольку у нас до сих пор нет прямых свидетельств существования бессознательного. Мы выводим его существование из косвенных свидетельств " из изучения снов, фантазий и особенно из истории развития невротических симптомов, а также из поведения. Этих косвенных свидетельств такое множество и они так убедительны, что не оставляют сомнений в том, что существуют бессознательные психические явления.

Не только психоанализ признает бессознательную психическую жизнь. Многие философские и психологические системы согласны с тем, что существует бессознательное. Однако наша концепция бессознательного принципиально отличается от философской. Философы признают бессознательное только в негативном смысле и называют бессознательным все, что не является сознательным. Психоанализ представляет себе бессознательное, как нечто психологически позитивное; то есть мы отделяем его от сознания по определенным характеристикам, которые присущи только бессознательной психической жизни. Сны, невротические симптомы, определенные непроизвольные действия, фантазии и религиозные системы ясно выражают отличительные признаки бессознательного.

Как и философы, мы говорим о бессознательном в описательном смысле. Но нам ясно, что бессознательное не только проявляется через свои содержания, такие как переживания, мысли, идеи, желания и эмоции, но и сами эти содержания несут в себе психическую энергию. В связи с этим наша концепция требует исследования динамики бессознательного. Поэтому мы также говорим о бессознательном в динамическом смысле.

В то время, как термин «бессознательное» просто указывает на факт, динамическая концепция дает представление о взаимодействии бессознательных сил. которые управляют нашей психической жизнью и когда мы здоровы, и когда мы больны. Ведь бессознательные силы влияют на все стороны психической жизни и всегда участвуют в оформлении нашего сознательного опыта.

Глава II СНОВИДЕНИЕ

Чтобы лучше понять бессознательное и психоанализ, сначала мы должны рассмотреть структуру и функцию сновидения, хотя мы можем сделать это лишь частично.

Чтобы познать ментальную жизнь человека, необходимо понять сны. Невротические симптомы, к примеру, во многом повторяют паттерн сновидения. Таким образом, толкование сновидений помогает понять конфликты, скрытые за симптомами. Фрейд говорил, что в трудной ситуации ему очень помогало толкование сновидений; временами, когда ему приходилось бороться с запутанными проблемами, правильно


истолкованное сновидение восстанавливало его уверенность в себе. Кажется ни одно психическое явление не зажигало человеческое воображение так же, как сны. Любой человек, грамотный или неграмотный, просвещенный или суеверный, всегда интересуется своими снами. Некоторые сны настолько поразительны, что никогда не забываются и таинственно преследуют вас всю жизнь. Неудивительно, что люди во все времена интересовались снами и пытались понять их. Понимание снов всегда связано с культурной стадией развития человека. Например, примитивные народы считают, что сны насылают возвращающиеся духи предков или демоны; они верят, что через сны можно контактировать с другим, сверхъестественным миром. Народы с развитыми теистическими религиями считают сны божественными посланиями. С древнейших времен люди из самых различных культур пытались понять смысл сновидений и скрытых в них предсказаний. Древние халдеи, египтяне и евреи разработали особое искусство толкования сновидений, с помощью которого они предсказывали будущее. Но то, что прежде было религиозным верованием, постепенно деградировало до уровня суеверия, распространенного среди необразованных людей в современном обществе.