Смекни!
smekni.com

Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов, Нюнберг Герберт (стр. 35 из 93)

Эта сила является внутренней у здорового человека и у невротика, а у психотика, особенно у шизофреника, принимает вид внешней силы, поскольку она переносится во внешний мир. Для шизофреников эта сила обычно является чем-то нежелательным, даже враждебным. Мы помним, что первоначально все раздражители, приходящие из внешнего мира, воспринимаются, как нечто враждебное и отвергаются с помощью проекции. Поскольку эго шизофреника регрессирует на раннюю стадию развития, мы можем понять проекцию внутренних импульсов, если сможем допустить, что они действительно ощущаются, как враждебные силы. Мы часто сравнивали шизофреника с ребенком. Мы знаем, что ребенок, воспринимающий заботящегося о нем человека как источник удовольствия, в другое время может воспринять его как источник боли, как врага, если этот человек не удовлетворит его инстинктивные нужды. При нормальном развитии первичное сопротивление воспитанному влиянию не только преодолевается, но эго еще и принимает и впитывает это влияние и оно оказывает свое воздействие на протяжении всей жизни; влияние становится бессознательным. При паранойе оно


врывается в сознание в виде проекции, но отвергается: оно принимает форму преследователей из внешнего мира, откуда оно и пришло первоначально. Следовательно, мы делаем вывод, что наблюдающий и критикующий механизм, возникший в эго, развивается, впитывая определенные внешние, по большей части болезненные, впечатления. При шизофрении этот механизм снова становиться сознательным и отвергается с помощью проекции.

Опыт работы с шизофрениками показывает, что чувство, будто за тобой постоянно наблюдают, происходит из скоптофилии, то есть из эротизированной функции эго, которая превратилась в эксбиционизм и была спроецирована на внешний мир.

Пациент-непсихотик с раннего детства верил, что просто взглянув на своего отца, братьев и на других мужчин, он может их кастрировать, а также боялся, что другие могут его кастрировать одним взглядом. Этот же человек мучил себя самонаблюдением и жестокой самокритикой. Исторический анализ показал, что вначале он боялся осуждающих (и, возможно, сердитых) взглядов матери, человека, ассоциировавшегося с кастрацией. (Хорошо известно, что существуют взгляды, полные ненависти. Вера в магическую силу взгляда видна, например, в суевериях о сглазе.). Ребенком пациент явно идентифицировался с этим взглядом; и в самом деле, обычная реакция человека на внешние неприятности — внутренняя враждебность.

Таким образом, при идентификации садизм деструктивных инстинктов направляется на субъекта и, смешиваясь с эксбиционистским инстинктивных компонентом, проявляется, как мазохизм. Взгляд, направленный внутрь, превращается в критикующий и шпионящий механизм. Первичное самонаблюдение (регулятор чувств удовольствия-неудовольствия) теперь соединяется с новым шпионящим механизмом, который оказывается в оппозиции к тому, что осталось от эго. Источником послужили родители или те, кто исполнял их роль. Это очень хорошо заметно при деперсонализации: этот механизм все еще остается внутренним, но ценность реальности, которую воспринимает эго, отрицается. Отрицание, как уже упоминалось, происходит от деструктивных инстинктов.

Хотя попытка связать этот механизм с индивидуальными эрогенными зонами может показаться несколько рискованной, фактически нельзя отрицать, что помимо элементов визуальной сферы, в нем содержаться и элементы из слуховой сферы. Хорошо известны слуховые галлюцинации параноиков, в которых им слышатся обвинения во всевозможных злых делах; на них валятся обвинения и оскорбления. Над ними насмехаются и словами побуждают к злых делам. (Положительные голоса мы еще будет обсуждать в другой связи.) Если слушать внимательно, часто можно обнаружить, что эти слова приходят из раннего детства пациента и их произносили люди, с которыми у него были либидозные отношения. «Голоса» приказывают ему и предостерегают его; слуховые галлюцинации явно выражают родительскую критику. Ощущение, что за тобой следят, и голоса при мании преследования формируют часть этого механизма, который при паранойе проецируется на внешний мир, а у здорового человека остается внутри, и сознательное эго его почти не замечает. В сновидениях он называется цензором и представляет собой психический механизм, который в состоянии бодрствования сортирует, воспрещает и оказывает критическое влияние на намерения, желания и импульсы личности. Топографически мы поместили его в систему подсознания. Во сне критикующие слова редко становятся сознательными, и в состоянии бодрствования самокритика также крайне редко выражается в словах, а если она все же становится сознательной, она не бывает столь же нестерпимо мощной, как слуховые галлюцинации параноика. Самокритика не воспринимается сознательно; она остается в подсознание.


Таким образом личность растворила в себе чужеродное существо не только с помощью зрения, но и с помощью слуха. Человек развил в себе особый механизм, который как бы видит и слышит изнутри, но (если душевное здоровье в порядке) не достигает прямого восприятия. Этот механизм получает неограниченную власть над эго, от которого он отделяется только при параноидальной мании преследования. Контроль и критику, которые человек, почти этого не замечая, направляет на себя, все более или менее сознательные самоупреки, параноик приписывает объекту из внешнего мира. Это своего рода спроецированная совесть больного.

Потерю совести у шизофреников следует считать явлением, сопровождающим потерю социальных связей и отказ от этических и эстетических ограничений. Поскольку, в то же время, шизофреник чувствует, что его наказывают, мучают и влияют на него с помощью магии, нет сомнений, что в спроецированной совести присутствуют садистские тенденции. Пытки и мучения представляют собой реализованные наказания и удовлетворяют чувство вины; они, до определенной степени являются противоположностью совести. Характерно, что на фазе идентификации чувство вины особенно сильно, скорее всего потому, что объекты физически уничтожаются. При попытках воссоздания мира на стадии проекции чувство вины слабеет, ведь, благодаря проекции, объекты возвращаются во внешний мир; они наделяются садистскими импульсами пациента и воспринимаются через призму мазохизма. Но шизофреник защищается от возвращения объектов, ведь они принадлежат внешнему миру и могут снова вызвать болезненные чувства. Эго стало более примитивным и отвергает любые внешние раздражители. Эго потеряло свою организацию; оно распалось на части и механизм, который раньше был внутри, оказался снаружи и объявил войну эго.

Таким образом, мы раскрыли истоки контролирующего механизма совести. Он развивается по мере того, как эго вбирает в себя авторитеты раннего детства. Поэтому манию преследования следует рассматривать, как попытку освободиться от мучающей совести. Однако совесть проявляется отчасти, как угроза наказания, отчасти, как само наказание. Слово «совесть» («conscience») означает «сознание» («coknowledge»), участие в знании внутренним знанием, то есть с помощью внутреннего зрения и слуха. Как уже отмечалось, у совести нет сенсорных органов, она воспринимает только то, что прошло через эго, в распоряжении которого находится механизм восприятия.

Эта новая, отделившаяся от эго чисто психическая структура называется суперэго. Она возникает из внешних раздражителей, растворившихся в эго, с помощью органов чувств (зрения, слуха и так далее). Потом она отделяется от эго (от телесного эго). В предыдущей главе мы узнали, что суперэго зарождается в ходе идентификаций, связанных с принятием пищи. Теперь мы должны расширить понятие идентификации, ведь эго поглощает впечатления об объектах с помощью всех органов чувств. Они отрываются от телесного (воспринимающего) эго, переплетаются друг с другом и таким образом формируется независимая структура, суперэго.

В начале эдиповой ситуации еще нельзя говорить о суперэго. Оно является реакцией на эдипов комплекс. Мальчик ментально поглощает своего отца; он как бы становится своим собственным отцом. Перемена в эго занимает место прежней связи с объектом (то есть любви и ненависти к отцу), перемена, позволяющая мальчику сдержать чувственные стремления к материи и агрессивное отношение к отцу. Чувственная любовь к матери трансформируется в нежную любовь: агрессивное отношение к отцу превращается в признание отцовского авторитета; садизм модифицируется и проявляется в активности; короче говоря, мальчик начинает сублимироваться и приспосабливаться к реальности.


В идеальном эго импульсы ид безоговорочно принимаются и удовлетворяются, но появление суперэго нарушает такие гармоничные отношения между эго и ид. Суперэго вклинивается между эго и ид. Оно уничтожает гармонию, царившую в их отношениях, и влияет и на стремления ид, и на стремления эго. Суперэго получает власть над эго. Вследствие этого эго приходится приспосабливаться к требованиям общества. Поскольку общество не может рассматривать потребности отдельного человека, а суперэго становится внутренним представителем общества (Александр называет эго «жестким законом всех времен, погребенным в каждой личности»), то суперэго, как и общество, весьма сурово и даже жестоко. Оно требует от человека отречься от своих нужд, вплоть до самопожертвования. Суперэго - это судья, высший авторитет, оно не только принуждает человека отказываться от удовольствий (особенно, от чувственных удовольствий), но и определяет меру наказания за нарушение этих идеалистических требований. Эго, в распоряжении которого находятся реальные силы, либо приводит приговор в исполнение, либо нет, в зависимости от своей способности к сопротивлению.