Смекни!
smekni.com

Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов, Нюнберг Герберт (стр. 63 из 93)

Так, например, у одной пациентки возник особенно интенсивный интерес к моей частной жизни. Я конечно же, не мог удовлетворить ее интерес, но на основании ее ассоциаций по поводу этого интереса, я привлек ее внимание к тому факту, что она, должно быть, получала удовольствие от своей скоптофилии в течении определенной фазы детства. Она не смогла что-либо вспомнить по этому поводу. В этот день, до того как она уснула, она продолжала вспоминать, ища подобные факты, однако, ничего не пришло ей на ум. На следующее утро, когда она стояла полностью одетой перед зеркалом, она внезапно открыла свою блузку и посмотрела на свои груди. После того, как она рассказала мне об этом на аналитическом сеансе, она внезапно, с большим облегчением, вспомнила, что в детстве она открывала штаны своего брата, который был


младше ее на три года, и смотрела на его гениталии.

Компульсивное повторение - это последнее средство эго в процессе защиты. То, что не может пробиться каким-либо другим образом отыгрывается вовне, а не вспоминается, до тех пор пока не наступает временный выпуск инстинктивной энергии. Таким образом сопротивление переносу может исходить из эго, а также из ид; в любом случае, сопротивление эго и сопротивление ид часто объединяются при переносе, чтобы сформировать общее сопротивление.

Сопротивление ид

Компульсивное повторение в виде отыгрывания вовне проявляется не только при переносе. Отыгрывание может также проявиться без всякой связи с переносом, то есть, пациент может вызывать переживания, в которых он удовлетворяет некоторые стремления ид, без какого-либо участия со стороны его сознательного эго. В таких случаях, когда вытесненный инстинкт пробивается к удовлетворению и выражению, но не достигает этого, становится очевидным, что в силу вступает. Компульсивное повторение. Сопротивление, которое в этой ситуации противостоит «осознаванию» бессознательных процессов, исходит из бессознательного ид. Из всех сопротивлений этот вид сопротивления является одним из наиболее глубоко укорененных и менее всего понятых; оно хватается за вытесненный инстинкт и стремится удовлетворить его, но лишь отчасти преуспевает в этом, - он только повторяет и усиливает защиту. Эту идею может проиллюстрировать следующий пример:

Входя в мой кабинет пациент подчеркнуто заявил, что все доктора — убийцы. Спросив его, почему он считает меня убийцей, он ответил, что я был жесток с ним, так как не выписал ему лекарство, когда он страдал от невыносимой боли. Я сказал ему, что как врач он должен знать, что его обвинения неоправданны, но раз уж он обвинил меня в том, что я убийца, должно быть он сам чувствует себя убийцей. Этот комментарий породил ряд воспоминаний о его жестокости к животным в детстве. Далее последовали ассоциации, из которых стало очевидным, что с раннего детства он осуществил множество символических и реальных попыток нанести вред своему отцу. Он вспомнил как будучи молодым врачом безрассудно брался за очень серьезные операции, для осуществления которых у него не было достаточно опыта, по чистой случайности не произошло несчастья. (Позже, в своей профессиональной жизни, он не брался за такие опасные операции, а через некоторое время и вовсе оставил хирургию )

Этот пациент, с самого детства, осуществлял акты жестокости, значение которых до не давних пор оставалось для него неизвестным. Эти жестокие поступки были направлены на его отца.

Таким образом он повторял садистские действия, которые маскировались символически и иными способами; он вновь и вновь осуществлял действия, смысл которых стал ему ясен только в ходе анализа. Его садизм, конечно же, был вытеснен, то есть, из психических представителей этого побуждения изымался катексис, следовательно его значение стало бессознательным. Затем, вытесненное стремление попыталось воплотиться в движениях, то есть повторить себя в действиях. По всей видимости, такое повторение прибавило к вытеснению, осуществляемому эго, сопротивления со стороны ид.

Сопротивление суперэго

Кроме того, существует сопротивление со стороны суперэго, которое действует следующим образом: суперэго препятствует получению либидозного удовлетворения и


обращает агрессию на собственное это. Агрессия вынуждена действовать в рамках эго, вызывая страдание, самоотречение, самоупреки, самонаказания и тому подобное. Когда эго подчиняется строгим требованиям суперэго, оно часто извлекает из этого мазохистское удовольствие, поскольку агрессия суперэго некоторым образом объединяется с вытесненными либидозными стремлениями эго. Теперь сопротивление суперэго, которое подкрепляет первичное вытеснение посредством мазохизма само становится для эго источником либидозного удовлетворения. Вызванное суперэго чувство вины и потребность в наказании приводят к либидозному удовлетворению; следовательно, мораль эротизируется. Поразительно, насколько часто люди, страдая от самолично налагаемых лишении, получают удовольствие от своих страданий и ведут себя так, как если бы они были святыми. Некоторые даже восхваляют себя за такое страдание.

Итак, мы ознакомились с тремя источниками сопротивлений: эго, ид и суперэго Сопротивления эго разделены на три категории: сопротивление переноса, сопротивление вытеснения и сопротивление вторичной выгоды от болезни, которое будет обсуждено позже. Таким образом, мы должны принимать во внимание пять видов сопротивлений. В следующей главе различные механизмы защиты будут проиллюстрированы клиническим материалом.

Подведем итог: мы обнаружили, что защита - это общее понятие, которое охватывает все механизмы защиты эго от несущих угрозу переживаний и инстинктивных стремлений. У механизма вытеснения особая связь с сознанием, и он является характерной особенностью истерии. Регрессия имеет особое родство с обсессивным неврозом и определенными типами других заболеваний, например, с меланхолией. Мы увидели, что механизм защиты на генитальной стадии и после формирования суперэго отличается от защиты на ранних стадиях развития. Создается впечатление, что вытеснение — это защитный механизм на генитальной стадии развития, в то время как формирования реакций имеют особую связь с догенитальными стадиями организации.

Если вытеснение слишком слабо и не может осуществить защиту, тогда вступают в силу другие, более старые защитные механизмы, такие как проекция, идентификация, компульсивное повторение и формирование реакций. В защитной борьбе может быть потерян внешний мир и определенные части эго (шизофрения). Тогда возникают более примитивные формы защиты.

Действующие на службе защиты сопротивления прерывают связь и свободную коммуникацию между психическими системами человека. Так как ограничивается свобода эго и способность принимать решения, а также поскольку блокированные инстинкты постоянно оказывают сильное давление, эго слабеет. Эго становится похожим на бутылку, наполненную опасной взрывчаткой.

Верно, что благодаря вытеснению (защите) невротик адаптируется к инстинктивным опасностям, но лишь настолько, насколько он избегает их и отказывается от реальной адаптации и удовлетворения. Его эго теряет свою единство и силу.

Когда синтетическая функция эго становится недостаточной, в силу вступаю г защитные механизмы. Эго всегда стремится устанавливать связи и обеспечивать посредническую функцию. Если же инстинктивное требование крайне сильное, а суперэго настолько нетерпимое, что реальное удовлетворение становится невозможным, тогда эго до определенной степени теряет свою синтетическую функцию. Для того, чтобы не было постоянных нарушений (для того, чтобы обеспечить покой) эго изолируется от инстинктивных требований и требований суперэго. Вытеснение и защита,


в целом, являются признаками того, что это не всегда способно сохранять свою роль посредника между ид и суперэго.

Глава 9 ПРОЦЕСС ЗАБОЛЕВАНИЯ Вытеснение и невроз

Доказано, что вытеснение является механизмом эго для овладения тревогой механизмом, защищающим от инстинктивных импульсов. Так как далеко не каждое вытеснение обязательно приводит к болезни, оно не идентично симптомообразованию. Иногда из инстинктивного стремления изымается катексис, то есть инстинктивное стремление сталкивается с противодействием эго, что, однако, не приводит к заболеванию. Мы знаем, что при вьпеснении из сознания исчезают ментальные представители инстинкта (идеи), а аффект подвергается торможению. Поскольку бессознательный инстинктивный представитель перестает катектироваться, он теряет активность и способность оказать сколько-нибудь заметное влияние на системы сознания и движения. Однако, мы знаем, что изъятая из инстинкта энергия может прикрепиться к эго, где, формирую контркатексис, она используется для укрепления черт характера эго и для сублимации.

Пока человек способен сублимировать, его психическое равновесие нерушается происходящими в ею жизни вытеснениями, конечно же, он способен сублимировать только тогда, когда вытеснения имели успех, как описано выше. Здесь я вновь хотел бы вспомнить пациентку - врача, о которой мы говорили при обсуждении сублимации.

Мы помним, что эта женщина-врач хотела склонить своею мужа изучать медицину, а сама хотела оставить свою профессию. Ею завладела идея, что она сможет оставить медицину, если через своего мужа сохранит контакт со своим отцом. Однако, ее муж не изменил своей профессии, и пациентка сама стала компетентным врачом. Эта неудача не привела к болезни. Больной она стала позднее, после целого ряда переживании, которые лишили ее какого-либо удовольствия от своей профессии. К сожалению, я, по вполне очевидным причинам, не могу дать более полное описание этого случая. Я лишь хочу показать, что пока вытесненный инстинкт удовлетворяется через сублимацию, вытеснение может хорошо переноситься.