Смекни!
smekni.com

Маркетинг и сельскохозяйственный кооператив (стр. 7 из 14)

Опыт развитых стран позволяет сделать следующие обобщения:

- Фермеры не являются просто членами кооперативов, они скорее индивидуалы, заботливо относящиеся к своей земле;

- Возможность продавать свою продукцию с помощью кооперативов является альтернативой быть единоличным продавцом или реализовать продукцию через частные компании;

- Фермеры входят в кооператив не для того, чтобы инвестировать и получать прибыль, а для того, чтобы обеспечить себя средствами производства и услугами по минимальным ценам.

Во всем многообразии развития кооперативов в современных условиях прослеживаются некоторые общие тенденции, которые нужно учитывать при восстановлении кооперативов в странах Восточной Европы.

Во-первых, все кооперативы развиваются в жестокой конкуренции с частнокапиталистическим сектором и в особенности с мощными крупными национальными и транснациональными корпорациями и другими объединениями. С открытием экономики и сближением Болгарии с ЕС, у которого сильные регулирующие функции в области сельского хозяйства, некоторые отрасли и сельскохозяйственные позиции могут оказаться в тяжелом положении.

Во-вторых, усиливается создание и развитие специальных кооперативов по отраслям, продуктам, видам деятельности, в т.ч. снабженческих и сбытоснабженческих кооперативов. Это наиболее динамично развивающиеся кооперативы. Они сильнее всего проявляют свои экономические и социальные возможности в условиях кризиса, повышенной безработицы и других экстремальных условиях - раскрывают новые сферы деятельности и рабочие места, оказывают финансовую помощь своим членам, чтобы последние сумели сохранить свою собственность и хозяйства.

В-третьих, кооперативы объединяются в кооперативные союзы и центры, формируются новые кооперативные корпорации, биржи и др., которые в состоянии конкурировать с крупными частнокапиталистическими экономическими структурами.

В-четвертых, усиливаются и становятся более разнообразными связи и формы сотрудничества между кооперативами и кооперативными структурами, с одной стороны, и государственными и другими организациями, с другой, в сооружении и использовании объектов инфраструктуры, в создании цепей, обслуживающих процесс воспроизводства - от производства в частных хозяйствах, до переработки, транспортировки и реализации продукции.

В-пятых, кооперативы все более успешно приспосабливаются к процессам экономического развития, но все же уступают в экономической эффективности частным капиталистическим предприятиям. Но у кооперативного движения две взаимосвязанных стороны - экономическая и социальная. Помимо прямых экономических результатов и размера прибыли, своей деятельностью, предприятиями и услугами они обеспечивают условия и помогают мелким частным производителям достигать высокую эффективность и увеличить доходы от своей предпринимательской деятельности и предохраняют их от разорения в конкурентной борьбе.

В-шестых, за последние десятилетия кооперативы в развитых странах совершили прыжок в модернизации своей деятельности путем масштабного применения новых технологий, методов и средств информации и управления.

Следует подчеркнуть, что использование опыта земледельческих кооперативов с учетом домашних условий стран Восточной Европы особенно необходимо на нынешнем этапе, когда восстанавливается собственность на землю и ведутся поиски форм ее использования. Эти обобщения можно использовать как отправную точку при рассмотрении зарождения новых кооперативных структур в Восточной Европе.

2. Маркетинговая среда сельскохозяйственных ферм в странах Восточной Европы. Необходимость создания кооперативов.

В России в результате аграрной реформы многие колхозы и совхозы были реорганизованы, и на базе новых форм собственности появились новые экономические формы.

На первом этапе реформы так называемые Советы по земле получили 27 млн. га. земли, 18 млн. из них - культивированные. Сформировались специальные фонды, включающие 10% земель колхозов и совхозов. В случае исчерпания и этих специальных фондов, новые фермы создаются на землях, взятых у фермеров с участками больше средних 5-10 га.[28]

На 1 июля 1993 г. зарегистрировано 91% ферм - 23 тысячи. 8 тысяч из них (34%) сохранили свой статус. Остальные были расформированы в новые формы хозяйствования. Доля зарегистрированных колхозов и совхозов сильно варьирует в разных районах.

На начало июля в России существовало 258,1 тысяч хозяйств с 10,9 млн. га. земли. Фермеры владеют 4,7% культивированных земель и 5,6% пастбищ.[29]

Большинство ферм - мелкие. В прошлом году они производили 50-55% зерна, подсолнечника, сахарной свеклы и молока; 65-75% фруктов, животных и птиц, 25-35% помидоров и яиц.[30]

При исследовании Госкомстатом 40.000 ферм стало ясно, что у большинства фермеров недостаточно машин и оборудования. Среди анкетированных ферм на каждые 100 приходились по 68 тракторов, 33 грузовика, 36 плугов, 28 сеялок и 15 комбайна.[31]

Наиболее стабильны в финансовом отношении фермы, основанные до 1992г. и успевшие обзавестись зданиями, машинами и оборудованием до либерализации цен. Производство остальных развивалось на основе кредитов. В среднем фермы получили по 400.000 рублей и хотя 73% кредитов - долгосрочные, эта сумма крайне недостаточна.[32]

Все это требует новых подходов к организации производства и услуг. Решению многих стоящих перед крестьянами проблем может помочь кооперация.

В довоенной Литве кооперативное движение имело неплохие традиции. К сожалению в наши дни они уже забыты. Необходимость восстановления кооперативного движения обусловлена рядом факторов.

В ходе аграрной реформы для приватизации колхозов и совхозов, ранее функционировавших как сбалансированные структуры, их дробят на технологические производственные единицы. Во многих случаях это делается без учета нужд производства и нарушается равновесие структуры средств производства. Часто землю механически отделяли от недвижимого имущества, инвентаря и животных. Для устранения этих ошибок необходимо применение кооперативных принципов хозяйствования. Кроме того, в результате деления и последующей приватизации в виде не связанных между собой единиц обслуживающих и производственных мощностей, возрастает опасность вытеснения местных производителей иностранными фирмами. К тому же, несмотря на наличие более крупных компаний и частных фирм, много и мелких собственников с участками по 2-3 га., у которых нет ни машин, ни необходимых средств производства. В Литве 60.000 тракторов, но лишь пятая их часть может быть использована мелкими хозяйствами. Остальные машины - мощные трактора, предназначенные для крупных хозяйств. К тому же машинный парк устарел. Все это многократно увеличит спрос на технику в хозяйствах с землей не более 10 га. по сравнению с крупными хозяйствами[33]. Слабая покупательная сила мелких собственников не позволяет им купить современную технику. Если добавить и трудности получения кредитов из-за высоких процентных ставок и невозможности их гарантирования, ощущается жизненная необходимость объединения средств и усилий мелких собственников.

В июле 1993г. был принят Закон о кооперативах. В добавок вышло решение правительства о предоставлении части иностранных кредитов и помощи в виде льготных кредитов мелким землевладельцам для уплаты ими вступительных взносов при образовании коопераций.

Экономическая реформа в Албании стартовала в деревне как по экономическим (в сельском хозяйстве вырабатываются 52% ВВП страны, в нем заняты 42% работающих), так и по социальным - сельское население растет на 3% в год и в деревнях живет 65% населения страны - причинам.[34]

Основными этапами реформы являются ликвидация старых структур и введение частной собственности на землю и на средства производства. Первый из них совершился довольно быстро и без вмешательства властей. Причиной тому были и крестьянские волнения, и неспособность тогдашнего правительства контролировать этот процесс. В результате этого собственность бывших сельскохозяйственных, советского образца коопераций была или разворована, или распределена без каких-либо экономических критериев.

Нужно упомянуть, что вследствие деформаций во времена коммунистического режима сельскохозяйственные кооперативы были фактически разрушены.

Они разрослись до абсурдной степени. В 1960г. средний размер кооперации был 240 га., а в 1989 - 1.200[35]. Концентрация производилась по команде сверху, без учета территории, социальных и психологических факторов, без всякого на то экономического обоснования, слепо следуя постулату, что чем крупнее хозяйство, тем оно выгоднее. В то же время, из-за высокой рождаемости и запрета миграции деревни перенаселялись и население нищало. Вмешательство государства в работу кооперативов было грубым и порочным. Они не могли создавать производственные структуры, налаживать организацию производства и работы, устанавливать цены и дополнительно вознаграждать рабочих. Вся выручка попадала в бюджет. Сфера деятельности кооперативов постоянно сужалась, внимание уделялось лишь основным отраслям и развитие новых сортов и пород ровно как и улучшение инфраструктуры отходило на второй план.

Для осуществления реформы прежде всего была необходима законодательная база и парламент страны в 1991 году принял закон о приватизации земли в зависимости от размера семьи, местоположения, возможности мелиорации и пр. В результате на 75% обрабатываемых земель образовались более 400.000 индивидуальных хозяйств с размерами от 0,3 до 3 га. Они характеризуются большой раздробленностью земли, ограниченными возможностями производства, перенаселенностью семей, финансовым голодом при дороговизне кредитов, трудностями при реализации продукции, нехваткой информации и всякого рода помощи. Половина хозяйств сами потребляют свою продукцию, 40% изредка продают излишки и только 10% хозяйств, преимущественно в равнинных районах, поставляют на рынок основную часть своей продукции.[36]