Смекни!
smekni.com

Химический состав лекарственных растений. (стр. 11 из 141)

Растет в сухих, светлых лесах, преимущественно в тайге, в трещинах скал, по субальпийским кустарникам, кедровым и лиственничным редколесьям. В наших районах это растение распространено широко, практически по всей области.

Имеет сильно ветвистые вертикальные ветви с приросшими и потому прижатыми к стеблю листьями, свободными только на верхушке. Веточки последнего порядка сплюснутые и листья на них сидят в четыре ряда: более крупные – супротивные, образуют два ряда; листья плоской стороны веточек сильно редуцированы; на противоположной, несколько выпуклой стороне они более узкие, чем боковые, и сидят в один ряд. Все листья несколько мясистые, с шиловидным остроконечием. Колоски на длинных тонких ножках, покрытых рассеянными листьями, в числе 1—4.

Заготовляют споры, которые применяют наравне со спорами плауна булавовидного, а также траву. Из травы выделены алкалоиды: компланатин, ликоподин и N-метилликоподин (Шретер, 1975).

Водный настой из травы растения используют в качестве мочегонного и болеутоляющего средства (Анненков, 1878), при бесплодии, как маточное и абортивное, успокаивающее и слабительное, наружно — при грибковых заболеваниях кожи и как инсектицид

Баранец, гуперция — Huperzia Bernh.

Род гуперция (баранец) выделен в самостоятельный из рода плаунов — Lycopodium L. — вследствие восстановления приоритетного названия — лишь недавно. В медицинской литературе сохранилось старое название — плаун-баранец — Lycopodium selago L., тогда как в ботанической литературе изменилось не только родовое название, но и из плауна-баранца выделен новый вид — барaнец Петрова. Таким образом, в настоящее время баранец, или гуперция, представлен двумя видами баранец Петрова — Huperzia petrovii Sipl., и баранец обыкновенный H. selago (L.) Bernh. ex Schrank et Mart.— Lycopodium selago L. Описания, приведенные в литературе по медицинскому и фитохимическому изучению плауна-баранца, в большинстве случаев более подходят к баранцу Петрова., а возможно, и к сборному виду — баранцу Петрова и обыкновенному. Это вечнозеленые травянистые растения высотой 2—25 см с несколькими прямостоячими, дихотомически ветвящимися, реже простыми стеблями. Листья линейно-шиловидные, густо усаживающие стебель. Нижняя часть стебля безлистная, бурая. Все листья горизонтально оттопыренные или направленные кверху, твердые, острые, цельнокрайние, иногда мелкозубчатые, блестящие. Спороносных колосков не образуют, чем отличаются от распространенных в тех же местах видов плауна. Спорангии располагаются в пазухах зеленых листьев, они почковидные и находятся в верхней и средней частях растения.

Ниже приводим ключ к определению видов гуперции (баранца).

+ Растения желтовато-зеленые, до 10—15 см высотой. Листья различной формы: нижние — ланцетовидные, верхние — яйцевидные, плотно прижатые к стеблю. Спорангии одиночные или немногочисленные, полукруглые или бобовидные, чаще в верхней половине стебля. Выводковые почки хорошо заметны, многочисленные ………….. Huperzia petrovii

- Растения интенсивно-зеленые, до 25 см высотой, с линейно-шиловидными листьями, отклоненными книзу или более-менее прижатыми. Спорангии многочисленные, почковидные, по всему стеблю. Выводковые почки плохо развиты, мало заметны.

……………………………………..……………………Huperzia selago

Баранец Петрова — стебли от основания дихотомически сильно разветвленные. Ветви плотно сжатые, почти одинаковой высоты, образуют густые пучки. Листья толстоватые, слабо зазубренные по краю, коротко (шиловидно) заостренные, снизу с выемкой, сверху выпуклые, тесно (черепитчато) налегающие друг на друга.

Растет чаще в альпийском поясе, в тундрах, на известковых скалах, каменистых россыпях, щебнистых склонах в Саянах, Саяно-Байкальском районе, Становом и Байкальском нагорьях и в Даурии Яблоновой.

Баранец обыкновенный — стебли чаще длинные, простые, изредка дихотомически разветвленные. Ветви рыхлые, разной высоты, плотных пучков не образуют. Листья плоские, жестковатые, постепенно тонко заостренные с цельным краем, горизонтально и даже вниз отклоненные, редко более или менее прижатые.

Растет в лесном и альпийском поясах, в темнохвойных и сме­шанных лесах, среди зарослей кустарников, по сырым скалам, каменистым россыпям, щебнистым склонам, в тундрах в тех же районах, что и баранец Петрова (за исключением Даурии Яблоновой), но реже предыдущего вида.

Для медицинских целей траву баранца заготовляют в течение всего лета, но лучше собирать ее осенью, когда на верхушках ветвей образовались выводковые почки. Надземную часть растения ни в коем случае не разрешается вырывать вместе с корнем, можно только срезать облиственные стебли и здесь же, на месте сбора, отряхивать с них зимующие почки, из которых при благопри­ятных условиях на следующий год развивается спорофит, спороношение и вегетативное размножение которого начинается через 2—3 года. Если же растение выдергивать с корнем, да еще в летний период, когда зимующие почки еще не развились, его естественные заросли быстро уничтожаются. Повторный сбор травы баранца на одних и тех же участках разрешается не ранее чем через 5—6 лет. Собранное сырье высушивают в тени.

В траве баранца найдены алкалоиды, в сумме составляющие от 0,6 до 1,1% (Гаммерман, Шупинская, 1967), основным из которых является селягин (Шухобродский, 1961). Выделены также алкалоиды — ликоподин, псевдоселагин, акрифолин (Гаммерман с соавт., 1976), ликодолин и некристаллизующиеся маслянистые основания, а также ванилиновая и феруловая кислоты и флавоноид селагинозид (Шретер, 1975).

В научной медицине траву баранца применяют в виде 5%-ло­го водного отвара для лечения больных хроническим алкоголизмом. Для этого 10 г измельченной травы заливают 200 г воды, затем 15 минут кипятят на слабом огне, остужают, разводят водой до 200 мл и фильтруют. К лечению приступают лишь через 3—4 дня после прекращения приема алкоголя. Обычно назначают внутрь 75—100 мл отвара и через 3—16 минут дают 3—5 мл любимого больным алкогольного напитка, который одновременно рекомендуют и нюхать. Отвар назначают только свежеприготовленный. Через 10—15 минут, иногда позже, у больного наступает рвотная реакция. Для ускорения выработки отрицательного отношения к алкоголю перед каждым рвотным актом дают алкогольный напиток. Лечебное действие обусловлено содержащимся в растении селягином и другими алкалоидами и основано на выработке отрицательного рефлекса на алкоголь в связи с вызываемыми препаратом неприятными реакциями. Они возникают не только по отношению к алкоголю, но и к курению табака (Машковский, 1967, 1977). Алкалоид селягин в виде 1—2%-ного раствора хлористоводородной соли понижает внутриглазное давление и суживает зрачок, не вызывая местного раздражения, и может быть использован в глазной практике вместо пилокарпина и эзерина.

В народной медицине водный отвар травы баранца применяют от алкоголизма (Воллосович, 1965), запоев, нервных расстройств, при испуге, как противосудорожное, наркотическое и обезболивающее, противовоспалительное средство, при ревматизме и т. д. Наружно баранец используют при псориазе, как противопаразитарное (Залесова, Петровская, 1900). Применение баранца для лечения алкоголизма должно проводиться только в условиях стационара под тщательным врачебным контролем. Использование же его в качества абортивного средства совершенно недопустимо, так как чаще всего приводит к смертельному исходу. Из травы баранца можно получать желтую краску для шерсти.

Отдел PINOPHYTA или GYMNOSPERMAE — голосеменные

Семейство PINACEAE — сосновые

Пихта сибирская — Abies sibirica Ledeb.

Это одно из прекрасных декоративных, теневыносливых растений распространено по всей Иркутской области, в Бурятии и в западных районах Читинской области — местами рассеянно — в кедровых, еловых, лиственничных, смешанных лесах и в редколесьях; иногда, особенно в гористой местности, образует чистые леса по влажным местам.

Научное название рода происходит от греческих слов aei—«всегда» и viein—«жить». Уже у древних римлян пихта называлась Abies.

Вечнозеленое, хвойное, высокое дерево до 30 м высотой с глубоко внедряющейся в землю стержневой корневой системой. Крона высокопирамидальная, низко опущенная. Кора гладкая, темно-серая, местами с поперечными морщинами и смоляными вздутиями, наполненными ароматной смолой (желваки). Побеги желтовато-серые, редковолосистые. Нижние ветви дерева, а также ветви поваленных бурей или погибших растений часто разрастаются горизонтально, достигая иногда до 10 м, могут укореняться, отделяясь от материнского растения, и жить длительное время в виде стланика. Ближайшие к стволу части ветвей при этом постепенно зарастают мохом и травянистой растительностью, приподнимая над почвой лишь верхушки, и тогда кажется, что ветви выходят непосредственно из почвы. Ветви при этом сильно переплетаются между собой, образуя сплошной мягкий ковер, под которым находят себе укрытие, соболь, белка, бурундук и другие мелкие таежные животные (Дягилев, 1935). Листья (хвоя) душистые, мягкие, плоские, на верхушке тупые, с неглубокой выемкой, сверху темно-зеленые, снизу с двумя беловатыми полосками. Расположение листьев в верхушечных побегах спиральное, на затененных ― гребенчато-двурядное, на остальных ― настильное. Цветки раздельнополые, однодомные, собраны в колоски. Мужские колоски—на самых верхних ветках, пазушные, одиночные, состоят из тычинок, спирально расположенных на стерженьке, окруженном при основании чешуями. Женские колоски развиваются из боковых почек и состоят из зеленоватых или красноватых кроющих и семенных чешуй, в пазухах которых сидят семяпочки. Шишки цилиндрические, прямостоячие, вверх направленные, вначале красно-бурые, затем светло-коричневые, рассыпающиеся, длиной 4—10 см и 3—3,5 см в диаметре. Семена косо-обратнояйцевидные, с клиновидным крылом. Цветет в мае — начале июня, семена созревают в августе, осыпаются в сентябре-октябре.