В одном из храмов Халебида есть несколько изготовленных в XII веке колонн из мыльного камня. На грубо обработанной поверхности колонн проступают зеркальные отполированные полосы, возле одной из которых всегда полно посетителей. В зеркальной поверхности смотрящий видит двойное отображение — одно прямое, другое перевернутое вверх ногами. Неизвестный мастер, по-видимому, обладал секретом особой полировки камня, которая давала столь необычный оптический эффект. Среди десятков колонн нет даже двух одинаковых — каждая из них соревнуется с соседней в красоте и сложности резных орнаментов.
В штате Тамилнад, где в пеструю мозаику джунглей вплетаются сказочные башни буддийских храмов и дворцов, выделяется Ратха — пять небольших храмов-монолитов, высеченных в горном массиве. Четкие геометрические пропорции этих сооружений придают им завершенность и изящество, а рядом высятся изваяния диких
животных — слонов, львов, быков в натуральную величину, призванных охранять спокойствие древних храмов...
В ста метрах от них находится самый большой барельеф в мире — на горном участке длиной около тридцати метров и высотой девять метров безымянный мастер высек целую композицию, названную “Нисхождение реки Ганга на землю”. Глядя на эти уникальные памятники старины, на статуи богов и зверей, еще раз убеждаешься, что предела человеческой фантазии нет...
В Южной Индии, в маленькой дженской деревушке Сравана Белагола сохранилась замечательная статуя святого Гоматесвхары Бахубали. Она была высечена из выдающегося гребня твердой скалы на вершине холма. Ее ваятель искусно использовал форму камня. Статуя, высотой более 18 метров, судя по наготе, представляет собой скорее джанское, чем буддийское изваяние.
Продолжая наш рассказ об индийских храмах, нельзя не вспомнить об Амаравати. От города Гунтура до этой деревни всего 35 километров. Мы проезжали через небольшие деревеньки, мимо крестьянских полей, засеянных большей частью хлопком, табаком, баджрой или клещевиной, реже — рисом. Во второй половине III века до нашей эры здесь была построена ступа, вокруг которой сложился крупнейший буддийский центр на юге Индии.
.На месте ступы сейчас — невысокий холм, обнесенный осколками гранита, остатками грандиозного сооружения. Замечательные барельефы и скульптуры были обнаружены во время раскопок, началом которых в 1818 году положил английский полковник Маккензи.
Многие из них входят сейчас в коллекции Британского и Мадридского музеев. Сравнительно недавно построен музей и в самой Амаравати. Здесь воссоздана модель ступы, которая строилась, расширялась и украшалась в течение нескольких веков, вбирая в себя все достижения архитектуры и скульптуры разных эпох. Своего совершенства ступа достигла в конце II века нашей эры, просуществовав после этого еще около 1200 лет.
Это круглое сооружение диаметром 42 метра и высотой более 20 метров. В музее находятся его отдельные части и скульптуры, уцелевшие или воссозданные по оригиналам, которые хранились в других музеях и по праву могут быть отнесены к высоким образцам древнего искусства. Фигуры будд, боддисатв, многочисленные массовые сцены на барельефах Амаравати доносят до нас сегодня дух того далекого времени, когда в этом центре древних культур находились монастыри, храмы и университеты; когда паломники, желавшие получить высшее образование, толпами стекались сюда из многих стран Востока.
Нельзя не упомянуть и о храме Рамесварам, который занимает третье место среди святых мест Индии. Только Бенарес и Пури превосходят его по своему религиозному значению. Однако храм Рамесварам не может похвастаться таким большим количеством верующих, которое ежегодно бывает в двух вышеупомянутых местах. И происходит это по одной-единственной причине: не всякий индус имеет средства, чтобы совершить продолжительное путешествие и посетить храм, находящийся на острове между Индией и Цейлоном. Да и из туристов, каждый год посещающих Индию, мало кто решается отправиться в это отдаленное место.
Храм Рамесварам считается священным местом из-за единоборства между Рамой и Раваной, королем Цейлона. Последний, как об этом говорит миф, похитил Ситу, любимую жену Рамы, и оскорбленный муж призвал на помощь всю Природу, чтобы найти и наказать дерзкого похитителя.
Бог обезьян Гунамун помог Раме. По его приказу войско обезьян, державших друг друга за хвосты, создали своеобразную дорогу через проливы, разделявшие острова. По этому “живому мосту” Рама пустился в путь и одержал победу над похитителем, имевшим головы гидры. В современном индусском искусстве нет более популярного сюжета, чем нападение Рамы на королевскую крепость Раваны.
Существенным дополнением к этому мифу является одна из самых распространенных и любимых индийских легенд. Количества обезьян оказалось недостаточно, чтобы перекинуться мостом над широким проливом от берегов Индии до Цейлона. Между самым последним рядом обезьян и Цейлоном оставалась полоска воды шириной в шесть дюймов. Несмотря на всю свою силу, Рама не мог перешагнуть через эту полоску воды. Но вдруг появилась серая белка и вызвалась докончить “строительство” моста. Она вытянулась мостом над водой, и все обошлось благополучно. В благодарность за оказанную ему услугу Рама, перейдя через мост, нагнулся и несколько раз погладил рукою серую белку по спине. Вот почему у индийских белок на спине есть два черных пятна...
Другие храмы Южной Индии, возможно, превосходят храм Рамесварам своим величием, но тот, кто хоть раз побродил по лабиринту бесконечно длинных коридоров, пересекающих центральный храм, навсегда запомнит дивную архитектуру этого храма. Особую прелесть этому священному месту придает, представьте себе, яркий тропический солнечный свет — смягченный и в некоторой степени приглушенный, — который проникает в длинные сводчатые тоннели храма.
СЕКРЕТЫ КХАДЖУРАХО
В Индии любовь считается одним из четырех смыслов человеческой жизни. Изображение майтхуны, то есть любовных игр, было распространенным атрибутом культовых сооружений. Многие индуистские храмы поражают неискушенного полным отрицанием аскетизма, откровенными эротическими сценами. Но такого безоглядного накала страсти, таких дерзости и раскованности каменных влюбленных, как в Кхаджурахо, мировая скульптура, пожалуй, больше не знает.
Существуют разные версии, толкующие идею их создателей. Самая бесхитростная из них говорит, например, что авторы хотели уберечь здания от влияния богини, рас-
поряжающейся молниями. Они (авторы) считали, что эта богиня возмущенно отпрянет от него, когда увидит на наружных стенах бесстыдные мужские и женские тела.
Изумительные храмы X—XI веков вряд ли пережили бы мусульманское нашествие, если бы очередной раджа вырождающейся династии Чанделлов не перебрался однажды вместе с двором в другую столицу. Завоеватели попросту прошли стороной, разрушая на своем пути святыни Индии.
До наших дней не дошли все 85 уникальных сооружений. Под бременем столетий уцелели лишь 25, но и они — царский подарок Древней Индии всему современному миру...
Кхаджурахо ошеломляет мастерством старинных художников. Каменные барельефы рассказывают о нравах предков, о том, как те охотились и танцевали, какие носили украшения и т.д. Но все-таки ,Кхаджурахо остается загадочным и до конца не понятым, порождая уйму предположений, домыслов, споров. Будет ли найден единственный “золотой ключик”, открывающий тайны диковинных храмов? Одно несомненно: божественные сооружения — прославление человеческой любви, ее ликующая победа над всем преходящим, временным — еще многие, многие годы будут привлекать десятки и сотни тысяч туристов из всех стран мира.
Вероятно, не будь многовекового безмолвия вокруг Кхаджурахо, не было бы и его нынешней громкой славы. Безвестная некогда деревня оказалась в наше время в числе 13 индийских памятников мирового значения, вошедших в Список ЮНЕСКО.
“ПОДОБНЫЕ ЛУНЕ”
Взлет и крушение династий, империй, череду цивилизаций, культур, религий — все видела и пережила индийская земля. Но когда перегруженным впечатлениями туристам кажется, что их уже ничто не сможет удивить — ни крепости, ни башни, ни новые города, тогда их везут...
к пещерным храмам Аджанты, самым древним и красивым памятникам религиозной архитектуры и живописи Индии.
На тебя со стен глядят люди, и все столетия, пролетевшие с тех пор, когда эти храмы были наполнены жизнью, кажутся спрессованными в мгновения...
Это произошло более 150 лет тому назад... В 1819 году небольшая группа англичан охотилась в центральной части Индии, вблизи границы штатов Махараштра и Хайдарабад. Охотники пробирались сквозь джунгли вдоль реки Вагхор. Неожиданно их взорам открылась поистине сказочная картина: перед ними был самый настоящий пещерный город!
На заросшем буйной тропической-растительностью склоне темнели загадочные провалы — входы, обрамленные причудливыми порталами с множеством каменных скульптур. В траве угадывались ступени каменных лестниц... И что самое удивительное — все это было вырублено прямо в толще огромной скалы! Это были храмы и монастыри Аджанты — так называлась эта местность...
Первым исследователем пещер Аджанты стал английский археолог Дж. Ферпоссон, представивший в 1843 году научный доклад Королевскому азиатскому обществу. По мнению ученого, на создание грандиозного архитектурного комплекса ушло больше времени, чем на постройку египетской пирамиды Хеопса!..
Аджанта — это грандиозное культовое сооружение, состоящее из 29 вырубленных в скалах буддийских монастырей и храмов. Как установили ученые, их строительство буддийские монахи начали еще во II веке до нашей эры, а закончили десять столетий спустя. Когда же буддизм пришел в упадок и люди перестали поклоняться Будде, монахи навсегда покинули Аджанту.