И, представьте себе, этрусский леопард “заговорил”.
Этот таинственный леопард был обнаружен на этрусской “Гробнице леопардов” в районе Чертозы. Там, на надгробной стеле VI века до нашей эры, которая ныне хранится в музее итальянского города Болонья, изображена самка леопарда, кормящая ребенка.
Сюжет этот невольно напоминает нам о Капитолийской волчице, но здесь есть большая разница... Во-первых, на этрусской стеле ребенок один, а не два. Во-вторых, вместо волчицы — леопард-рос, который стоит на прямых ногах, но прижал морду к земле. И, наконец, в-третьих, на стеле ребенок стоит на одном колене, подогнув другое. Именно этот леопард-рос из этрусской Чертозы и рассказал своим “аллегорическим языком” об истории, предшествовавшей той, которая гораздо позже по времени привела к созданию Рима...
От этрусков до наших дней дошла эта легенда. Корни ее уходят, как уже говорилось, в анатолийские древности. Чатал-Гююк — Троя — Фракия — Иллирия — Этрурия — эта цепочка городов и областей представляет собой пояс, в котором расселились племена с корнем “рос”, “рус” в своем имени. Их было много, очень много. Большинство из них сменило впоследствии эти свои племенные названия. Но оно осталось у росенов-этрусков и было передано другим народам...
Как мы видим, пояс расселения СЫНОВ ЛЕОПАРДА протянулся в истории от Малой Азии до гомеровской Трои, от итальянской Этрурии до поселений “русов” или “росов” в Приднепровье, а от них к нам, их наследникам, получившим имена ВЕЛИКОРОССОВ, МАЛОРОССОВ и БЕЛОРОССОВ...
ИСКУССТВО ЭТРУРИИ ч
Культурный расцвет Этрурии относится к VI веку до нашей эры. Раскопки, проведенные в городах Лация и Этрурия, обогатили археологию многочисленными памятниками этрусской ремесленной техники, архитектуры и
изобразительного искусства. Несомненно, в них присутствуют черты, характерные для ранних италийских культур. А большая часть мифологических сюжетов и художественных мотивов в этрусских произведениях искусства свидетельствует об их восточном и греческом происхождении. Греческое искусство начиная с VI века до нашей эры оказывало на этрусков огромное внимание, но оно не подавило его самобытных черт.
О жизни этрусков мы судим в основном по их искусству. В XIX веке археологи обнаружили этрусские гробницы, великолепно убранные, расписанные фресками, уставленные мебелью и богатой утварью, наполненные роскошными погребальными дарами, выражающими мысль о том, что жизнь человека не кончается с наступлением смерти, а продолжается в этих “вечных домах”, но в иной форме.
Некоторые из гробниц имели круглые камеры, что было символом небесной сферы, а похороненный в такой гробнице причислялся к царям или богам. Однако наибольшую художественную ценность представляют расписные САРКОФАГИ этрусских лукумонов с вырезанными на них из камня и мрамора человеческими фигурами. Один из самых знаменитых подобных памятников — гробница Волумниев. На потолке этой гробницы изображена голова
Медузы, два крылатых гения смерти и головы со змеями. Барельефы на саркофагах изображают покойников, сцены из мифологии, из Троянской войны, мифы о Геркулесе, а также урны с виноградом и т.д. Замечательны также терракотовые статуи и бронзовые статуи воина и римской волчицы.
В Эрмитаже хранится небольшое, примерно вполовину натуральной величины, полое изображение возлежащего на пиршественном ложе молодого мужчины с открытым, приветливым лицом. Внутри бронзового изваяния находились сожженные останки юноши. Создавшему его мастеру удалось передать внутреннее, духовное преображение человека, уходящего в другой мир.
Следует заметить, что искусство древней Этрурии, известное нам по гробницам, в основном исполнено оптимизма, отражающего прочную жизненную основу, которую давала этрускам их гегемония в Италии.
Многие источники свидетельствуют о том, что этрусским женщинам была присуща определенная “распущенность”, вместе с тем в этрусском обществе прославлялись верность и полное равноправие супругов. Эта идея запечатлена во многих погребальных ритуалах и скульптурных изображениях на саркофагах.
В некрополе Цере была найдена удивительная гробница. Умершие представлены в ней, как живые. Глаза их широко открыты, лица улыбающиеся. Обнимая друг друга, они энергично жестикулируют. В гробнице были найдены две повозки с массой дорогих вещей. На одной повозке находилось погребальное ложе; трон, обитый бронзовыми пластинками, и при нем скамеечка для ног; прекрасный бронзовый сосуд, украшенный головами фантастических существ — грифонов, охраняющих заключенную в сосуде душу умершего от злых демонов Эти вещи свидетельствуют о роскоши, в которой буквально утопала этрусская аристократия...
Однако уже в V—IV веках до нашей эры этрусское искусство начало меняться. В это время этруски утратили свое былое могущество, и в произведениях искусства того времени проступают следы меланхолии. На смену радостным мыслям о загробной жизни приходят грустные. Скульптуры и роспись гробниц этого периода полны печали и тревожного ожидания.
К III веку до нашей эры, когда почти все города этрусков уже были завоеваны Римом, в их искусстве воцаряется глубокий пессимизм. Верившие в предопределенность судьбы этруски были убеждены, что их народу отведено для жизни только десять “веков”. Наступал, как считали этруски, последний период их истории. Скульптуры на гробницах этой эпохи уже совсем другие. Фигуры лежат на крышках саркофагов или глиняных урн. Вид у них безвольный, тела оплывшие, за что их называют “жирными”, лица лишены энергии, они смотрят на нас с глубокой грустью — они чувствовали не только личную обреченность, но и закат Этрурии в целом...
Искусство этрусков оказало большое влияние на развитие различных направлений италийского искусства, из которых впоследствии сложилось искусство Древнего Рима.
Глава 18
КАМЕННЫЕ БАТЫРЫ УСТЮРТА
Среди малоизученных в настоящее время районов на нашей планете плато Устюрт, территория которого ныне поделена между двумя соседними государствами — Казахстаном и Узбекистаном, образовавшимися после распада СССР.
Плато Устюрт, при определенной доле фантазии, можно сравнить с гигантским островом, возвышающимся над бывшим морским дном на 300—350 метров. Границы плато, площадь которого составляет порядка 200 тысяч квадратных километров, четко очерчены высокими и крутыми обрывами (чинками), подъем на которые даже в настоящее время крайне затруднен и возможен только в определенных местах.
Открытых водоемов на плато Устюрт, которое является настоящей пустыней, нет, однако пресную и солоноватую воду можно в достаточном количестве получать из колодцев глубиной от 10 до 40 метров. Кроме того, на склонах отдельных чинков можно встретить чистые родники.
На плато отсутствует древесная растительность, лишь кое-где на дне бывших морских заливов и бухт попадаются небольшие заросли карагача, тамариска и саксаулов. Весной поверхность плато представляет собой сплошное буйство трав: полыни, солянки, ковыля и верблюжьей колючки...
• СТРЕЛЫ ВЕКОВ
В начале 1980-х годов с самолета, осуществлявшего аэрофотосъемку плато Устюрт, впервые были замечены странные стреловидные знаки или сооружения. Никогда ранее подобные объекты археологам не встречались. Возможно, потому, что при наземном обследовании местности эти “сооружения” обнаружить невозможно. Из-за своих гигант-
ских размеров и сглаженного рельефа ни с высоты человеческого роста, ни с высоты всадника, едущего на коне или верблюде, их .увидеть нельзя. Исследователи могут сотни раз проходить или проезжать по этим странным стрелам, не ведая, что находится у них под ногами...
В процессе же тщательно проведенного анализа материалов аэрофотосъемок были выявлены десятки таких стреловидных планировок, которые, как оказалось, почти непрерывной цепью протянулись в широтном направлении от мыса Дуана, находящегося в Аральском море, в глубь плато Устюрт.
Примерно в те же годы журнал “Вокруг света” опубликовал статью А. Миловского и В. Ниязматова “Из лука веков”. Вот что в ней говорится:
“Каждая планировка представляет собой фигуру в виде мешка с втянутой внутрь верхней частью, разорван-
ной широким проходом, к которому на некоторых из планировок ведет направляющий вал. Верхние острые края мешка образуют таким образом две растопыренные стрелы, имеющие наконечники в форме удлиненных треугольников — узкий проход ведет в них из тела стрелы.
На вершине треугольников расположены кольца десятиметрового диаметра, служившие, вероятно, когда-то ямами. Схематический рисунок системы напоминает военную карту, на которой жирными стрелами указано направление массированного удара. Длина каждой из планировок 800—900 метров, а вместе с направляющим валом достигает полутора километров, ширина 400—600 метров, высота ограды в нынешнем состоянии не превышает 80 сантиметров, в прошлом она была, конечно, выше”.
Пролить свет на историческое прошлое стреловидных планировок Устюрта, охватывающих почти всю ширину плато (около 160 километров) и игравших значительную роль как в хозяйственной, так и духовной жизни местных кочевников, возможно только при учете колоссальных усилий и времени, затраченных на их создание. Когда и с какой же целью это было сделано? .