Смекни!
smekni.com

Загадки острова Пасхи, Войцеховский А.И. (стр. 55 из 77)

бы назвали его “А§у*эль-хол”, что значило “Бог ужаса”. Затем он пребывал в забвении, погрузившись в заколдованный сон.

Вот что пишут об этой древней статуе Г. Хэнкок и Р. Бью-вэл в своей книге “Загадка Сфинкса”:

“... Часто ее засыпали пески, и время от времени великодушный правитель давал команду расчистить ее. Бывали и такие, что пытались реставрировать ее, частично закрывая ее высеченное из скалы тело каменной кладкой. Довольно долго она оставалась выкрашенной в красный цвет. В эпоху ислама пустыня погребла ее по самую шею.

Рядом с массивным подковообразным углублением в скальном основании, из которой она была высечена, статуя выглядит довольно старой некое свирепое чудовище... Тощие бока глубоко изъедены эрозией. От лап вообще мало что осталось, и они в порядке ремонта заложены в наше время каменными блоками... Его избитое и обезображенное лицо иногда кажется безмятежным и лишенным возраста; впрочем, его выражение'и настроение как будто меняются непредсказуемым образом в зависимости от времени суток или года, оживая под действием игры света и теней пробегающих на рассвете облаков. В своем элегантном немесе головном уборе египетских фараонов он терпеливо смотрит на восток, как будто ожидая чего-то, ждет и следит, затерянный в своей “неподвижности и тишине” (по выражению римского натуралиста Плиния), нацеленный на точку восхода солнца в день равноденствия. Сколько стоит он здесь, разглядывая горизонт? Чей образ он воплощает? Каково его предназначение?..”

Существуют предания (и не -только в Египте), что открытие тайны Сфинкса и окрестных пирамид связано... с концом света:

“Когда будет разгадана последняя загадка Сфинкса, он расхохочется, и мир прекратит свое существование.,.”.

Знаменитый американский ясновидящий, учитель и фотограф Эдгар Кейс утверждал, что часть жителей легендарной Атлантиды поселилась в Египте, где и хранится история этой исчезнувшей в пучинах Атлантики страны. Атланты привезли с собой копии всех государственных документов и спрятали их в “Зале Летописи” — небольшой пирамиде, расположенной между правой лапой Сфинкса и рекой Нил. В специальном хранилище, построенном, как и Сфинкс, более 12 тысяч лет тому назад, лежат и тела атлантов-переселенцев. Когда-нибудь люди найдут “Зал Летописи”, в котором обнаружат музыкальные инструменты, хоругви, украшения храмовых алтарей, таблицы, печати, лекарства, льняные ткани и золото.

Эдгар Кейс предсказывал:

“Информация должна быть найдена в основании левой передней лапы Сфинкса, но не в подземных туннелях под ним. Она находится в краеугольном камне основания этой лапы”.

В конце 80-х годов XX века ученые разных стран, исследовавшие пирамиду Хеопса, Сфинкса и другие древние сооружения, расположенные возле него, действительно обнаружили ряд неизвестных ранее подземных сооружений...

ВЕЧЕН ЛИ СФИНКС?

Изначальный облик Большого Сфинкса видели современники и ближайшие потомки Хефрена, поскольку, как считает ортодоксальная египтология, он был сооружен в это время. Затем гигантская скульптура оказалась погребенной под толщей песка. Только фараон XVIII династии Тутмос IV приказал расчистить, отреставрировать и даже

покрасить Сфинкса, превратив его в символ власти и силы Египетского царства.

Прошедшие с тех пор столетия не пощадили это величайшее творение человеческих рук. Сфинкс неоднократно получал “увечья” от невежественных потомков.

Особенно досталось голове Сфинкса: в XIV веке лицо ему изуродовал один набожный шейх, чтобы исполнить завет Мухаммеда, запрещавшего изображать лик обожествленного человека, мамелюки использовали голову Сфинкса как тренировочную мишень для своих пушек; то же самое делали и наполеоновские солдаты.

Сфинкс получил ряд серьезных повреждений. Он потерял царский урей в виде приподнявшейся на лбу кобры; обломался праздничный плат, спускающийся с головы на плечи. От его бороды остались лишь обломки; повреждены нос и левый глаз, ставший сильно косить, да и вся левая половина лица сильно пострадала от непогоды и песчаных бурь.

Ветер, солнце, а также подъем грунтовых вод и загрязнение воздуха внесли существенный вклад в разрушительные процессы.

Конечно, самый серьезный вред наносит Сфинксу вода. Когда грунтовые воды поднимаются, они растворяют минеральные соли, содержащиеся в почве, и просачиваются, как в губку, внутрь скульптуры. Это приводит к повышению в ней концентрации разрушительных солей и к закупориванию пор известняка.

Загрязнение воздуха тоже серьезно сказывается на “здоровье” Сфинкса. Проникающие с воздухом в его тело различные соединения серы размягчают его каменную породу. Очень вредны и выбросы ядовитых газов со взвешенными частицами, которые, растворяясь в дождевой воде, оказывают коррелирующее действие. Вибрация же от проезжающих здесь автомобилей и автобусов с туристами ведет к возникновению трещин в древних памятниках.

Неоднократные попытки приостановить эти процессы и спасти Сфинкса от разрушения, к большому сожалению, не увенчались успехом. Неужели и нерушимый

Сфинкс, символ древности, возраст которого насчитывает не одно тысячелетие, тоже подвержен влиянию времени? Увы, факты говорят сами за себя...

“Сигнал бедствия” прозвучал еще в начале 80-х годов XX века, когда у гигантского изваяния отвалился кусок лапы. В конце этого же десятилетия от правого плеча Сфинкса отвалились два куска камня общим весом 300 килограммов, а его шея стала настолько слабой, что огромная голова статуи может тоже вот-вот отвалиться. Угроза обвала нависла и над некоторыми другими частями скульптуры.

В середине 1990-х годов сенсационный прогноз сделал японский ученый, профессор университета из города Киото Хикаосо Танимото: “Сфинкс очень постарел и скоро рассыплется...”

Действительно, ежегодно грудь Сфинкса теряет от трех до пяти миллиметров каменного слоя, тем самым ослабляя шею, которая со временем станет настолько непрочной, что не сможет удержать его огромной головы.

Такие мрачные прогнозы вызвали бурное негодование египетских ученых. Буквально в течение нескольких дней, после того как японский ученый сделал это заявление, он был обвинен коллегами из Египта во всех “смертных грехах”, начиная от моральной нечистоплотности и кончая полнейшим незнанием проблемы.

Однако через некоторое время бывший главный архитектор комплекса пирамид в Гизе, египетский археолог Захи Хаввас тоже высказал опасение, что “вечный” Сфинкс в ближайшие 200 лет может разрушиться и превратиться в пыль, если не будут приняты срочные меры для его реставрации и сохранения. Последствия этой трагедии будут ощущаться далеко за границами Египта...

ЧЬЕ ЖЕ ВСЕ-ТАКИ ЛИЦО У СФИНКСА?

В свое время в Египте был найден обломок гранитной стелы, которую стали называть “стелой Сфинкса”. Она была установлена между лап Сфинкса... Предполагается, что

стела была воздвигнута в XV веке до нашей эры, при фараоне Тутмосе IV (1401—1391 гг. до н, э.).

В сохранившейся части текста этой стелы говорится о том, что молодой царевич Тутмос, охотясь в Гизе, сильно устал. Он решил отдохнуть в тени, отбрасываемой Сфинксом, и незаметно уснул. Во сне Тутмос получил откровение, что он станет фараоном только в том случае, если очистит “человекольва” от песка. На стеле удалось разобрать еще слог “Хаф”, но действительно ли он означает имя фараона — Хафра?..

Кстати, еще в начале XX века Сфинкса считали портретным изображением Аменемхета III, которого уверенно относили к XII династии. Причем это было неплохо аргументировано.

Стелу открыл итальянец Джанбаттист Кавилья в 1817 году. Тогда 13-я строка ее текста, которая теперь совершенно стерлась, была сильно повреждена. Английский филолог Томас Янг, видный специалист по расшифровке древнеегипетских иероглифов, тут же сделал перевод и факсимиле надписи. Переведенный текст 13-й строки звучит следующим образом:

“... которые мы несем ему: быков... и все молодые овощи; и тот, кого мы будем славить... Хаф... статуя, сделанная во имяАтум-Хор-эм-Ахета...”

Предположив, что слог “Хаф” — это имя Хафра, Т. Янг добавил к нему слог “ра” в квадратных скобках. Отметим, что во всех надписях Древнего Египта (от начала до конца цивилизации фараонов) имена царей помещались в овальные рамки — КАРТУШИ. Поэтому непонятно, каким образом имя такого фараона как Хафра могло быть начерчено без картуша.

Как бы там ни было, но это обстоятельство и послужило основанием для того, чтобы считать Сфинкса изображением этого фараона, тем более что расположен он в непосредственной близости от пирамиды Хафры; В данном случае сработала, видимо, инерция мышления: по-

скольку пирамиды древние, следовательно, все, что находится рядом с ними, относится к тому же времени. Отсюда и появилось предположение о портретном сходстве Сфинкса с Хафрой.

Впрочем, если даже предположить, что слог “Хаф” действительно относится к фараону Хафре, это никак не могло означать, что именно он, фараон Хафра, воздвиг Сфинкса. Вполне вероятно, что он мог быть увековечен в надписи за какие-нибудь другие заслуги. Например только за то, что делали впоследствии такие фараоны, как Рамсес II, Тутмос IV, Ахмос I и некоторые другие, которые являлись РЕСТАВРАТОРАМИ Сфинкса?..

К этому выводу склонялись и некоторые другие ученые-египтологи конца XIX века. Например директор отдела древностей Каирского музея, признанный филолог своего времени Гастон Масперо писал в 1900 году:

“На строке 13 стелы Сфинкса (имя) Хафра встречается в середине пробела... Это, по моему мнению, является указанием на ПОДНОВЛЕНИЕ И РАСЧИСТКУ СФИНКСА, которые были произведены при этом монархе, и, соответственно, в какой-то степени указывает на то, что во времена предшественников Хафры Сфинкс был уже покрыт песком...”

К сожалению, автор вышеприведенных строк поддался давлению мэтров египтологии и, изменив свою точку мнения, примкнул к консенсусу, заявив, что Сфинкс, “возможно, изображает самого Хафру”.