экспедиции: ботаник Р. Форстер с сыном и несколько офицеров.
На англичан остров Пасхи произвел, скажем прямо, удручающее впечатление. Если первая экспедиция голландцев сообщала о жизнерадостном этнически смешанном населении острова численностью в несколько тысяч, то в этот раз европейцы насчитали там всего лишь 600—700 человек, из которых треть были женщины. Все островитяне внешне походили на полинезийцев — малорослых, тощих, скучных и просто жалких.
Следует особо отметить, что в последующие годы корабли, заходившие на остров Пасхи, часто несли горе и слезы его обитателям. Вот несколько примеров...
В 1805 году на остров Пасхи с целью завербовать рабочую силу для охоты на тюленей из Нью-Йорка прибыл капитан американской шхуны “Нэнси”. Ему удалось похитить двенадцать мужчин и десять женщин... На третий день пребывания в море закованных пленников вывели на палубу шхуны. Каково же было удивление американцев, когда все пленники тут же бросились в море. Капитан приказал остановить шхуну и спустить на воду шлюпки, чтобы переловить беглецов, но те ныряли и ускользали от захватчиков. В официальном отчете этот капитан, которого справедливо можно назвать убийцей, цинично писал, что одни туземцы поплыли по направлению к острову Пасхи, а другие — в сторону, на север.
Через шесть лет у острова Пасхи вновь бросил якорь американский китобой “Пиндос”. На остров были посланы шлюпки за пресной водой, свежими овощами и... женщинами. На корабль было доставлено столько же девушек, сколько там находилось моряков... Наутро островитянок посадили на шлюпки и отправили на остров. При подходе к нему все они были выброшены в воду. Моряки, остававшиеся в шлюпках, помирали со смеху, наблюдая, как их жертвы добирались до берега. А когда лейтенант Уодэн, взяв ружье, стал стрелять по плывущим девушкам, весь экипаж судна восторженно зааплодировал стрелку... - • .
2*
Однако ничто не может сравниться с трагедией, которая произошла на острове через примерно пятьдесят лет... 12 декабря 1862 года в пасхальной бухте Ханга-Роа появилась флотилия из шести перуанских кораблей. Цель этой экспедиции заключалась в том, чтобы захватить островитян в рабство и отправить их в Перу на процветавшие в ту пору разработки “гуано”, то есть добычу удобрений из отходов рыбного и зверобойного промыслов.
Приманив население острова различными побрякушками, капитан флотилии Агире с помощью своих восьмидесяти головорезов, организовавших там настоящую “кровавую бойню”, захватил около тысячи человек. Среди попавших в плен были последние “ученые”, хранившие древние тайны острова, и его вождь Маурата со своей семьей. Из поколения в поколение передают островитяне друг другу информацию об этих, жутких событиях: о горьких стенаниях связанных пленников, о предсмертных криках женщин и детей, о бегстве обезумевших островитян к вулкану Рао-Као, где их настигали и добивали преследователи.
Когда под давлением протестующего общественного мнения перуанские власти издали приказ об освобождении насильно захваченных пасхальцев, более восьмидесяти процентов из них уже погибло от побоев, лишений и болезней. Сотни выживших были репатриированы без предварительного санитарного контроля, что привело почти к поголовной их гибели от оспы.
Из тысячи островитян, увезенных в рабство, только пятнадцать возвратились на родную Пасху. Они же принесли с собой смертельную болезнь — эпидемию оспы, бушевавшую там несколько месяцев, в результате чего на острове погибло более половины местного населения, которое не имело иммунитета к этой болезни. Примерно из пяти тысяч человек, живших к тому времени на острове Пасхи, осталось не больше шестисот! Умершие унесли с собой и разгадку многих тайн острова.
В ноябре 1868 года на остров Пасхи прибыл католический миссионер — преподобный Зумбон, привезший до-
машних животных и различные растения для акклиматизации. Несколько позже здесь же появился французский капитан Луи Дютру-Борнье. В 1871 году между этими двумя пришельцами вспыхнула вражда. Дело дошло до перестрелок и ограблений, что в принципе спровоцировало на острове настоящую гражданскую войну. В результате этого многие взрослые жители острова погибли, а молодежь, спасаясь от пришельцев, бежала на соседние острова.
При сложившейся ситуации католическая миссия вместе со своими сторонниками решила эвакуироваться на остров Мангарева. Другая часть населения (около трехсот человек), поддавшись уговорам торговца Жака Брандера, партнера Дютру-Борнье, переселилась на остров Таити.
После этого на острове осталось только 110 жителей. Остров Пасхи, в буквальном смысле этого слова, превратился & царство смерти. Побывавший на острове примерно в это же время французский писатель Пьер Лоти написал:
“Все тропинки усеяны костями. Повсюду в траве еще лежат кости...”
Прошло довольно много времени, прежде чем на остров прибыла первая подлинно научная экспедиция. Ее организовала отважная английская путешественница и исследовательница Кэтрин Скорсби Раутледж, которая жила здесь с марта 1914 по август 1915 года. Вот что она написала:
“Тени ушедших строителей все еще владеют этой землей. Добровольно или нет, каждому проявившемуся здесь приходится обращаться с этими работниками из прошлого; весь воздух здесь насыщен огромной целеустремленностью и энергией, которые здесь были и которых здесь больше нет. Что это было? Что это было?”
Англичане при этом обследовали практически все, что оказалось им доступным. К. Раутледж вела раскопки на острове, составила схему размещения большинства истуканов, привела в своей книге их зарисовки и фотографии. Собранные ею материалы положили начало планомерному научному исследованию истории и культуры этого загадочного уголка земли. К большому сожалению, после безвременной смерти Кэтрин Скорсби Раутледж почти все собранные научные материалы об острове Пасхи бесследно исчезли.
Примерно с третьей четверти XIX века и практически до настоящего времени интенсивно развивавшееся на острове Пасхи овцеводство опустошило землю и почти уничтожило скудную растительность. Остров Пасхи в буквальном смысле стал принадлежать не людям, а... овцам, которые официально находятся в ведении чилийских военно-морских сил. Действительно, в середине XX века на нем находилось почти пятьдесят тысяч овец, около тысячи диких лошадей и столько же крупного рогатого скота. Что же касается жителей, то, по данным 70-х годов XX века их на острове было всего лишь две тысячи человек...
ЗАГАДОЧНЫЕ ИЗВАЯНИЯ
На протяжении многих десятилетий этот затерянный в океане участок земли привлекает своими тайнами ученых всего мира. Чем же он примечателен?
Мировую известность острову Пасхи принесли конечно же не тысячи наконечников стрел или различных каменных орудий, не три давно потухших вулкана Рано-Као, Рано-Арон и Рано-Рараку, расположенных по углам острова, и не древние жилища островитян, почему-то имевшие вид перевернутых лодок. Больше всего поражают колоссальные каменные изваяния, ставшие, по существу, символом тайн острова. Особый интерес к ним возник в мире после экспедиции смелого норвежского путешественника Тура Хейердала, достигшего в 1955 году острова Пасхи на плоту “Кон-Тики”. • +
К настоящему времени здесь насчитывается около тысячи статуй. Даже глядя на их фотографии, приходишь в изумление от этих каменных гигантов. Кроме них на острове находится более двухсот каменных террас, называемых “аку”, высотой до трех и протяженностью до нескольких десятков метров. На 114 из них установлены “каменные великаны”.
Обычно на каждой из террас стоят от трех до шести статуй. Все они обращены спиной к океану, словно хотят удержать жителей в плену на этом куске скалы, и только семеро смотрят на него. Полагают, что эти семь изваяний воздвигнуты в честь семерых разведчиков первопоселенцев острова Хоту-Матуа, обнаруживших в далеком прошлом остров Пасхи.
Возле некоторых статуй находятся огромные красноватые цилиндры — эти “шапки”, или “короны”, в свое время наблюдали на стоящих идолах еще голландцы. На самом деле они, как оказалось, являются символическими изображениями чудодейственных причесок. Древние аборигены считали, что в волосах вождей или жрецов заключалась вся их духовная волшебная сила — “МАНА”.
В среднем высота статуй, называемых местными жителями “маои”, составляет 4—6 метров, но встречаются и 10—11-метровые изваяния. А самая большая из статуй, к сожалению, не была завершена. Тысячи каменных топоров были брошены возле колыбелей так и не родившихся исполинов. В самом воздухе острова, кажется, и сейчас витает ощущение великого бедствия, ко-
торое заставило аборигенов внезапно прекратить все работы со статуями.
Изваяния в огромном количестве разбросаны по всему острову. Когда-то они стояли на каменных “аку” — это видели еще первые европейцы, посетившие остров. Теперь статуи низвергнуты, но все еще довлеют над землей людей, то погрузившись лицом в траву, то лежа на спине, обращенные лицом в небо и скрестившие тонкие пальцы на вздувшемся животе. Застывшие и странные, похожие друг на друга, с одинаковым выражением лица и неправдоподобно вытянутыми ушами.
Кстати, вот что говорит одна из легенд острова о происхождении у изваяний длинных ушей...
Давным-давно на острове Пасхи жило племя “длинноухих”. Они были очень надменны, а потому, чтобы выделить себя среди остальных, вставляли в уши огромные серьги. Серьги оттягивали уши, делая их еще длиннее, зато теперь “длинноухих” нельзя было спутать ни с кем. Однако их деспотизм и спесь надоели другим обитателям этой земли — “короткоухим”. И они восстали. Завязалось кровавое сражение, в результате чего все “длинноухие” погибли. Сохранились только гигантские статуи с такими же гигантскими ушами...