Научные исследования “Могилы римлянки” начались лишь в 60-е годы XIX века. В нижней части кургана, на уровне земли, французские археологи обнаружили несколько замурованных дверей. Глубокое бурение позволило проникнуть через дверь, расположенную с восточной стороны, внутрь склепа. Все же остальные дверные проемы оказались фальшивыми...
Вначале исследователи попали в комнату с тяжелым сводом, служившую, очевидно, прихожей. Направо от нее была расположена галерея-лабиринт, то пересекающая все строение крест-накрест, то закручивающаяся в спираль. Высота лабиринта различна, низкий свод иногда находится на высоте ниже человеческого роста. Одно из ответвлений галереи приводит в небольшое почти квадратное помещение (площадью 2x3 метра), которое сторожат два каменных льва и которое можно считать погребальной камерой. Три ниши в этом склепе были истолкованы как места-для расположения урн с прахом. Но так ли это на самом деле?..
Судя по записям историков и археологов, здесь ничего не было обнаружено. Ни останков тел, ни погребальных урн. Разве что несколько бусинок на полу, что и позволило сделать вывод, будто бы гробница в давние времена была ограблена...
Впрочем, существует предположение, что вскрытый археологами вход является ложным, а весь лабиринт и камера сделаны исключительно для “отвода глаз” непрошеных посетителей. А настоящая усыпальница находится
совсем в другом месте — в центре строения или глубоко под ним.
На основе тщательного анализа и сопоставлений с курганами, возведенными древними племенами берберов, которые населяли Алжир с незапамятных времен, некоторые исследователи пришли к выводу, что “Могила римлянки” могла быть сооружена в III—II веках до нашей эры. Предназначена же она была для захоронения одного из правивших на побережье Северной Африки короля или его семьи.
Но кого?.. И как все же объяснить непонятное название — “Могила римлянки”? Можно, конечно, вспомнить слова Помпония Мелы о том, что находящийся близ Ико-зиума, так во времена владычества римлян назывался город Алжир, один из “курганов” назывался “общей могилой царской семьи”.
В те времена как раз умер великий правитель Цезарии мавританской Юба II. Он завещал похоронить его в склепе рядом с женой Клеопатрой Селеной, умершей в возрасте 35 лет.
Такая версия изложена, например, в романе французского писателя Пьера Бенуа “Атлантида”, в котором величественный памятник прошлого, сохранившийся на территории Алжира, называется “загадочной пирамидой” — мавзолеем мавританских царей,
И еще одна загадка... Некоторое время назад у подножия гробницы был неожиданно зарегистрирован... шум моря (?!). Но памятник “Могила римлянки” удален на несколько километров от побережья Средиземного моря, а его основание находится на высоте более 20 метров от уровня моря. Тогда как же можно объяснить столь необычное “звучание” гробницы?..
В середине 1980-х годов ученые обследовали “Могилу римлянки” с помощью электронных зондирующих приборов — и опять без успеха. Каменный колосс, сооруженный в древности, продолжает упорно хранить свою тайну...
Глава 29
ТЕОТИУАКАН — ГОРОД БОГОВ
Самый большой город Мексики — столица Мехико. Кстати, это самый большой город в мире, население которого приближается к 20 миллионам жителей. В 50 километрах от Мехико находится разрушенный город Теотиуакан, который в далеком прошлом был важным ритуальным центром одной из древнейших цивилизаций.
Когда ацтеки в XIV веке пришли в долину Мехико, города Теотиуакана уже не существовало. Там находилось много покрытых травой холмов, окружавших две сохранившиеся до наших дней пирамиды и скрывавших часть строений бывшего города. Увидев эти холмы, ацтеки приняли их не за пирамиды с храмами на вершинах, а за насыпи на могилах. На языке индейцев-ацтеков “науатле” слово “теотиуакан” означает “место, где родились боги”.
О возникновении этого города сохранилось много преданий и легенд. Одна из них повествует о строительстве теотиуаканских пирамид:
“Перед тем как в мире настал день, здесь, в том месте, которое называется Теотиуакан, собрались боги и стали решать — кто возьмет на себя обязанность осветить мир. Бог Текусицтекатл сказал: “Я возьму эту обязанность!”...
“А кто еще?” — посматривая друг на друга, боги стали обсуждать, кто мог бы быть вторым. Никто не решался. Все уклонялись от этого дела. Один из богов ничего не говорил, а только слушал, что говорят другие. Боги сказали ему: “Ты будешь тем, кто осветит землю”. Ему пришлось согласиться: “Пусть будет так!” Это был Нанауатцин...
Затем боги разожгли жаркий-жаркий огонь и тут же встали с двух сторон от него. “Ну, входи в огонь”, — сказали они богу Текусицтекатлу. Но тот,
испугавшись большого жара, никак не мог решиться, хотя пытался четыре раза. Тогда боги обратились к Нанауатцину и вскричали”: “Нанауатцин, попробуй ты!” Тот, сделав над собой усилие и закрыв глаза, бросился в огонь и начал сжиматься, словно сгорая. Текусицтекатл, видя это, тоже бросился в пламя... Небо стало красным, и всюду появился дрожащий свет. Нанауатцин превращался в солнце. И вот все, кто в тот момент смотрели на горизонт, увидели передвижение солнца с одного края на другой. Оно излучало яркий свет. А затем там же вышла луна — преображенный Текусицтекатл. Так боги пожертвовали собой, чтобы родить солнце и луну. В честь того знаменательного дня были построены гигантская пятиярусная пирамида Солнца и пирамида Луны...”
Итак, .оказалось, что происхождение удивительного города Теотиуакана связано с цивилизацией более древней, чем известная нам ацтекская. Первые поселения, как предполагают, здесь были основаны еще в V веке до нашей эры, а по мнению некоторых ученых, возраст Теотиуакана значительно больше, и не исключено, что ЭТОТ ГОРОД ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ САМОЙ ДРЕВНЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ НА ЗЕМЛЕ...
Считается, что теотиуаканская культура существовала не менее десяти веков. Наивысшего развития она достигла в V—VI веках нашей эры, когда очень активными были ее связи с культурой майя, представители которой жили тогда на юге Мексики ив Гватемале. По современным оценкам археологов, площадь города Теотиуакана в то время составляла более 18 квадратных километров, его население насчитывало от 100 до 200 тысяч жителей. Другими словами, город Теотиуакан безусловно являлся одним из самых больших в Центральной Америке.
С севера на юг через весь город проходит широкая улица, названная ацтеками,Дорогой Мертвых. Она ведет к Лунной пирамиде и более высокой пирамиде Солнца. Снизу обе они кажутся одинаково величественными. Не-
даром ацтеки, жившие в этих местах спустя тысячи лет после строителей пирамид, считали почему-то, что обе они были выстроены... великанами.
Исключительно яркие описания развалин города и его ступенчатых пирг .ид оставляют люди, которым посчастливилось увидеть их воочию. Одно из них принадлежит известному русскому поэту-символисту К. Бальмонту:
“Я был в Теотиуакане на пирамидах Солнца и Луны. Я восходил на пирамиду Солнца, которая больше знаменитой пирамиды Хеопса. Но не величиной этой пирамиды я был поражен и не сознанием, что вот этим громадам тысячи и тысячи лет, а тем, что ушедшие люди, бывшие строителями, неизменно понимали, что храмы, в которых мысль должна стремиться к Небу, должны восходить к Небесам и быть открытыми для звезд, должны быть отдалены от домов, в которых едят, пьют, торгуют и суесловят, должны быть цельными и царственно гордыми в своей отъединенности, как высоки и уединенны орлы, вековые деревья и горные вершины...
И когда с пирамиды Солнца я глядел на окрестные горы и долины, когда я видел, как красиво идет от этой пирамиды Дорога Мертвых, ведущая к пирамиде Луны, я понимал, что когда-то легко было молиться в храмах, и легко было, молясь в храме, чувствовать свою связь с миром”.
Второе.описание более современное. Оно принадлежит Д.Д. Прыгову и М.П. Давыдову, авторам книги “За птицей кецаль. Пять путешествий по Мексике”, опубликованной в середине 1980-х годов:
“...Мы у подножия пирамиды Солнца. Тут же примостились продавцы поделок из оникса, обсидиана, нефрита. Экскурсовод рассказывает: “Мексиканская пирамида всегда усеченная. Это земляной вал, несущий на себе храм. Иногда пирамида прикрывает захо-
ронения. И в этой пирамиде совсем недавно также обнаружено помещение для погребения. Согласно последним оценкам, пирамида Солнца возведена во II веке до нашей эры.
Сколько ее строили? Ученые считают — двадцать лет. Работали десять тысяч человек. Эта земляная громада в один миллион триста тысяч кубических метров по объему почти не уступает пирамиде Хеопса в Египте. В основе ее — прямоугольник с протяженностью сторон двести сорок и двести пятьдесят пять метров. Высота шестьдесят пять метров. Лестница ведет к площадке, храм на которой разрушен”. Поднимаемся на пирамиду. Сверху хорошо видна планировка центральной части города. Пирамида Солнца расположена к востоку от прямой улицы, шириной 40 метров и длиной около двух километров. Называется она “Путь Мертвых”. Начинаясь у пирамиды Луны, высота которой 42 метра, улица пересекает весь центр города с севера на юг и кончается у длинной постройки, называемой Цитаделью. Она образует квадрат, ограниченный четырьмя насыпями длиной по 400 метров...
У представителей теотиуаканской культуры существовал культ Солнца. Собственно и храм, находившийся на вершине пирамиды Солнца, был посвящен богу солнца, тепла и изобилия. Его венчала статуя-монолит, украшенная золотым диском, который блестел в лучах светила. Первый католический архиепископ Мехико Сумаррага приказал разрушить этот “идол язычников”...
Известный российский журналист Я. Голованов, тоже побывавший в начале 1980-х годов в Теотиуакане, обратил внимание на одну особенность, связанную с отношением мексиканцев к своим пирамидам:
“...Был ласковый, солнечный воскресный день, и очень много народу приехало на пирамиды из Мехико... При-