Смекни!
smekni.com

Загадки острова Пасхи, Войцеховский А.И. (стр. 65 из 77)

Пустыня^ Наска окружена низкими, безлесыми оврагами Анд и такими же голыми безжизненными холмами плотного и темно-серого, словно утрамбованного, песка. Задержать влажные восточные ветры, дующие с просторов океана, эти горы не в силах, и они прокатываются

над пустыней, чтобы принести благодатные ливни на высокогорные пастбища. Над Наской чаще всего стоит знойная бесцветная дымка, а дождей над ней не бывает по многу лет. Плотный, цвета дорожной пыли, грунт покрыт осколками буроватых с красным отливом камней, чаще "всего небольшими, не крупнее четвертушки кирпича.

Почти все плато покрыто своего рода “татуировкой”, которая стала широко известной лишь благодаря фотографиям, сделанным с самолетов. Здесь 13 тысяч линий, 788 фигур и более 100 спиралей. Эта гигантская “книга с иллюстрациями” занимает площадь в 500 квадратных километров.

Естественно, у всех, кто близко знакомился с рисунками Наска, возникает множество вопросов... Кто создал в пустыне гигантские изображения, которые можно увидеть, лишь поднявшись высоко над землей? С какой целью? Какие технические приемы для этого использовались? Каким образом удавалось соблюсти пропорции заданной модели?..

Многие ученые, исследовавшие эти изображения, уверены, что в прекрасных насканских творениях заложен определенный смысл — познавательный, экономический, хозяйственный, социальный и политический. Но какой конкретно — ученые, увы, не знают...

ЭКСКУРС В ПРОШЛОЕ

История открытия и изучения перуанского феномена связана с именами специалиста по древним цивилизациям Пауля Косока из университета в Лонг-Айленде (США) и исследователя из Германии Марии Райхе, которая изучала древние обсерватории.

Пауль Косок занимался историей Месопотамии, и в частности интересовался ирригационными системами древних городов. Возник у него интерес и к системам орошения в Южной Америке, особенно на севере Перу. Уже когда его экспедиция свертывала работу, кто-то сказал

Косоку, что на юге, в районе Наски, тоже есть какие-то каналы. Ученый вместе со своей помощницей Марией Райхе незамедлительно отправился туда.

“Каналы” они увидели сразу и тут же поняли, что для ирригационных целей они служить не могли. “Каналы” рассекали поверхность пампы в разных направлениях, поднимались вверх, в горы... Никакой их привязки к водоемам и рекам установить не удалось, а попытка реконструировать один из “полузасыпанных каналов” (такое первоначальное впечатление создалось у обоих ученых) показала, что они были неоправданно мелкими. “Нет, это не каналы! — решил Косок. — Но тогда что?”

Открытие пришло случайно. А впрочем, это было даже не открытие, а только догадка... 21 июня 1939 года Косок стоял на одном из “каналов” — прямом как стрела. Желто-бордовое солнце пустыни медленно опускалось на горбатую гору. Косок бросил последний взгляд на наше дневное светило и вдруг отметил: солнце садилось точно по линии “канала”. “Это линия зимнего солнцестояния!” — сказал себе Косок... После этого Косок и Райхе только и делали, что бродили по пампе да рассматривали линии, пытаясь найти тайный смысл “послания” древних жителей Наски.

Во время одной из таких прогулок Косок нашел и первый рисунок. Его можно было разглядеть, лишь поднявшись на лестницу-стремянку. “Самая большая книга по астрономии с уникальным “календарем”, — сказал он о пампе. За ним это название рисунков Наска повторяли потом многие.

Так началось изучение загадочных насканских фигур. Вскоре Косок уехал и не смог продолжить исследования в районе Наска, а его помощница осталась одна. Марию Райхе серьезно заинтересовали странные изображения, и она стала своего рода “апостолом пустыни” Наска, где жила в скромном глинобитном домике на окраине одноименного городка.

С утра Мария Райхе уходила в пустыню, к вечеру возвращалась обратно. Она картографировала, чертила, из-

меряла — другими словами, просто работала. Ей удалось добавить к списку уже известных фигур ряд новых — со всеми их подробностями. А главное, она подтвердила гипотезу Косока очень важными фактами, которые не только увеличили число линий солнцестояния и равноденствия, но и доказали связь “астрономического календаря” Наски с положением Луны, планет и крупных созвездий, таких, например, как Плеяды, которые играли значительную роль в пантеоне древних перуанцев.

Власти Перу относились к ее изысканиям весьма прохладно. Никто Марии Райхе, по сути дела, не помотал, и только в 1947 году она смогла впервые подняться на самолете, чтобы увидеть все линии и рисунки Наски, связать их между собой и оценить истинные масштабы этой циклопической работы древних мастеров. Почти десять лет ушло у нее на детальное ознакомление и изучение всех изображений пустыни.

После безвременной смерти Пауля Косока в 1949 году Мария Райхе продолжила работу. Подобно другим археологам последних лет, она убедилась, что медленно летящий вертолет — идеальная машина для осуществления аэрофотосъемки. В этом деле она превзошла многих своих коллег-мужчин. Для того чтобы сделать снимок под наиболее выгодным углом, Мария Райхе вылезала из кабины и снимала нужный ей объект с лесенки под вертолетом” Благодаря этому за много лет ей удалось открыть дюжины новых фигур: богов, птицу с распростертыми крыльями, свернувшихся змей, лис с длинными хвостами и т.д.

В результате пятнадцатилетней напряженной самоотверженной работы Марии Райхе удалось составить первую картосхему геоглифов на плато Наска. Она проявила редкую выносливость, настойчивость и терпение, обследуя практически одна бесплодные жаркие районы пустыни.

Недавно к широко известным, многократно воспроизведенным в различных печатных изданиях рисункам плато Наска добавился еще один — громадный портрет самой Марии Райхе...

. В этом не было бы ничего необычного, если бы он был начерчен, как первоначально предполагалось, вдали от древнего “календаря”. Однако местные власти и почитатели Марии Райхе, пожелавшие увековечить память исследовательницы в знак уважения к ее труду, поторопились, в результате чего портрет появился прямо на территории археологического заповедника. Когда об этом узнали в Национальном институте культуры Перу, разразился громкий скандал, грозивший виновным крупным штрафом.

К счастью, по мнению некоторых специалистов, портрет Марии Райхе можно будет “заровнять”. В противном случае будущие археологи нашей планеты столкнутся с совершенно новой головоломкой. В самом деле, кто знает, как по прошествии нескольких тысячелетий может быть истолковано расположение по соседству с древними фигурами более позднего изображения?..

СОЗДАТЕЛИ ФИГУР РИСОВАЛИ “ПО КЛЕТКАМ”

Чтобы проникнуть в тайну рисунков Наска, нужно ответить всего лишь на три простых, но “традиционных” вопроса: “когда?”, “как?” и “зачем?” Понятно, что перед ответом на вопрос “зачем?” следует ответить на два первых. Исследования Марии Райхе, по-видимому, дали ответы на эти вопросы, которые интриговали целое поколение ученых.

Астрономические расчеты, основанные на годичной девиации времени восхода и захода некоторых “постоянных” звезд, а также Солнца, позволили Марии Райхе сделать вывод, что “астрономический календарь” Наски относится к 350—950 годам, а местами к 800—1400 годам нашей эры. Например найденный в Наска разметочный деревянный колышек, забитый в землю, был подвергнут радиоактивному анализу, который показал, что данное дерево было срублено в 525±80 годах нашей эры.

Культура Наски, создавшая эти “наземные картины”, переживала расцвет между 300 и 900 годами нашей эры.

Рисунки пустыни Наска, как оказалось, традиционны именно для этой культуры. Их можно встретить и в керамике, и на тканях той эпохи. В одном из перуанских музеев, например, хранится керамический сосуд в виде рыбы, во всех деталях повторяющий аналогичное изображение рыбы в пустыне Наска.

Что же касается техники исполнения основных “чертежей” Наски, то она достаточно проста и эффектна... Достаточно было собрать с поверхности камни и снять с нее верхний слой потемневшего от времени бурого щебня, находящегося на более светлом нижнем слое, и появлялась контрастная полоса. Камни и снятый- верхний слой затем укладывали валиками вдоль светлых полос, и сверху, особенно со значительной высоты, они выглядели как черные обрамляющие линии.

В чрезвычайно засушливой местности при отсутствии дождей и при минимальной эрозии такие изображения могли оставаться четкими на протяжении веков, если не тысячелетий. Это происходит даже несмотря на постепенное потемнение очищенных поверхностей (так называемый эффект пустынного загара), вызываемое окислением содержащегося в щебне железа. Такой процесс может лишь уменьшить контрастность изображения, но не больше. Кстати, если бы была известна скорость этого потемнения, то удалось бы достаточно точно установить возраст этого уникального творения человеческих рук.

Как же практически “рисовали” древние индейцы на ^широком “полотне” пустыни?..

Сперва художники делали на земле эскиз размером 2x2 метра. Эти наброски еще сохранились вблизи некоторых фигур. На эскизе каждую прямую разбивали на составляющие отрезки. Марии Райхе удалось определить некоторые единицы их измерений: например в качестве единицы длины использовался отрезок, равный 322 миллиметрам. Затем эти отрезки в увеличенном масштабе переносили на земную поверхность с помощью двух кольев и длинной веревки.

Сложнее было с кривыми... Древние художники, видимо, справлялись с ними, разбивая каждую кривую на много крохотных сочлененных дуг. Затем на эскизе определяли радиусы этих дуг и центры соответствующих им окружностей. Теперь оставалось только перенести дуги в увеличенном масштабе на местность, найдя на ней центры окружностей. Вблизи многих изображений Мария Райхе обнаружила ямки от колышков или камни, которыми отмечались эти центры. Вероятней всего, к камню или колышку привязывали веревку нужной длины и другим ее концом с острым колышком намечали на земле требуемую дугу.