Кстати, в феодальном Китае каждому цвету придавался вполне определенный смысл: -желтый — могущество государя, богатство и источник силы; красный — счастье и радость; голубой — символ небесного свода; белый — скорбь; черный — ужас и т.д.
В северной части дворцового комплекса Гугун простираются императорские сады. Они засажены деревьями (вековыми кипарисами и соснами), декоративными кустарниками и яркими цветами, украшены статуями, каменными садами и живописными искусственными горками, прудами и водопадами, а также вольерами для содержания различных птиц и животных...
В многочисленных залах музея Гугун и на его площадях размещены более 800 тысяч экспонатов, принадлежавших когда-то цинскому двору: книги, архивы, предметы искусства, многочисленные картины и каллиграфические работы, произведения садово-парковой архитектуры, ритуальные предметы. Сегодня в северо-восточных помещениях Гугуна выставлена впечатляющая коллекция собранных императорами разнообразных часов и марионеток.
Однако все перечисленные богатства лишь в малой степени отражают былое величие императорского двора. Дело в том, что в 1937 году Запретный город был разграблен японцами, а в 1949 году китайские националисты вывезли очень многое из дворцов в Тайвань.
Прошли годы... По ведущим к дворцовым сооружениям беломраморным лестницам ежедневно, кроме выходных, проходят тысячи людей, чтобы ознакомиться с величайшим памятником культуры феодального Китая. За десятилетия существования музея Гугун по ним прошли миллионы посетителей...
Глава 32
НИМРУД-ДАГ
Небольшое государство Коммагена располагалось на берегах Евфрата и господствовало над одной из переправ через реку. Здесь когда-то и поселились купцы-перекупщики, лодочники, чиновники персидского двора. Здесь отдыхали после долгого перехода через горы торговые караваны из Греции^ Сирии и Персии. Город постепенно разрастался и богател, и вот уже его собственные купцы стали снаряжать караваны во все стороны света.
Когда рухнула под ударами Александра Македонского персидская держава, а затем распалась недолговечная империя, созданная Александром, весь Ближний Восток и Центральная Азия превратились в клубок маленьких и
больших царств. Одним из них и стало независимое государство Коммагена, в котором пришла к власти династия смешанного греко-персидского происхождения.
Современный небольшой турецкий городок Самсат не всегда был таким невзрачным поселением. На рубеже нашей эры он назывался Самосатой и был столицей Ком-магены, богатого царства, которое, как Пальмира и Петра, выросло на торговых путях, идущих с запада на восток, то есть из Римской империи в легендарную Индию.
Река Евфрат орошала земли Коммагены, которые с севера были ограничены горами Тавра, а за ними располагались владения армянских царств. К югу и востоку раскинулись необъятные земли Парфянского царства, а на западе, по побережью Средиземного моря, находились сирийские колонии Рима.
Вначале Коммагена входила в состав государства Се-левкидов,. но уже в 164 году до нашей эры стала независимой. При царе Антиохе I она поддерживала хорошие отношения с Римом, пока царь не связался с парфянами, постоянными врагами римлян. С тех пор это царство стало рассматриваться Римом как неблагонадежное.
Однако гордые и хитрые властители Коммагены — потомки великих государей — в течение нескольких веков балансировали между двумя враждующими колоссами, а в 64 году до нашей эры уже упоминавшийся Антиох I даже сумел заключить договор с Помпеем. По этому договору римляне обещали сохранить неприкосновенность этому торговому царству, но уже в 38 году до нашей эры Марку Антонию пришлось сместить коммагенского царя Антиоха.
В конце концов римский император Веспасиан в 72 году нашей эры ввел Коммагену в состав Сирии, являвшейся в то время римской провинцией. Но и после этого Коммагена еще некоторое время продолжала процветать, а ее купцы по-прежнему отправляли караваны с товарами в Армению и Индию.
Коммагена еще мало исследована, но одно очевидно — этому государству очень везло. Торговый перекресток Древ-
него мира — это и место встречи различных культур. Государство Коммагена оказалось именно той точкой, где встретились и перемешались культуры западного и восточного мира — Греции, Рима и Персии, Парфии, Двуречья.
Вряд ли искусства процветали в этом маленьком царстве, население которого состояло преимущественно из торговцев и крестьян. Но вот однажды, когда этому благоприятствовали обстоятельства, как это часто бывает в истории, Коммагене удалось создать большое произведение искусства. Оно было ценным вдвойне, потому что, во-первых, родилось в стране-лилипуте, а во-вторых, осталось уникальным, не имеющим ни в одной стране мира ни аналогов, ни прототипов.
Виной всему этому было необузданное тщеславие царя Антиоха, правившего Коммагеной с 69 по 34 годы до нашей эры. По материнской линии он был потомком Александра Македонского, а со стороны отца происходил от персов и принадлежал к славной династии Ахеменидов. Царь был молод, горд и горяч. Он искренне считал себя личностью совершенно исключительной, объединявшей в одном лице Дария и Александра, и рожденной для великих дел и бессмертия.
Но как он мог воплотить свои гордые мечты, если все его подданные — это несколько тысяч торговцев и крестьян? Они совершенно не были готовы ни к ратным подвигам, ни к покорению соседей. Одного римского легиона было вполне достаточно, чтобы стереть с лица земли всю Коммагену.
И тогда Антиох объявил себя богом... Подданные восприняли эту новость очень сдержанно. Они не стали возражать Антиоху, так как посчитали, что нет никакой разницы подчиняться то ли просто царю, то ли царю бессмертному.
Причислив себя к пантеону богов, царю Антиоху пришлось пойти на большие жертвы. Он заложил часть своих владений, .продал фамильные драгоценности, установил дополнительные налоги и приказал начать строить на горе
Нимруд-Даг, которая возвышалась над столицей Самоса-той, святилища всем богам. Царь даже заранее подготовил для этого святилища надпись, которая гласила: “Я, Антиох, возвел этот храм, чтобы восславить себя и моих богов!”
Известно, что горные вершины во многих мифологиях являются обителями богов. На вершине горы Нимруд-Даг, которая расположена над уровнем моря на высоте 2200 метров, были высечены в скалах кургана три больших террасы, каждая шириной в несколько метров. На западной и восточной сторонах кургана три террасы охранялись двумя каменными орлами и двумя каменными львами. На самой верхней террасе были установлены в один ряд пять колоссов размером с пятиэтажный дом. Они были так велики, что только их головы достигали высоты пяти метров.
Пантеон коммагенских богов был довольно сложным. С одной стороны, греки принесли с собой культ Аполлона, Зевса и Фортуны. С другой — местное население поклонялось и персидским богам — Митре и Ахуре. Больше того, объединяясь, эти боги приобретали дополнительные имена, и практически каждый бог, по существу, представлял собой нескольких.
Гигантские статуи изображали сидящих Геракла, Зевса и Оромаздеса (он родствен персидскому богу Ахурамазде), Тихе (греческую богиню Судьбы), Аполлона-Митру и самого Антиоха. Головы четырех статуй за прошедшие столетия отвалились, и их обломки разбросаны вокруг. Разрушению статуй способствовали многие землетрясения, которые нет-нет, да и колебали вершину Нимруд-Дага, а также воины чужих армий, старавшиеся разрушить непонятное никому, а поэтому и чуждое святилище.
Статуи можно идентифицировать по надписям, как и человеческие фигуры на барельефах, которые изображают самого царя, его предков и их настоящие и вымышленные подвиги, а также гороскопы, по которым ученым удалось установить, когда началось сооружение святилища.
Действительно, на Нимруд-Даге есть каменная плита, изображающая льва под звездным небом. Расположение звезд и планет — Юпитера, Меркурия и Марса — повторяет собой констелляцию светил, которая наблюдалась астрономами 7 июля 62 года до нашей эры. Эта дата и была принята за начало строительства необыкновенного памятника, так как точную дату установить не представляется возможным.
Сами статуи сохранились на нескольких стоящих прямо каменных плитах, когда-то входивших в длинный фриз, на котором были изображены как македонские, так и персидские предки Антиоха. Вероятно, перед каждой статуей находился специальный алтарь для воскурения фимиама.
Статуи на восточной стороне террасы сохранились лучше. Они были вырублены не из цельного камня, а составлены из отдельных каменных пластов. На огромных головах статуй греческие черты лица соседствуют с персидскими колпаками-тиарами и прическами. Похоже, Антиох нисколько не сомневался, что он принадлежит к числу бессмертных богов: на хорошо сохранившемся барельефе восточной части террасы показано, как он пожимает руку Аполлону, Зевсу и Гераклу.
Когда строительство на горе Нимруд-Даг было завершено, Антиох приказал соорудить к святилищу мощеную дорогу и объявил, что “отныне и во веки веков” все жители Самосаты должны два раза в месяц совершать торжественные богослужения у статуй святилища. Это происходило ежемесячно десятого числа в честь вступления бога Антиоха не престол и шестнадцатого — в связи с днем его рождения.
Некоторое время жители Коммагены исправно выполняли эти новые обязанности, но потом... А что было потом, никому неизвестно. То ли царь умер, то ли он и в самом деле был бессмертен и, когда ему надоело земное существование, ушел к себе на небо... Тогда жители Коммагены похоронили его бренный прах на вершине, воздвигнув над усыпальницей сверкающую пятидесятимет-
ровую пирамиду, и постепенно... забыли о Антиохе и его необычных поступках.
После столетий безвестности святилище на Нимруд-Даге было открыто в 1882 году немецким инженером Карлом Сестером. Вскоре здесь начались раскопки немецких и турецких археологов, однако они через определенное время были прекращены. Труднодоступность горы, отсутствие питьевой воды и, самое главное, богатых находок — все это отпугнуло археологов.