Смекни!
smekni.com

Приключения Чипполино (стр. 17 из 28)

- Что-то поделывают сейчас наши родите! - сказал Чиполлино своему мохнатому спутнику, когда они вышли из пещеры.

- О моих родителях я кое-что слышал, - ответил Медведь. - Я когда не был в городе, но мой приятель, Зяблик, часто приносит мне весточку об отце и матери. Он говорит, что они никогда глаз смыкают: и днем и ночью мечтают о свободе. А я и не знаю толком,то такое свобода. Я бы предпочел чтобы они думали обо мне. Ведь я, в конце концов, их сын!

- Быть свободным - это значит не быть рабом своего хозяина, - ответил Чиполлино.

- Но правитель - не такой уж плохой хозяин. Зяблик рассказывал мне, что отца и мать в клетке сытно кормят и они даже иногда развлекаются, глядя, как люди ходят мимо их решетки. Правительюбезно посадил их в такое место, где по праздникам гуляет много наду. И все-таки они очень хотят вернуться в лес. Только Зяблик говорит, что это невозможно, потому что клетка железная и решетка очень крепкая.

Чиполлино вздохнул в свою очередь:

- Да, выбраться из неволи не так-то легко! Когда я навтил моего от- ца в тюрьме, - я очень внимательно осмотрел и ощупал стены. Сломать их или проделать в них дыру невозможно. Но, несмотря на это, я все же обе- щал отцу освободить его и когда-нибудь сдержу свое слово.

- Ты, видно, храбрый паренек, - сказал Медведь. - Я бы тоже хотел ос- вободить своих родителей, но я не знаю дороги в город и боюсь заблу- диться.

- Послушай-ка, - внезапно сказал Чиполлино, - у нас с тобой вся ночь впереди. Посади-ка меня к себе на плечо - и мы еще до полуночи будем в городе.

- Что ты собираешьсделать? - спросил Медведь дрожащим голосом.

- Пойдем навестим твоих родителей. Их легче увидеть, чем моего отца.

Меедь не заставил себя просить дважды: он слегка наклонился, Чипол- линживо вскарабкался к нему на спину, и они помчались в город. Чипол- лино показывал дорогу.

- Направо, - командовал он Медведю. - Налево! Прямо! Опять налево!.. Но вот мы и у ворот города. Зоологический сад вон в той стороне. Пойдем побыстрее, чтобы нас не заметили случайные прохожие. И постарайся не ры- чать.

ГЛАВА ВОСЕМНАДЦАТАЯ

Тюлень, у которого был слишком длинный язык

В зоологическом саду царила глубокая тишина.

Сторож спал в слоновнике, подложив под голову, как подушку, хобот Слона. Он спал очень крепко и не проснулся, когда Чиполлино с Медведем тихонько постучались в дверь слоновника.

Слон осторожно переложил голову сторожа на солому, вытянул хобот и, не сходя с места, открыл дверь, пробормотав:

- Войдите.

Наши двое друзей вошли озираясь.

- Добрый вечер, синьор Слон! - сказал Чиполлино. - Извините, пожа- луйста, что мы потревожили вас в такой поздний час.

- О, ничего, ничего! - отвечал Слон. - Я еще не спал. Я пытался отга- дать, чтможет сниться моему сторожу. По снам можно узнать, хорош чело- век или дурен.

Слон был старым индийским философом, и ему всегда приходили в голову очень странные мысли.

- Мы просим вашей помощи, - продолжал Чиполлино, - потому что знаем, как вы мудры. Не можете ли вы посоветовать нам, каким образом освободить из плена родителей вот этого Медведя, моего друга?

- Что ж, - задумчиво пробормотал старый Слон, - пожалуй, я и мог бы дать в совет, но только к чему это? В лесу не лучше, чем в клетке, а в клетке не хуже, чем в лесу... Не знаю, прав я или нет, но мне кажется, что каждый должен оставаться на своем месте... Впрочем, если вы уж очень этого хотите, - добавил он неожиданно, - я могу вам сказать, что ключ от клетки с медведями находится в кармане у этого спящего человека, моего сторожа. Я попытаюсь вытащить ключ, не разбудив его. Сон у него крепкий. Надеюсь, он ничего не почувствует.

По правде сказать, Чиполлино и Медведь сильно сомневались в успехе этой сложной операции, однако Слон так ловко и осторожно действовал сво- им послушным и гибким орудием-хоботом, что сторож и в самом деле ровно ничего не почувствовал.

Вот вам ключи, - сказал Слон, вытаскивая кончик хобота с ключами из кармана сторожа. - Только не забудьте, пожалуйста, принести мне их потом обратно.

- Будьте спокойны, - сказал Чиполлино, - и примите нашу искреннюю благодарность. А вы не хоти бы бежать вместе с нами?

- Если бы у меня когда-нибудь было намерение бежать, то я, разумеет- ся, не стал бы ждать вашего прибытия и вашей помощи. Желаю успеха!

И, вновь положив голову сторожа на хобот, Слон стал нежно покачивать ее, чтобы покрепче усыпить своего тюремщика и не дать ему проснуться раньше времени.

Чиполлино и Медведь выскользнули из слоновника и направились к той клетке, где жили медведи. Они старались ступать как можно тише, но не прошли и нескольких шагов, как их кто-то окликнул:

- Эй, эй, синьор!

- Ш-ш-ш... - испуганно прошептал Чиполлино. - Кто это меня зовет?

- Ш-ш-ш... - повторил хриплый голос. - Кто это меня зовет?

- Да нподнимай шума, сторож проснется!

Голос подхватил:

- Не поднимай сторо, шум проснется!.. Ах я дуррак, дуррак! - доба- вил он тут же. - Я все перепутал!

- Да это же Попугай! - прошептал Чиполлино Медведю. - Он повторяет все, что слышит. Но так как он ничего не понимает из того, то слышит, то часто говорит все навыворот. Впрочем, он добрый малый никому не же- лает зла.

Медведь вежливо поклонился Попугаю и спросил его:

- Не скажете ли, синьор Попугай, где здесь клетка с медведями? Попугай повторил:

- Не скажете ли, синьор Медведь, где здесь клетка с попугаями? Ах я дуррак, дуррак, я опять сбился!

Видя, что от Попугая толку не добьешься, друзья тихонько пошли дальше. Из-за решетки их окликнула Обезьяна:

- Послушайте, синьоры, послушайте!..

- У нас нет времи, - ответил Медведь. - Мы очень спешим.

- Уделите мне только одну минутку: вот уже два дня, как я пытаюсь разгрызть орех, и мне это никак удается. Помогите мне, пожалуйста!

- Подождите немного. На обратном пути мы вам поможем, - сказал Чипол- лино.

- Эх, это вы только так говорите! - сказала Обезьяна, покачав голо- вой. - Да ведь, впрочем, и только так, для разговора. На что мне этот орех, да и все орехи в мире! Я бы хотела снова быть в моем родном лесу, прыгать с ветки на ветку и швырять кокосовые орехи прямо в голову како- му-нибудь путешествующему бездельнику. Для чего ж тогда и растут коко- вые орехи, если в лесу нет обезьян, которые бы могли запустить орехом в чью-нибудь голову? Нет, я спрашиваю вас, для чего же нужны путешествен- ники, если некому стукать их кокосовыми орехами по голове? Я уже и не помню, когда это я в последний раз попала орехом в бритую красную голову приезжего незнакомца... Так приятно было целиться в эту голую макушку! Я помню, как...

Но Чиполлино и Медведь бы уже далеко и не слышали больше ее болтов- ни.

- Обезьяны, - сказал Чиллино Медведю, - очень легкомысленные и вздорные особы. Они начиют говорить об одном, потом о другом, и никог- да нельзя сказать, чем кончится их болтовня. Однако я от души жалею эту бедняжку. Почему ей не спится? Думаешь, потому, что не может разгрызть орех? Нет, она не спит потому, что тоскует о своем далеком юге, о горя- чем солнце, о кокосовых пальмах и бананах.

Лев тоже не спал. Он посмотрел на проходящих уголком глаза, но даже не повернул голы, чтобы узнать, куда они идут. Это был благородный и гордый зверь, и его ничуть не интересовало, кто проходит мимо его решет- ки и по каким делам.

Наконец Чиполлино и Медведь добрались до медвежьей клетки.

Бедные старики сразу узнали своего мохнатого сына. Они протянули к нему лапы и стали целовать его сквозь решетку.

Пока они целовались, Чиполлино открыл дверцу клет и сказал:

- Да перестаньте же вы плакать! Клетка ваша открыта, и, если вы этим не воспользуетесь, пока не проснется сторож, не мечтайте больше о свобо- де!

Когда в конце концов оба пленника вышли из клетки, они бросились об- нимать своего колапого сына, от которого их больше не отделяли желез- ные прутья решетки. Крупные слезы текли по их мохнатым щекам.

Чиполлино был растрогадо глубины души.

"Бедный мой отец! - думал он. - Я тоже буду без конца целовать тебя в тот день, когда мне астся распахнуть двери твоей тюрьмы!"

- Пора, пора уходить! - сказал он медведям негромко, но внятно. - Нам нельзя медлить.

Но старики захотели сначала попрощаться с семьебелых медведей, жив- ших около пруда, потом пожелали заглянуть к жирафу, который, однако, в это время крепко спал.

Спали и другие животные, но весть об уходе медведей вскоре облетела все уголки зоологического сада и разбудила его обитателей. Медведей здесь очень любили. Впрочем, и у них нашлись враги. Так, например, их терпеть не мог Тюлень, который считал их ближайшими родичами белых мед- ведей.

Узнав, что медведи убежали из клетки, Тюлень начал к громко реветь, что разбудил сторожа, все еще спавшего сладким сном.

- Что случилось? - спросил он у Слона зевая.

- Право, не знаю... - задумчиво ответил старый мудрец. Да и что мо- жет случиться? В мире больше не случается ничего нового, значит, ничего нового не произошло и сегодня ночью. Это только в кино каждые десять ми- нут происходят какие-нибудь приключения.

- Может быть, ты и прав, - согласился сторож, - но все-таки но пог- лядеть.

Едва он вышел из слоновника, как наткнулся на беглецов.

- Караул! - закричал он. - На помощь!

Проснулись все его помощники и в несколько минут оцепили зоологичес- кий сад. Бегство стало невозможным.

Чиполлино и трое медведей бросились в пруд и притаились, высунув из во только головы. К несчастью, они попали в тот самый пруд, где жил Тюлень.

- Хе-хе-хе! - злорадно засмеялся кто-то за их спиной.

Это и был Тюлень собственной персоной.

- Надеюсь, синьоры позволят мне посмеяться немного, - сказал он. - У меня сегодня очень хорошее настроение.

- Синьор Тюлень, - попросил его Чиполлино, дрожа от холода, - я пони- маю ваше веселье. Но неужели вы находите возможным смеяться над нами в ту минуту, когда нас раскивают?

- Вот это-то меня и радует! Я сейчас позову сторожа и попшу его вы- удить вас из пруда. Ведь вы же не водоплавающие!

И Тюлень в самом деле направился к другому берегу звать сторожа и его помощнико Медведей мгновенно выудили, и не двух, а целых трех. Это очень удивило сторожа. Но еще больше он удивился, обнаружив среди медве- дей какое-то существо неизвестной породы, которое, однако, заговорило человечьим языком: