Смекни!
smekni.com

Юридическая психология 7 (стр. 55 из 81)

Мысль следователя в процессе работы должна не только отражать и направлять его собственные действия, но и постоянно соотноситься с интеллектуальной деятельностью всех участников дела и причастных к делу лиц. Он обязан думать за себя и за других, понимать ход психических процессов, предвидеть решения и поступки участвующих в деле лиц и направлять их и с учетом этого корректировать свое собственное поведение. В этом взаимодействии сходятся представители различных интересов, далеко не всегда совпадающих, а иногда и вовсе противоположных: следователь и подследственный, допрашивающий и допрашиваемый и т. д. Несовпадение, противоречие и столкновение человеческих интересов в процессе расследования и обуславливает не­обходимость следственной тактики, которая с психологической стороны в значительной части представляет собой борьбу психологии: интеллек­та, воли, характера, нравственных принципов следователя и участвую­щих в деле лиц.

Следователю приходится получать информацию от людей самых раз­личных специальностей, использующих часто такие термины, формули­ровки для характеристики процессов, состояний, свойств, которые по­нятны только с учетом знаний по их специальности. Необходимо прове­рять правильность восприятия тех или иных понятий выяснением их сущности, изменением словесных формулировок графическим или иным моделированием, раскрывающим это понятие. Только в этом случае следователь не допустит ошибки в своих собственных представ­лениях, в фиксации изложения фактов и сообщений. Особенности познавательной деятельности следователя постепенно формируют у не­го и специфический, профессиональный склад мышления*.

_____________________________________________________________________________

*См.: Дулов А.В. Судебная психология. Минск, 1975. с. 259.

В деятельности следователя важное значение имеет процесс полу­чения информации путем общения. В следственной деятельности про­блемы общения приобретают свою специфику. Общение носит кон­фликтный, рефлексивный характер. Коммуникация выступает как отдельный аспект общения. В процессе человеческой коммуникации происходит активный обмен информацией, при помощи которого про­текают процессы рефлексии.

Для того чтобы не допустить ошибки в процессе логической обработ­ки поступающих данных, следователю необходимо хорошо знать и строго соблюдать логические законы и формы мышления, диалекти­чески подходить к рассмотрению известных фактов в их взаимосвязи и взаимообусловленности, постоянно контролировать, имеются ли в его распоряжении достаточные доказательства для того, чтобы сделать тот или иной вывод.

Процесс расследования уголовного дела можно рассматривать как ряд следственных ситуаций, которые должен решить следователь. Психоло­гические аспекты следственной ситуации — это частный случай психо­логии деятельности субъекта вообще. Следственная ситуация — это динамическая информационная система, элементами которой являются существенные признаки и свойства обстоятельств, имеющих значение по уголовному делу, связи и отношения между ними, а также между участниками процесса расследования, наступившие или предполагаемые результаты сторон. Построение модели следственной ситуации — это не только получение информации, но ее всесторонняя оценка включающая как логические аспекты, так и элементы волевого действия на заключительном этапе процесса. Поэтому модель следственной ситу­ации является не только вероятностным логическим выводом, но и сво­еобразным информационным решением о том, что произошло, что происходит по расследуемому уголовному делу или может произойти*. Успешность разрешения следственной ситуации в значительной степени детерминирована профессиональным опытом следователя.

_____________________________________________________________________________

*Драпкин Н.Я. Понятие и классификация следственных ситуаций. Следственные ситуации и раскрытие преступлений. Свердловск,1975, с. 28—29.

Психологически сложной для следователя является ситуация, когда в одном производстве сосредотачивается большое количество уголовных дел, каждое из которых требует немедленного принятия решений и про­изводства следственных действий. Наиболее сложной можно считать ситуацию, когда по делам нарушены сроки производства следствия и содержания под стражей лиц. Успешное разрешение подобных ситу­аций обеспечивается за счет целого комплекса качеств и умений, эф­фективного планирования по делам, эмоциональной устойчивости, самоорганизованности, целеустремленности, умения организовать людей. Большое значение имеет способность следователя стать лидером, воз­главить группу, работающую над раскрытием преступлений, для того чтобы установить виновных в них лиц в течение определенного срока.

Практика показывает, что данное обстоятельство нередко весьма существенно «давит» на психику следователя, особенно тогда, когда речь идет о расследовании уголовных дел о тяжких преступлениях (убийство, разбой, изнасилование, массовые беспорядки и т. п.), а преступление длительное время раскрыть не удается. Здесь может возникнуть ряд опасностей, которые необходимо учитывать. Одной из них является поспешность при производстве расследования, чего не следует допус­кать. Для того чтобы успешно решить стоящие задачи, быстрее раскрыть преступление и изобличить виновных в нем лиц, необходимо вдумчиво и творчески подходить к определению направления расследования, пу­тей и средств решения стоящих перед следователем задач. Стремясь к оперативности осуществления намеченных мероприятий, нельзя до­пускать нарушения принципа объективности, полноты и всестороннос­ти расследования. Следует постоянно напоминать себе, что пробелы и упущения на ранних этапах расследования в дальнейшем, как пра­вило, восполнить бывает очень трудно.

Другой опасностью может явиться тенденция к решению стоящей перед следователем задачи по принципу «цель оправдывает средства». Здесь необходимо всегда помнить, что задачи, стоящие перед следова­телем при расследовании преступлений, могут решаться с использова­нием лишь таких средств, которые указаны в уголовно-процессуальном законе.

Знающего, хорошего следователя характеризует объективность в оценке и анализе собранного им самим и полученного из различных инстанций материала. Опытные в практическом отношении следовате­ли подчеркивают, что умение вовремя отказаться от внешне заманчивой версии, которая находится в противоречии с другими объективными материалами дела, часто является залогом успеха в работе следователя. Эти ситуации имеют важное значение при расследовании дел, где может иметь место самооговор, о преступлениях по делам несовершеннолет­них, а также по делам об убийствах, когда собранных доказательств бывает явно недостаточно для принятия однозначного решения.

Наличие властных полномочий ставит следователя в особое положе­ние среди представителей других профессий. Основанные на законе постановления и распоряжения следователя обязательны к исполнению всеми гражданами, должностными лицами, государственными и общес­твенными учреждениями и организациями. Следователь действует от имени государства, его поддерживают авторитет и принудительная сила власти, в его руках возможность применения различных санкций. Уме­ние разумно, законно пользоваться этой властью — важнейшее профес­сиональное требование, предъявляемое к следователю.

Следователь должен избегать не вызываемых необходимостью втор­жения в личную жизнь и служебную деятельность граждан, отвлечения их от обычных занятий, применения мер принуждения. Вместе с тем опасность противодействия заинтересованных лиц и иные трудности следственной работы постоянно требуют умения выполнять свой долг, невзирая ни на какие помехи, неуклонно проводить в жизнь свои замыслы по расследованию уголовного дела.

Сталкиваясь ежедневно с жизненными трагедиями, следователь дол­жен обладать стойкостью и твердостью характера, чтобы вид человечес­ких страданий, хотя и неизбежных, не привел к надлому его личности. Только сознание справедливости своих действий и собственной правоты способно дать силы для такой работы.

Своеобразной чертой расследования дел является необходимость со­хранения следственной тайны. Стремясь уклониться от ответственности и воспрепятствовать расследованию, лицо, совершившее преступление, и его пособники всегда заинтересованы в получении максимально полной информации о положении дела, направлении расследования, наме­рениях следователя. Преждевременная огласка доказательственного ма­териала и замыслов следователя может помешать расследованию и по­ставить под удар лиц, которые содействовали раскрытию преступления.

Разглашение данных предварительного следствия чревато и другой опасностью. Решения и выводы, которые носят предварительный харак­тер и правильность которых еще должна быть проверена в дальнейшем ходом уголовного процесса, могут быть восприняты как бесспорно установленные факты. При этом возникает риск их внушающего влия­ния на формирование свидетельских показаний и общественного мне­ния, может быть нанесен незаслуженный ущерб репутации людей.

Расследование дел неизбежно связано с проникновением в личную жизнь людей, изучением их прошлого, бытовой обстановки, уклада жизни, семейных отношений и сугубо интимных обстоятельств. Ог­лашение этих данных способно причинить огромный вред, привести к компрометации людей и личным трагедиям. Поэтому не случайно закон предписывает следователю избегать не вызываемой необходимос­тью огласки известных ему обстоятельств личной жизни людей.

Кроме того, следователь в силу своего положения имеет доступ к лю­бым данным, связанным с расследуемым событием. Отдельные из них составляют государственную тайну или имеют определенную степень секретности. Следователь обязан хранить в секрете не только конкрет­ные данные, относящиеся к расследуемому событию, но и сведения более общего порядка, характеризующие борьбу с преступностью.