Смекни!
smekni.com

Юридическая психология 7 (стр. 7 из 81)

Предпринятая попытка обосновать специфику проявления принци­пов диалектики в юридической психологии еще далека от совершенства. Однако без исследования принципов, категорий, понятий, законов дальнейшая разработка этих теоретико-методологических проблем юри­дической психологии невозможна.

В данной работе нами сделана попытка изложения отраслевых прин­ципов, присущих юридической психологии.

В психологической литературе перечень отраслевых принципов дает­ся разный. Так, Б.Д. Парыгин, применительно к социальной психо­логии выделяет принципы: 1) отражения, 2) социальной значимости, 3) общения, 4) развития*. Указанная классификация со стороны уче­ных-психологов вызывает существенные замечания.

_____________________________________________________________________________

*См.: Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. Л., 1965, с. 81—84.

Отметим, что в отечественной психологии проблема отражения ис­следовалась не только применительно к социальной психологии. В част­ности, А.Н.Леонтьев, подчеркивая важность использования диалектики в познании, говорил о понятии отражения и его применении в психо­логии вообще*, А.А. Смирнов, посвятивший ряд своих работ взаимо­связи ленинской теории отражения и психологии, писал об отражении как орудии современного психологического исследования познаватель­ной деятельности человека**.

_____________________________________________________________________________

* Леонтьев А.Н. Понятие отражения и его значение для психологии. Хрестоматия по психологии. Под.ред. Петровского А.В. М., 1977, с.53-61.

**Смирнов А.А. Ленинская теория отражения и психология. Избранные психологические труды. М., 1987, ч.1, с. 26—62.

Принцип социальной значимости, о котором писал Б.Д.Парыгин, не расшифровывался даже самим автором. Принцип общения может рас­сматриваться как социально-психологический, а принцип развития — как общепсихологический лишь после определенной конкретизации явления, интересующего нас.

Мы выше уже говорили о развитии как принципе диалектики, при­меняемом в психологическом познании. В большинстве работ по теории и методологии психологии этот принцип трактуется как психологичес­кий. Принцип развития в психологии иногда называют еще генетичес­ким. Указывается, что с его помощью познаются изменения психичес­ких явлений, что правильная и полная характеристика любою психи­ческого явления возможна лишь тогда, когда одновременно выясняются характерные его особенности в данный момент, история или причины возникновения, возможные перспективы его последующих изменений*. С учетом содержания психологического принципа развития, возможно, следует называть его конкретизацию в психологии генетическим прин­ципом.

___________________________________________________________________________

* См.: Общая психология (под ред. Богословского В.В., Ковалева А.Г., Степанова А.А.).с.24-25

По нашему мнению, принцип развития (генетический принцип) име­ет важное значение и в юридической психологии. Применение этого принципа имеет особое значение при использовании специальных пси­хологических знаний на практике, в частности для определения меха­низма эмоционального напряжения, аффективного состояния у право­нарушителя в ситуации совершения конкретного правонарушения.

Вторым важным общепсихологическим принципом, применяемым в юридической психологии, является принцип единства сознания и де­ятельности.

Этот принцип понимания природы психического, который впервые выделил С.Л. Рубинштейн (в 1934 г.), — один из важнейших в нашей отечественной психологии. Он писал, что труд, деятельность, сознание и психика так взаимосвязаны, что открывается подлинная возможность как бы просвечивать сознание человека через анализ его деятельности, в которой сознание формируется и раскрывается. По нашему мнению, содержание этого принципа заключается в утверждении взаимосвязи и взаимообусловленности сознания (психического) и деятельности, т. е. деятельность обуславливает формирование сознания, психических свя­зей, процессов, свойств, а они, в свою очередь, осуществляют регу­ляцию, человеческой деятельности, являются условием ее адекватного выполнения*. Одни и те же движения могут обозначать различные поступки, и различные движения — один и тот же поступок**.

_____________________________________________________________________________

*Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973, с.22-28

**Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946, с.14-16

Значительный вклад в разработку связи психики и деятельности внес известный психолог А. Н. Леонтьев, который указывал, что при изуче­нии развития психики человека следует исходить из анализа развития его конкретной деятельности. При таком подходе может быть выяснена роль внешних условий в жизни человека, их связь с его задатками, понята ведущая роль воспитания воздействующего именно на деятель­ность человека, его отношение к действительности и поэтому определя­ющего его психику, сознание*.

_____________________________________________________________________________

*Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977, с.13

Принцип единства сознания и деятельности свое дальнейшее развитие получил в трудах А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, О.К. Тихомирова и др. В юридической психологии с помощью обозначенного выше прин­ципа единства сознания и деятельности профессиональную деятель­ность юриста или противоправную деятельность правонарушителя мож­но понимать как условие возникновения, фактор формирования и объект приложения сознания человека. С помощью этого принципа можно, изучая противоправное поселение, деятельность, выяснить внутренние психологические механизмы совершенного правонарушения, понять мотивы и цели правонарушителя.

От принципа единства сознания и деятельности К.К.Платонов отпочковал принцип единства личности и деятельности, который приме­нял при изучении личности курсантов авиационных училищ, на основа­нии которого получил подтверждение того, что чем больше деятельность обследуемого сходна по своей психологической структуре с условиями полета, тем более достоверно позволяет судить о его личностных качест­вах. Принцип единства познания и личности этот ученый также выво­дит из базового принципа единства сознания и деятельности. В частности, он пишет, что, говоря о сознании, мы всегда подразумеваем созна­ние конкретной личности, а говоря о деятельности, не должны забывать все известное нам о сознании.

К.К. Платонов, выделив указанные выше принципы из базового, в дальнейшем синтезирует их и предлагает свой новый принцип — единства сознания, личности и деятельности, формулируя его следую­щим образом: «...сознание как высшая интегральная форма психичес­кого отражения, личность — являющаяся человеком как носителем со­знания, деятельность как форма взаимодействия человека с миром, в которой человек достигает сознательно поставленной цели, существу­ют, проявляются и формируются в своем не тождестве, а триединстве, определяемом взаимодействиями со сменой их причинно-следственных связей» *. Об этом пишут и другие ученые-психологи**.

_____________________________________________________________________________

*Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М., 1975, с. 255—256.

**Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.,1980, с.260

При дальнейшей доработке и достаточном обосновании этого прин­ципа мы находим, что можно будет ставить вопрос о его использовании в юридической психологии.

Мы также считаем, что в юридической психологии должен приме­няться и распространенный в юридических науках принцип гуманизма как морально-этическая сторона познания, признающая ценность чело­века как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Равноправие — существенный элемент демокра­тии. С ним связан принцип равенства, состоящий в том, что нравствен­ные, правовые и другие требования должны распространяться на всех людей независимо от их общественного, должностного положения и ус­ловий жизни. Человечность также конкретизирует принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей и включает ряд важных качеств — сочувствие, уважение к людям, доверие к ним, честность и скромность. Эти нравственно-правовые требования касают­ся любого психологического исследования, а в юридической психо­логии в особенности, поскольку от результатов последнего может зави­сеть правильность решения суда, другого полномочного органа, вид и размер применяемых санкций и т. д.

Важным в юридической психологии является и принцип комплекс­ности. Поскольку сама эта наука интегративная, то и познаваемые ею явления необходимо рассматривать комплексно. Реализация этого принципа означает необходимость развития междисциплинарных свя­зей юридической психологии, ее взаимодействия с психологическими и юридическими науками. Принцип комплексности базируется на идеях Б.Г.Ананьева и Б.Ф.Ломова о комплексном изучении человека*.

_____________________________________________________________________________

*Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., 1980, Т. 1, с. 56; Ломов Б.Ф. Система наук о человеке. Психологический журнал. 1987, № 1. Т. 8, с. 9—12.

Важное значение в юридической психологии, по нашему мнению, имеет принцип активности познающего субъекта. Активность человека определяется самой его природой, тем, что он в процессе познания обязательно имеет в виду свою конечную цель, не только воспринимает и перерабатывает информацию, принимает решение, но и обязательно действует, имеет к этому личное отношение. Роль конкретного юриста, согласно принципу активности, состоит не в том, чтобы быть просто придатком системы, в которую входит, а в том, чтобы осуществлять активные функции.