Смекни!
smekni.com

Расследование мошенничества 2 (стр. 10 из 18)

4-й этап методики.

Цель: реализация плана проверки версий, уточнение имеющихся версий и построение новых.

Задачи и мероприятия: выполнить мероприятия, запланированные на 3-м этапе. Но уже в ходе этой работы необходимо произвести криминалистический анализ хода и результатов деятельности, скорректировать общие и частные версии, если к этому появились основания, определить новые мероприятия и приступить к их выполнению.

К сожалению, на сегодняшний день большинство методик формируется с учетом того, что первичная информация о преступлении поступает в правоохранительные органы при их "пассивном отношении" к этому процессу.[81]

То есть преступления регистрируются в основном, когда деяние уже совершено, ущерб причинен и налицо такие признаки, которые не могут оставить правоприменителей "равнодушными". Иногда это бывает оправданно, если речь идет о таких преступлениях, как грабежи, разбои, убийства. Но подобный подход по делам об экономических и должностных (служебных) преступлениях вряд ли уместен.

Современная практика борьбы с преступностью предъявляет криминалистической методике все большие счета. Платить нужно по определению. Форма оплаты - прежняя: хорошо организованные системы знаний - методики выявления и расследования преступлений. Чтобы произвести оплату в полном объеме, нужно как минимум обладать хорошо организованными знаниями о видах преступной деятельности.

Криминалистическая методика становится частью науки только тогда, когда наблюдается ее проникновение в саму себя, ведется слежение за собственными процессом развития и за появлением научных продуктов - методических разработок - и их уровнем.

Одним из перспективных направлений в рамках разработки методических рекомендаций является формирование комплексных методик расследования, объединяющих несколько групп разнородных преступлений (уголовно-правовой критерий), имеющих какую-то общую черту (криминалистический критерий формирования). Анализ современной преступности, в особенности экономической, организованной и коррумпированной, указывает на то, что некоторые "традиционные" методики необходимо модернизировать, преобразовывать именно в комплексные.

2.3. Тактика и психологические основы следственных действий, проводимых на первоначальном этапе расследования мошенничества

Организованное мошенничество, совершаемое одними и теми же лицами на протяжении длительного времени, приобретает черты организованной преступной деятельности. Характер мошенничеств, совершенных одной и той же преступной группой, предоставляет криминалистически значимую и предсказуемую информацию о преступниках. Такого рода закономерности могут использоваться для выявления преступлений, при построении моделей лиц, их совершающих, и моделировании их криминального поведения. Это способствует объективной оценке степени их общественной опасности как в настоящее время, так и на перспективу, разработке общей стратегии предварительного расследования.[82]

Преступники, которые каждый раз совершают однотипные действия в отношении однотипных объектов, вносят в окружающую среду схожие информационные изменения. Наиболее важные из них облечены в форму криминалистически значимых признаков. Каждый в отдельности и их совокупность отражают свойства преступления и преступника, характеризуют их определенным образом. Аналогичностью их значимых криминалистических признаков обусловливается сходство мошенничеств между собой.

Однако не все криминалисты разделяют такую позицию. Так, В.И. Батищев предлагает использовать криминалистическую характеристику преступления как универсальную модель, по которой должны подбираться, а затем группироваться уголовные дела по преступлениям, неоднократно совершенным одними и теми же лицами. Причем в одну группу им объединяются как аналогичные деяния, так и иные преступления, которые хоть и совершены этими же самыми лицами, но разнятся по своим криминалистическим и уголовно-правовым характеристикам.

Кроме того, предлагаемая им структура такой типичной криминалистической характеристики вызывает ряд возражений[83]. Прежде всего, в ней отсутствует столь немаловажный и необходимый элемент, как личность потерпевшего. По логике автора получается, что при сравнении всей совокупности нераскрытых уголовных дел по преступлениям одного вида (подвида) не должны подвергаться анализу и сопоставлению данные о личности потерпевших. Возражая против такого подхода, необходимо отметить, что такие сведения несут в себе значимую информацию о событии преступлений, а также о всех компонентах их криминалистической характеристики. Пропустив такой важный элемент, автор выделил мотивацию преступлений в качестве самостоятельного.

Представляется, что характеристика преступлений определенного вида (подвида) может быть использована для вычленения из своего содержания криминалистически значимых признаков, а также для конкретизации имеющихся данных путем их дополнения. Далее, по всей сумме нераскрытых преступлений этого вида (подвида) может быть проведен анализ признаков и сравнение их совпадающей совокупности[84]. Это позволит установить сходный характер нескольких отождествленных преступлений, а также с учетом новой информационной модели правильно определить направление их расследования.

При этом следует подчеркнуть, что, как отмечал Р.С. Белкин, "от совокупности признаков следует отличать признаки совокупности. Понятие признаков совокупности имеет двоякий смысл. Это могут быть признаки, общие для всех объектов, составляющих данную совокупность... - общие признаки. Это могут быть и признаки, характеризующие совокупность в целом и отсутствующие у входящих в нее элементов"[85].

Система значимых криминалистических признаков, используемая для обнаружения сходства нераскрытых мошенничеств по субъекту их совершения, должна иметь конкретное содержание. Следовательно, необходимо выбрать из множества такое их количество, которого будет достаточно для выявления организованного характера мошенничества. Неоспорим тот факт, что совпадение большего числа значимых криминалистических признаков дает основание для признания совершения нескольких нераскрытых преступлений организованной преступной группой. Однако очевидно, что чрезмерное увлечение количеством признаков при их отборе и использовании неоправданно. Существует основное условие, при котором можно использовать определенные признаки в обозначенном качестве. Это условие существенности каждого. Оно позволяет выделить наиболее важные признаки.

Представляется возможным распределить криминалистически значимые признаки по группам. Первая отражает данные о способе совершения мошенничеств, совершенных организованными преступными группами, а также о наличии однотипных следов, оставленных преступниками на местах преступлений. Вторая призвана характеризовать обстановку совершения мошенничества, совершенного ОПГ. Третья содержит сведения о личности потерпевших и предмете преступного посягательства. Признаки, заключенные в первые три группы, являются наиболее информативными и в условиях неочевидности совершения мошенничества представляют наибольший объем сведений, прежде всего о лице или группе лиц, совершивших эти преступления. Четвертая группа также является самостоятельной и отражает установленные особенности личности неизвестных преступников.

Совпадение всех или большего числа криминалистически значимых признаков нескольких мошенничеств может свидетельствовать об их организованном характере, а следовательно, позволяет выдвигать и проверять версию о совершении их одной и той же преступной группой лиц. При группировке уголовных дел об этих преступлениях увеличивается объем исходной информации о личности неизвестного преступника. Его конкретизация с помощью криминалистической характеристики мошенничества и известных взаимосвязей между ее элементами приводит к установлению виновного лица, что положительным образом отражается на ходе дальнейшего расследования.

Использование криминалистически значимых признаков, положенных в основу разнообразных учетно-регистрационных документов, сводных таблиц, баз данных, для обнаружения организованного характера нераскрытых мошенничеств имеет приоритетное значение и является одним из средств комплексного, системного подхода, позволяющего эффективно раскрывать такие преступления.

Сказанное вовсе не означает, что таких учетных данных было бы достаточно для выявления мошенничества, совершенного ОПГ. Существует необходимость в творческом подходе к выявлению таких преступлений: данные для анализа получают в результате проведения комплекса следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий и экспертиз. Необходимо помнить, что распознание криминалистического тождества нескольких мошенничеств является только начальным этапом раскрытия всей серии преступных посягательств. Следующий этап предполагает проведение мероприятий, направленных на установление и задержание виновных в их совершении лиц, определение всего объема их преступной деятельности.

Ввиду того что мошенничества, совершенные ОПГ, отличаются друг от друга, возникает объективная возможность для их классификации по различным основаниям. Распределяются они в зависимости от их признаков и отличительных особенностей. Правильное отнесение расследуемых мошенничеств, совершенных ОПГ, к тому или иному классификационному основанию позволит зафиксировать их закономерные связи, сделать криминалистический прогноз, касающийся личности и дальнейшего поведения преступников, места и времени совершения ими следующих мошенничеств.