Особое внимание следует уделить допросу лиц, подозреваемых в совершении мошенничества. Перед их проведением следователь должен достаточно тщательно ознакомиться с действующим федеральным законодательством, регулирующим благотворительную деятельность, предоставляющим благотворительным организациям определенные налоговые льготы, а также изучить нормативные правовые акты, принятые на уровне субъекта Федерации, которое допускает определенные льготы материального и нематериального характера для стимулирования благотворительности. Знание этих "тонкостей" должно позволить следователю отделить в показаниях подозреваемого правду от вымысла, с помощью которого он будет стараться скрыть факты обмана, выдавая их за "нормальную практику" или действия, допустимые законом.
В ходе допроса подозреваемого необходимо отразить подробные ответы на такие существенно важные вопросы:
- Каким образом он собирался организовать выполнение разнообразных благотворительных услуг, зафиксированных в договоре, заключенном с клиентом, и какие конкретные шаги для этого он уже предпринял (если, например, в договоре подозреваемым было взято на себя обязательство осуществить перевод осужденного (например, его этапирование) из одного учреждения УИС в другое, то следует подробно записать ответы допрашиваемого о том, куда и к кому он обращался, куда и какие направлял письма и запросы и т.п.)?
- Какие должностные лица из уголовно-исполнительной системы ему должны были содействовать в организации осуществления действий, указанных в договоре (например, в осуществлении перевода осужденного из одного учреждения УИС в другое)?
- Каким образом им была определена стоимость услуг и каков был порядок передачи денег; отражалась ли эта передача в бухгалтерских документах и отчетности перед налоговыми органами?
Нередко для показа значимости собственной благотворительной деятельности преступники предъявляют потерпевшим, а в дальнейшем и следователю различные благодарственные письма разных облагодетельствованных ими учреждений, из которых следует, что данной благотворительной организацией был "внесен крупный вклад", "оказана значительная помощь" и т.п. Эти письма нельзя оставлять без внимания, ибо они, являясь одним из элементов введения в заблуждение, нередко выдумываются мошенниками и фальсифицируются ими или же "организуются" с использованием неделовых связей, нередко коррумпированных.
В отдельных случаях для того, чтобы затруднить потерпевшим поиск и установление лиц, получивших у них деньги, мошенники, навязывая платные "услуги", не сами предлагали свои услуги, а использовали для этого своих соучастников, представляя их "адвокатами", "экспертами", "консультантами" и т.п. Такое разделение преступных обязанностей, с одной стороны, позволяло руководству благотворительной организации утверждать, что оно не причастно к создавшейся ситуации, так как "адвокат" не имеет формального отношения к бесплатно работающим благотворителям, а с другой - заявлять, что возникшие недоразумения - частное дело клиента и "адвоката".
Быстрое установление всех членов группы мошенников - одна из важнейших задач следствия, которая решается достаточно традиционными способами, тем более что, чувствуя свою безнаказанность за фасадом "гражданско-правовых отношений", преступники иногда сознательно демонстрируют свою "доступность" и "открытость", при необходимости отговариваясь "недобросовестностью" консультантов, адвокатов, экспертов и иных "сторонних" лиц. Значительно больше специфики в выявлении очевидцев, способных дать показания о таких действиях "благотворителей", которые будут прямо указывать на наличие в их действиях обмана. В этой связи важно обратить внимание на механизм рекламирования благотворительной деятельности.
По одному из уголовных дел благотворительная организация рекламировала свою деятельность в следственном изоляторе, развешивая в помещении, где проводилась приемка продуктовых передач, специально издававшийся бюллетень, в котором описывались различные факты успешной помощи осужденным и подследственным. На этом издании были указаны выходные данные типографии, в том числе тираж издания - 1500 экземпляров. Проверка правдоподобности приведенных данных, проведенная следователем, показала, что на самом деле это издание было изготовлено не в типографии, а в кустарных условиях, а тираж составил только 10 экземпляров. Как оказалось, большинство из "успешных" благодеяний также были придуманы издателями.
2.4. Тактические и психологические особенности последующего этапа расследования мошенничества
В процессе расследования мошенничества в сфере кредитования многие вопросы невозможно решить без привлечения лиц, обладающих специальными бухгалтерскими познаниями, так как данный вид преступления труднодоказуем и совершается наиболее изощренными способами, людьми, разбирающимися в вопросах бухгалтерского учета, экономики, права и имеющими руководящий опыт работы.[88]
В основе деления форм использования специальных познаний в уголовном процессе должен находиться такой критерий, как доказательственное значение результата использования специальных познаний при расследовании и разрешении уголовных дел. На основе этого критерия с учетом анализа норм УПК Кыргызской Республики, следственной и судебной практики при расследовании мошенничества в сфере кредитования специальные бухгалтерские познания применяются в четырех формах: в непроцессуальной форме; в проведении следственных действий; в документальной ревизии; в судебно-бухгалтерской экспертизе.
1. В большинстве случаев из-за дефицита определенных познаний и практического опыта следователя консультации специалиста-бухгалтера являются необходимыми до возбуждения уголовного дела, так как требуется определить перечень документов, которые должны быть соответствующим образом истребованы и изучены. Консультации бухгалтера позволяют получить сведения, помогающие выдвинуть обоснованные версии, правильно оценить имеющуюся информацию, избрать тактику производства таких следственных действий, как осмотр, обыск в служебных помещениях, выемка документов и их осмотр, допрос работников бухгалтерии и материально ответственных лиц.
2. При проведении следственных действий специалист-бухгалтер в соответствии со ст. 65 УПК КР может оказать помощь следователю и непосредственно в нем участвовать. Участие специалиста может сыграть большую роль в ходе допроса потерпевшего, обвиняемого и свидетелей, также он консультирует следователя по всем возникающим вопросам бухгалтерского учета, способствуя тем самым получению полных и правдоподобных показаний от допрашиваемого, благодаря чему исключается необходимость повторного допроса. Специалист-бухгалтер с разрешения следователя может задавать вопросы участникам следственного действия уточняющего и дополняющего характера. Кроме того, он как специалист может обратить внимание следователя на неверность показаний допрашиваемых лиц и высказать по ним свое суждение.
Специалист-бухгалтер оказывает помощь следователю при выемке и осмотре документов. Необходимость привлечения специалиста к производству выемки документов и их осмотру обусловлена тем, что в расследовании мошенничеств в сфере кредитования именно документы являются важнейшими доказательствами. Помощь специалиста целесообразна и в ходе привлечения к ответственности руководителей и бухгалтерских работников организаций, совершивших мошенничество. Во время обыска и выемки документов такие лица без особого труда могут скрыть от следователя бухгалтерские и другие документы, имеющие значение для дела; в случае же участия специалиста сделать это гораздо труднее. Кроме того, на практике участились случаи, когда перед экспертом-бухгалтером ставятся вопросы, которые должны были разрешаться непосредственно самим следователем и судом либо экспертами иных специальностей. Для того чтобы не повторять данную ошибку, следователю необходимо проконсультироваться со специалистом-бухгалтером касательно данных вопросов: подготовка круга вопросов эксперту; определение достаточности собранных по делу материалов; отбор материалов для экспертного исследования и т.д. Специалист-бухгалтер, участвующий в производстве следственных действий, может консультировать следователя в следующих формах: дача показаний на поставленные следователем вопросы; консультации - в письменной форме.
3. Ревизия может проводиться как в рамках расследования уголовного дела, так и вне его и охватывает все стороны финансово-хозяйственной деятельности организации. Ее можно рассматривать как один из методов последующего финансового контроля. Проведение ревизии способствует восстановлению первичных документов и бухгалтерских записей, которые не были предметом рассмотрения следователем. Назначение ревизии можно считать оправданным при наличии в уголовном деле данных, свидетельствующих о возможности выявления путем анализа новых документов или посредством проверки имеющихся фактов либо иных обстоятельств совершения преступлений. Максимальное использование в указанных целях возможностей документальной ревизии в значительной степени обеспечивается тщательной подготовкой к ее организации, составлением квалифицированного задания ревизору и умелым использованием его выводов для изобличения обвиняемых.
Проведение документальной ревизии способствует получению ответа на следующие вопросы: имело ли место получение кредита, если да, то каким образом использовались полученные денежные средства; имелось ли нецелевое использование кредита, каковы суммы и направления их расходования; проверить законность предоставленной банком ссуды; осуществлялась ли выплата процентов по договорам и в каких размерах; осуществлялось ли размещение кредита путем вторичного предоставления, перевод на счета банков, в том числе компаниям, находящимся в оффшорных зонах; на законном ли основании банк принимал денежные средства граждан в депозит в определенное время; имела ли возможность организация в определенное время выплачивать денежные средства вкладчикам; осуществлялись ли организацией инвестирования денежных средств в конкретные экономические проекты, если да, то в какие и когда; какие именно нормативные акты были нарушены при распределении и использовании средств кредита и т.д.