Смекни!
smekni.com

Методы предупреждения преступности и борьбы с нею (стр. 3 из 15)

Особенность второго, социально-криминологического подхода состоит в ином направлении изучения предмета: от социально-экономической характеристики региона — к территориальной специфике преступности. Одними из первых сформировали такой подход и реализовали его в своих работах Р. Г. Гачечиладзе и А. А. Габиани[9]. Сущность его они видели в проведении «дифференцированного пространственного анализа преступности по заранее определенным параметрам на основе расчленения всей исследуемой территории на более или менее однородные в социально- экономическом, демографическом, культурно-историческом и природно- географическом отношениях регионы»[10].

Итак, целью социально-криминологического исследования является изучение влияния социально-территориальных факторов на уровень, динамику, структуру и характер преступности в пределах конкретного региона. Поскольку территориальные различия в экономических и социальных условиях порождают различия в криминологической обстановке, то, познав общие и региональные закономерности социально-криминогенной детерминации, можно обеспечить разработку общесоциальных и специально- криминологических мер по стабилизации обстановки в регионе. Таким образом, задачи комплексного социально-криминологического исследования преступности состоят в следующем: 1) изучение совокупности социально- территориальных условий, оказывающих негативное влияние на социальную обстановку в регионе, и анализ региональных закономерностей между социально-территориальными процессами и преступностью; 2) типологизация региональных социально-экономических условий на основе выделенных параметров их криминогенное, разделение исследуемой территории на однородные в социально-географическом и криминогенном отношении зоны (по Р. Г. Гачечиладзе и А. А. Габиани, — "регионы преступности"); 3) пространственный анализ и оценка влияния социальных условий на количественно-качественные параметры криминальной ситуации в выделенных зонах; 4) прогноз криминогенной обстановки и разработка предложений и рекомендаций социально-экономического характера в целях снижения степени криминогенное социальной обстановки в регионе, отдельных частях его территории.


Комплексное социально-криминологическое изучение преступности предполагает обратный в сравнении с конкретно-криминологическим подходом путь исследования. Здесь преступность (следствие) изучается путем исследования территориально-криминогенного аспекта социально- экономического развития региона (причина). Такой подход обладает, на наш взгляд, целым рядом преимуществ: 1) преступность изучается как социально обусловленное явление, а не как простая совокупность правонарушений, что позволяет подвергнуть более глубокому анализу весь комплекс социальных условий в регионе, не ограничиваясь лишь зонами повышенной криминальной активности; 2) социально-криминологический подход выполняет наряду с узковедомственными задачами борьбы с преступностью более широкий спектр задач (от анализа криминальной ситуации в разных частях региона до социально-криминологического прогноза и разработки региональных комплексных программ борьбы с преступностью).

Основой исследования региональной (территориальной) преступности в субъектах Российской Федерации, в том числе и в Курской области, является различная информация, но прежде всего данные государственной статистики, охватывающие весь массив зарегистрированных преступлений. Именно такие данные, на наш взгляд, позволяют провести обстоятельный анализ важнейших параметров преступности как в государстве в целом, так и в отдельных его субъектах: состояния, структуры, динамики, тенденций, закономерностей и т.д. Иначе говоря, статистические данные составляют прочный фундамент для размышлений и обобщений уголовно-правового и криминологического характера, а потому мы не разделяем мнения о том, что статистический анализ лежит за пределами уголовного права и криминологии[11].

В действительности при изучении преступности просто невозможно обойтись без статистического анализа, ибо данные статистики составляют эмпирическую базу научных исследований различных аспектов преступности, определяют их практическую значимость и исключают бесплодное теоретизирование, игнорирующее жизнь и ее реалии в правовой сфере. В зарубежной криминологии к рассматриваемому вопросу иное отношение, а именно, многие иностранные криминологи при исследовании проблем преступности центр тяжести переносят на измерение и оценку ее на основе статистической информации[12]. Кстати, первые обширные исследования преступности (А. Герри, А. Кегле) неразрывно связаны со статистическим анализом различных областей социума, включая и криминальную17.

Рассматриваемый подход к изучению преступности обоснован, последователен и логичен, если исходить из того, что за множеством преступлений, измеряемых и оцениваемых на основе обобщенных статистических данных, просматриваются^ и устойчивость преступного поведения, и его общественная опасность уже массы преступлений, измеряемых с помощью соответствующих количественных показателей18. И если даже преступность рассматривать только как множество общественно опасных деяний, то и в этом случае она характеризуется новыми качественными характеристиками19.

В первую очередь следует подчеркнуть, что преступность изучают в динамике, применительно к которой различают: текущий анализ - сопоставление данных о преступности за год с данными за предыдущие годы; систематический анализ, при котором преступность анализируют последовательно по годам, выделяя при этом определенные периоды (пятилетие, десятилетие) или соответствующие определенным этапам развития общества - перестройки, реформ и другие20; анализ сезонных колебаний преступности, который актуален для курортных мест, туристических центров21, а также для территорий с сезонным характером производства (промышленного, аграрного).

Так как Курская область входит в Центрально-Черноземный район, то несомненный познавательный и правоохранительный интерес представляет также ее место на фоне динамики преступности в других областях и

преступности в Америке. М., 1977. С.20-21: Фокс В. Введение в криминологию. М., 1985. С. 37; Хольстбрунон. Криминология. Основные проблемы. М., 1980. С.23; Уэда Кан. Преступность и криминология в современной Японии М., 1989. С. 19.

1 Подробно об этом см.: Иншаков С.М. Зарубежная криминология. М., 1997. С. 34-39. )9 Долгова А.И. Преступления и преступность// Криминология. Под ред. А.И. Долговой. М., 1997. С. 73. Долгова А.И. Преступления и преступность//Криминология. Под ред. А. И. Долговой. М„ 1997. С. 121. 2| Долгова А.И. Преступления и преступность//Криминология. Под ред. А. И. Долговой. М., 1997. С.121. Долгова А.И. Преступления и преступность//Криминология. Под ред. А. И. Долговой. М., 1997. С. 121.


областных центрах этого крупного промышленного и аграрного района Российской Федерации[13].

§ 2. Понятие и структура регионального криминологического прогнозирования преступности

Противодействие преступности, являясь составной частью внутренней государственной политики России, призвано обеспечивать устранение «непроизводительных издержек» общества - социальных, экономических, политических, правовых, идеологических, демографических и т.д. Для этого необходима научная разработка и практическая реализация концепции предупреждения региональной преступности с выделением основных предпосылок ее результативности и эффективности.

Такого рода предпосылками, прежде всего, следует считать:

оптимальное соотношение общей и специальной профилактики с эффективным использованием уголовно-правовых средств, основанное на их единстве целей и задач, взаимодействии субъектов воздействия на преступ­ность. Уголовно-правовое противодействие преступности должно рассматри­ваться в широком смысле - как вспомогательная подсистема ее предупрежде­ния, решающая задачи общей и специальной превенции по формированию общественного сознания и правовой культуры населения;

аргументированную постановку общих и дифференцированных целей и задач, по направлениям, формам и методам противодействия преступности, применительно к субъектам правоохранительной деятельности, и распределенных во времени и территориальном аспекте;

состояние научно и методически обоснованного нормативного, организационного и информационно-ресурсного обеспечения[14].

В свою очередь, для этого необходимы (в числе других обязательных условий) развитая и надежная система анализа и оценки ситуации в сфере противодействия преступности, ее тенденций, система ориентации этого противодействия на оптимальные текущие, среднесрочные, перспективные «рубежи прогрессивных изменений»24, достижение которых возможно и необходимо за определенный период времени. Именно здесь видится один из ключевых моментов внедрения в сферу противодействия преступности принципов и методов научного управления правоохранительной деятельностью.