В архитектуре позднеклассического периода V века все заметнее становятся крайности: громадные храм Артемиды Эфесской, Мавзолей в Галикарнассе и небольшие постройки с декоративным оформлением. Заметно увлечение зодчих различными планами: квадратными, круглыми, прямоугольными. Отход от классического канона становится повсеместным и пронизывает практически все уровни материальной культуры, от монументальной скульптуры до мелкой пластики.
Эти тенденции находят свое дальнейшее развитие в эллинистический период (IV в. до н.э – V в.). Он начинается с завоеваний Александра Македонского и заканчивается, как и весь период Античности, с захватом Рима варварами. Империя Александра охватывала весь Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Малую Азию, Египет, всю Переднюю Азию, южные районы Средней Азии и часть Центральной Азии – до нижнего течения Инда. Хотя империя Александра просуществовала недолго и распалась после его смерти, но сам факт ее существования оказал сильнейшее воздействие на все последующее развитие культуры.
Бурное развитие зодчества в эллинистическую эпоху связано во многом со стремлением правителей прославить мощь своих монархий в архитектурных памятниках, созданием больших городов в отдаленных районах античной периферии, которых достигали греческие воины. Огромное количество таких городов возникло в различных частях античного мира. Назывались они чаще всего по имени воздвигавших их монархов – Александриями, Селевкиями, Антиохиями. В последние годы царствования Александра Македонского, по его приказу было создано около семидесяти городов, а после его смерти диадохом Селевком – семьдесят пять новых. Поэтому у строителей и архитекторов не было недостатка в работе. Выбор места для основания городов исключал случайные факторы и учитывал как природные условия (близость морской гавани, реки, плодородных земель), так и характер торговых и стратегических путей. Принципы целесообразности, всегда ставившиеся на первое место, исключали порой даже заманчивые перспективы грандиозности вида или внешней красоты будущего города. Так, Александр Македонский отверг восхитившее его вначале предложение архитектора Дейнократа создать из горы Афон фигурное изваяние с огромным городом на ладони левой руки, когда узнал, что вблизи этого места нет плодородных почв.
Характер планировки эллинистических городов отличался строгой упорядоченностью. Прямизна широких (от 4 до 10 м) улиц, пересечение их под прямым углом, расположение в центре наиболее важных общественных и культовых зданий – все это было свойственно большинству новых городов, даже если они возникали на сложных по рельефу участках. Особенно процветали в эллинистическую эпоху города в Малой Азии и на островах Эгейского моря, служившие центрами оживленной торговли Востока и Запада, средоточием многих ремесел и производств, крупными очагами культуры и искусства.
Строительные материалы использовались в основном те же, что и в классическую эпоху – мрамор, известняк, дерево, сырцовые кирпичи, несколько чаще привлекался обожженный кирпич. Инженерно-строительная сущность сооружения постепенно начинала отодвигать на второй план его архитектурно-художественную сторону. Постепенно утрачивались цельность и органичность содержания, свойственные классическим произведениям. Наметилась тенденция к смешению различных архитектурных канонов и их элементов.
Особенно много сооружалось в эти века гражданских зданий общественного и хозяйственного назначения. Известные архитекторы начинают возводить такие чисто утилитарные сооружения как арсеналы, подземные водосборные цистерны, морские гавани, доки, волнорезы, маяки и другие сооружения, необходимые для жизни огромных эллинистических городов.
Среди ремесленных изделий широкое распространение получили стеклянные чаши. В Александрии изготовлялись очень дорогие кубки с двойными стеклянными стенками, между которыми вставлялись тончайшие узоры из золотой фольги.
В годы эллинизма обычным явлением стала декоративная скульптура, украшавшая огромные сады и парки, возникшие вокруг дворцов эллинистических правителей. Причем в отличие от классического периода, мастера эллинистической эпохи не ограничивали себя какими-либо эстетическими соображениями и показывали человека то младенцем, то дряхлым стариком. Появляется как самостоятельный жанр скульптурный портрет, не только точно воспроизводивший черты человеческого лица, но и передававший его характер, его чувства.
Эллинистическая материальная культура оказала огромное влияние не только на характер во многом дочерней римской культуры, но и было основой дальнейшего культурного развития в таких областях Средиземноморья, как Египет, Сирия, Малая Азия, Балканский полуостров.
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
Природа и население
Созданию Древнеримской цивилизации способствовали благоприятные географические и климатические условия. С севера Апеннинский полуостров защищен Альпами, а с востока, юга и запада морями – Адриатическим, Ионическим, Тирренским, Лигурийским. Береговая линия Апеннинского полуострова развита значительно меньше, чем в Греции, здесь нет морей, усеянных островами, поэтому мореплавание не получило такого развития, как в Греции. Вдоль всего полуострова тянулись Апеннинские горы, разделяя его на три больших области северную, центральную и южную. Крупных рек на полуострове мало. Множество небольших рек, полных и бурных в зимнее время и особенно в период весенних паводков, почти пересыхали летом, что делало их малопригодными для судоходства.
Климатические условия Апеннинского полуострова отличались разнообразием. Так, север находился в зоне умеренного климата, с холодными дождями, снегом и ночными заморозками, а центральную и южную части полуострова согревали субтропики с мягкой и теплой погодой, обильными дождями, что способствовало появлению богатого растительного и животного мира. Горные склоны Апеннин были покрыты густыми лесами, где росли сосны, пихты, ели, дубы, вязы, буки, каштаны, в долинах и на побережье росли кипарисы, лавры, мирты, акации, пальмы. С начала I тыс. до н.э. под влиянием греков на полуострове появились оливковые рощи, абрикосовые и персиковые сады. В горах и лесах водились кабаны, волки, лисы, медведи а также различные мелкие зверьки и птицы. Жители полуострова уже в глубокой древности приручили быков, овец, свиней.
Италия относительно бедна полезными ископаемыми. Здесь имелись лишь небольшие залежи золота, серебра, железа, меди, олова. Центральные Апеннины были богаты мрамором и строительным камнем, Кампанья славилась глиной, а устье Тибра давало жителям Италии соль.
Становление Римской материальной культуры
Можно выделить две основные особенности римской материальной культуры: ее урбанистический характер и открытость для инокультурных влияний.
Римское градостроительство основывалось на примере военного лагеря с его жесткой прямоугольной планировкой, заимствованной у этрусков. По т.н. «этрусскому правилу» две улицы пересекались под прямым углом и были ориентированы строго по сторонам света. В месте их пересечения находился центр города: устанавливался жертвенник, оставлялось свободное пространство для форума, храма и других общественных зданий. Параллельно главным магистралям проходили другие улицы, образовывавшие городские кварталы. Этруски передали римлянам и способы городского благоустройства: улицы их городов имели мощеные мостовые и тротуары, существовала канализация, в т.ч. и подземная. Этруски же передали римлянам такой важный элемент всей последующей европейской архитектуры как арка.
Немало позаимствовали римляне и у греков. Греческие колонисты, населявшие берега Южной и Средней Италии, а также Сицилию, перенесли сюда культуру оливководства и виноградарства, технику керамического и металлургического производства. Греческое ремесло, техника сельского хозяйства, военное дело, научные знания, искусство и религиозные представления оказали сильное воздействие на становление Древнеримской цивилизации.
Рим, завоевывая новые государства, перенимает и соединяет воедино традиции греческого и малоазийского эллинизма в градостроительстве. Единственным серьезным, хотя и малозаметным, отличием римского эллинизма от греческого, явилось то, что римляне закладывая новые города обычно не задумывались о целесообразности его расположения. Видимо в этом проявилось изначальное отношение к закладке города как временного военного укрепления. С другой стороны, римский город едва ли не впервые в истории становится не столько культовым и культурным центром, сколько местом для комфортного проживания большого количества людей, т.е. городом в современном понимании этого слова.
Во всех римских городах существовал целый ряд однотипных общественных зданий: храмы для отправления религиозного культа, базилики для торговли и судопроизводства, цирки и амфитеатры для развлечения, а также термы, библиотеки, памятные сооружения – триумфальные арки и колонны. Центром политической и общественной жизни города служил форум, т.е. рыночная площадь.
Существовало несколько основных типов жилищ. Наиболее распространенными являлись частные дома – домусы. Они представляли собой прямоугольные, одно-, двухэтажные сооружения с открытым внутренним двориком и бассейном для стока дождевой воды. На первом этаже окна обычно отсутствовали, а свет проникал из внутреннего дворика. Величина дома и количество комнат зависели от состоятельности владельца. Это мог быть одноэтажный дом с одной, двумя комнатами, а мог быть многоэтажный особняк с большим внутренним садом и десятками комнат.