Смекни!
smekni.com

Курс лекций по Культорологии (стр. 15 из 24)

Этот ритуально-административный центр Теотихуакана был окружен жилыми кварталами в виде скоплений домов-блоков (длиной до 60 м), спланированных по странам света вдоль правильной сети узких прямых улиц. Каждый блок состоял из жилых, хозяйственных и подсобных помещений, разбитых вокруг прямоугольных внутренних двориков. Это – одноэтажные, с плоскими крышами постройки, сделанные из сырцового кирпича, камня и дерева. Они обычно сконцентрированы в более крупные единицы – «кварталы», а те в свою очередь – в четыре больших «района». Теотихуакан был крупнейшим в Мезоамерике центром культуры, ремесла и торговли. Несомненно, что культурное, экономическое (и, вероятно, политическое) влияние города в период его наивысшего расцвета распространялось на большую часть Мезоамерики.

Как и для ольмеков, для теотихуаканской культуры характерны захоронения под полом или в нишах стен жилищ, массовые человеческие жертвоприношения и практика прижизненных трепанаций черепа.

В конце VII в. н.э. огромный город внезапно гибнет, уничтоженный гигантским пожаром. Причины этой катастрофы до сих пор остаются невыясненными. Считается, что это могло быть следствием одного из набегов северных варварских племен (возможно тольтеков). После этого страшного разгрома город так и не оправился, а место Теотихуакана занимают другие цивилизации.

Сапотеки и миштеки

Цивилизация сапотеков и пришедших им на смену миштеков возникла в 1 тыс. до н.э. в горной части южной Мексики и просуществовала около двух тысячелетий. Эта культура в значительной степени была синхронна культуре ольмеков и очень на нее похожа. Такая же четко упорядоченная городская планировка (с тем лишь отличием, что центральная площадь города плотно застраивалась пирамидальными храмами и дворцами), такие же погребальные традиции, культ ягуара и т.д. К особенностям этой культуры можно отнести культ человеческих черепов. Они очищались, просверливались и, возможно, предназначались для ношения на шее. Были ли это убитые в бою враги, или предки, достоверно не известно. Кроме того массовый характер у них приобретает практика прижизненных трепанаций черепов. В частности довольно часты находки жертв неудачных медицинских экспериментов, как правило низкого социального статуса.

Еще одной из особенностей данной культуры, отличающей ее от большинства мезоамериканских культур, но сближающей с перуанскими, является сложная ирригационная система, состоящая из сети плотин и каналов, позволяющих в условиях гористой местности обеспечить водой террасное земледелие.

Крупнейшим городом этой культуры стал возникший в середине 1 тыс. до н.э. ритуально-административный центр Монте-Альбан. В период расцвета его площадь составляла около 40 км2, с населением около 25 тысяч человек. В середине 1 тыс. до н.э. у сапотеков появляется иероглифическая письменность, которая до сих пор не дешифрована. После прихода к власти миштеков она была заменена пиктографией.

В отличие от своих предшественников сапотеки были знакомы с металлами, они знали золото, а также медь и ее сплавы.

Майя

Наиболее развитой в культурном отношении среди всех прочих мезоамериканских цивилизаций стала цивилизация майя. Она появляется на рубеже 2-1 тыс. до н.э., с середины 1 тыс. до н.э. у майя появляются первые городские центры с монументальной архитектурой, а уже в начале новой эры ими был изобретен точный солнечный календарь (возможно перенятый у ольмеков) и создана единственная в Америке развитая иероглифическая письменность; они использовали в математике понятие нуля, уверенно предсказывали солнечные и лунные затмения. Высокого развития достигли архитектура, скульптура и живопись.

Как и в других мезоамериканских культурах ритуальная, храмовая зона городов майя располагалось на естественном или искусственно созданном возвышении. Пирамидальные храмы, считавшиеся ранее святилищами важнейших богов, а сама пирамида – лишь каменным постаментом для храма, оказались у майя местом пышных погребений царей и членов правящих династий. Вокруг храмовой зоны находились дворцы жречества и знати. Обычно это были монументальные дворцы из камня и извести в один-пять этажей, расположенные на террасах и платформах, фасадом ориентированные на восток. Внутренние помещения дворцов были сравнительно узки и невелики по размерам. Единственным источником света в комнатах служили узкие дверные проемы.

На периферии, у подножья холма располагались деревянные двух-, четырехкомнатные хижины простых горожан, крытые пальмовыми листьями. Все жилые дома стояли на невысоких (1–1,5 м) платформах, облицованных камнем. Обычно жилые и подсобные помещения образуют группы из 2–5 построек, расположенных вокруг открытого внутреннего дворика прямоугольной формы. Это – резиденция большой патриархальной семьи. Группы жилых построек обычно объединялись в более крупные единицы – наподобие городских кварталов.

Между городами были проложены широкие, вымощенные камнем дороги. В среднем дороги имели ширину 10 м и протяженность около 100 км, были приподняты над местностью на 0,5-2.5 м и представляли собой прямую линию.

В течение многих столетий на территории культуры майя существовали многолюдные государства и города (с населением в 50-70 тыс. человек). Но в IX–X вв. период расцвета закончился внезапным упадком. Города на юге страны были заброшены, население резко сократилось, а тропическая растительность очень быстро покрыла эту территорию.

После X в. развитие остатков культуры майя продолжилось на севере – на п-ове Юкатан – и на юге – в горах Гватемалы. Испанцы застали там свыше двух десятков небольших постоянно враждующих между собой индейских государств.

Ацтеки

В начале XIV в. в Центральной Мексике в результате слияния завоевателей-варваров (тольтеков) и остатков теотихуаканской цивилизации возникает могущественное государство ацтеков. Столица нового государства – Теночтитлан – была основана на островах оз. Тескоко.

Ацтеки вели воинственный образ жизни и к моменту прихода испанцев в начале XVI в. империя ацтеков охватывала огромную территорию – около 200 тыс. км2 – с населением 5-6 млн. человек. Ее границы простирались от Северной Мексики до Гватемалы и от Тихоокеанского побережья до Мексиканского залива. Столица империи – Теночтитлан – со временем превратилась в огромный город, площадь которого составляла около 10 км2, а количество жителей, по разным оценкам, достигало 120–300 тыс. человек.

С материком этот островной город был связан тремя большими каменными дорогами-дамбами. Подобно Венеции, Теночтитлан был прорезан правильной сетью каналов и улиц. Ядро города образовывал его ритуально-административный центр: обнесенная стенами площадь со сторонами в 400 м, внутри которой находились главные городские храмы, жилища жрецов, школы. Рядом располагались дворцы ацтекских правителей. Вокруг центра теснились жилые кварталы, населенные торговцами, ремесленниками, земледельцами, чиновниками, воинами. Практически все эти постройки были разломаны испанцами при постройке новой столицы – города Мехико. А значительная часть самих ацтеков (как и других индейских народов Центральной Америки) погибла от привезенной испанцами оспы.

ПЕРУ

Уже во II тыс. до н.э. в разных областях Перу возникает несколько самобытных и достаточно развитых цивилизаций.

Первой из наиболее развитых стала культура Чавин, процветавшая на восточных склонах Анд с 1400 г. до 200 г. до н.э. Она была синхронна с «ольмекскими» памятниками Мезоамерики и близка им по характеру (культ ягуара, каменные пирамидальные храмы, расписная керамика, монументальная скульптура).

Найдено несколько довольно крупных городских центров этой культуры. Ее предположительный центр, город Чавин, имел огромную четырехугольную площадь, которая со всех сторон была окружена особыми платформами. Сама площадь была как бы опущена вниз между этими платформами. На западной платформе сохранились остатки большой ступенчатой пирамиды.

Экономическую основу культуры Чавин составляло развитое земледелие (картофель, фасоль) и скотоводство (разведение лам на мясо и шерсть). С возникновением чавинской культуры во всех областях Перу, где благоприятствовали климатические условия, стали выращивать кукурузу. Предполагается, что пришедшие под знаком ягуара чавинцы вместе с новой религией и новым изобразительным стилем привнесли также кукурузу или, по крайней мере, новые ее сорта.

Чавинцы впервые в доколумбовой Америке начали строить оросительные системы и сложные гидротехнические сооружения. В одной из долин ими была сооружена гигантская плотина (у основания 24 метра); она задерживала до наступления засухи воду, поступавшую в искусственное водохранилище по двум каналам, один из которых имел в длину ок. 20 километров. Эту плотину дополняли дамбы и водоспуски, защищавшие посевы от разлива весенних вод в период, когда в Андах тает снег. Эта сложная оросительная система позднее была значительно расширена гидротехниками культуры Мочика и функционирует по сей день.

Чавинцы знали и металлы – золото, серебро и их сплавы.

Следующая по времени высокоразвитая культура, возникшая после Чавина, появилась на южном побережье Перу. Она получила название Паракас по местонахождению на одноименном полуострове. Время ее существования – от 700 г. до н.э. до 100 г. до н.э.

В начале ХХ века рыбаки случайно нашли на п-ове Паракас подземные склепы, в которых были обнаружены десятки мумий в сидячем положении, завернутые в раскрашенные ткани. Культура Паракас, по всей видимости, существовала в этой части Перу не менее 500 лет и в своей ранней фазе находилась под значительным влиянием Чавина и его художественного стиля. На древнейших паракасских тканях и керамике часто обнаруживались изображения ягуара, культ которого господствовал в Чавине.