Смекни!
smekni.com

Курс лекций по Культорологии (стр. 22 из 24)

Совершается переворот и в технике связи. Если в первой четверти XIX века используется оптический (семафорный) телеграф, то уже к 40–м гг. его полностью сменяет телеграф электрический. В 50-60-х гг. прокладываются подземные и подводные, в т.ч. трансконтинентальные, телеграфные кабели. Еще быстрее развивается телефон, появившийся в последней трети XIX века. Чуть позже появляется беспроволочный телеграф – радио, нашедший практическое применение в период первой мировой войны.

Перевороты в транспорте и в средствах связи резко изменили мир, разрушили информационные барьеры между странами и континентами, удешевляя и стимулируя миграцию, обеспечили повышенную мобильность населения. Это резко нивелирует региональные различия, приводит к массовому распространению предметов европейско-американской материальной культуры, унифицирует и упрощает культурное многообразие мира.

В XIX веке техническая революция начинает проникать и в быт. В середине века появляются керосиновые лампы, которые заменяют свечи. Газовое освещение улиц (на основе т.н. светильного газа – смеси водорода, метана и др. горючих газов), просуществовавшее до 70-х гг. заменяется электрическим. Создаются и средства разведения огня. Опасные фосфорные спички (на основе ядовитого белого фосфора, загоравшиеся от малейшего трения), производимые с 30-х гг. XIXвека, с 50-х гг. заменяются безопасными – шведскими (на основе красного фосфора).

В городах прокладываются подземные коммуникации, во 2 половине столетия в дома проводятся холодная вода, газ, электричество. Создаются новые материалы, которые широко применяются в строительстве: металл, стекло, бетон и принципиально новый конструктивный материал – железобетон.

Первую половину ХХ века можно считать продолжением тенденций в развитии технических средств и других объектов материальной культуры, заложенных еще в XIX в. Самое широкое распространение приобретают средства транспорта и связи – автомобили, метро, авиация, телефон и радио, а также средства развлечения – кинематограф и портативные проигрыватели музыкальных пластинок – патефоны. В 30-х гг. появляется телевидение, технические и идейные основы которого были также заложены еще в XIX веке.

Качественно новый скачок в материальном оснащении жизни и быта (т.н. НТР) начался в 40-х гг. и справедливо связывается со Второй мировой войной и ее последствиями.

Во-первых, это открытие и использование ядерной энергии, сначала в военных, а затем и в мирных целях. Ядерная энергия явилась первой принципиально новой силой природы, которую человек освоил с того времени, как он научился добывать огонь. Видимо именно с этим связаны те трудности, которые сопутствуют использованию этого вида энергии.

Во-вторых, это ракетная техника и основанная на ней космонавтика. Вообще, принято считать, что ракеты появились в Китае, возможно, уже в XI веке. А как боевое оружие ракеты использовались в Китае, а также в странах Ислама и Европы еще в XIII веке. С тех пор их совершенствовали главным образом для фейерверков, пока в 1780 году индийцы, вооруженные ракетами (с дальностью действия около 1,6 километра), наголову не разгромили английскую колониальную армию в битве под Гунтуром. Интерес к ракетам как к оружию возрос. Англичане использовали ракеты в войне с Наполеоном, а в России уже в 30-х гг. XIX века боевые ракеты впервые были установлены на подводные лодки. Однако интерес к ракетам постепенно угасал. Они не выдержали конкуренции с новой нарезной артиллерией, так что на протяжении XIX века больших достижений в области ракетостроения не было.

Новый виток интереса к ракетам проявился в СССР и США в 20-30-е гг., связанный с появлением теоретической космонавтики. В конце второй мировой войны немцы стали использовать свои знаменитые ракеты ФАУ-1 и ФАУ-2 в качестве оружия. Однако они были крайне неэффективны, поскольку были неуправляемы, а их траектории, в связи с отсутствием ЭВМ, не могли быть высчитаны сколько-нибудь точно. Послевоенное развитие ракетной техники в СССР и США уже базировалось на применении вычислительной техники и автоматизированных систем управления полетами. Только благодаря этому стали возможны полеты искусственных спутников Земли, а затем и пилотируемых полетов.

В-третьих, наверное самым очевидным следствием потребностей войны стало появление ЭВМ. Несмотря на то, что идейно и технически ЭВМ могли возникнуть уже 20-х гг. ХХ века, до второй мировой войны серьезных практических шагов по их созданию не предпринималось. Только в 1944 году Артиллерийское управление армии США субсидировало работу по созданию первой ламповой электронной вычислительной машины ENIAC. Она была построена в 1946 году и предназначалась главным образом для управления артиллерийским зенитным огнем. Однако скоро выяснилось, что ее можно использовать для всяких вычислений. Она осуществляла 5000 операций сложения в секунду и рассчитывала за 30 секунд баллистическую таблицу ведения огня, для чего ранее требовалось до 20 часов. Вес ее составлял около 30 т., а размещалась она на площади 170 кв.м. С этого времени наступила пора весьма быстрого прогресса благодаря применению более совершенной техники: транзисторы заменяли электронные лампы, внедрялась микроминиатюризация, разрабатывались более совершенные запоминающие устройства и т.д. Компьютеры становились все компактнее, производительнее, дешевле. В 90-х гг. они проникают не только в производственную и общественную практику, но и в повседневный быт. Немалую роль в популяризации персональных компьютеров сыграло появление Интернет.

Наиболее серьезным следствием послевоенного времени (а именно холодной войны) стало появление средств массовой информации (СМИ), приведшей к максимальной унификации духовной и материальной культур населения Земли, к появлению т.н. «массовой культуры».

Массовая культура резко отличается от прежних низовых форм культуры тем, что она опирается на достижения самой передовой технологии и во многом является их продуктом. В сфере массовой культуры (музыка, киноиндустрия, мода, пресса, телевидение и пр.) используются мощные потенциалы социологии, психологии, менеджмента, политологии и др. общественных, и антропологических дисциплин. Массовая культура по сути является результатом манипуляции сознанием больших масс людей, с использованием новейших достижений технологии и науки.

Конкретные средства массовой информации претерпели за ХХ век значительные изменения. Печатная пресса, являвшаяся во 2 половине XIX – первой половине XX века основным средством информационного воздействия, во второй половине несколько теряет свои ключевые позиции. В середине века серьезную конкуренцию печатной продукции составляют радио и кинематограф, а во второй половине XX века – телевидение. Именно телевидение с его изощренной технологией коммерческой рекламы во многом ответственно за культ вещизма и приобретательства, характеризующий современного человека, а также за унифицированность окружающих его предметов материальной культуры. Т.к. телевидение не только учит людей одинаково думать, совершать одинаковые поступки, но и приобретать одинаковые вещи.

Некоторый оптимизм внушает появление всемирной сети Интернет, хотя формально и являющейся средством массовой информации, но с эффектом скорее противоположным телевидению. Присущая сетевой жизни разнородность и принципиальная неконтролируемость в значительной степени противостоят нивелирующему воздействию телевидения и других средств массовой информации.

Глобальная компьютерная сеть появилась в результате секретного исследования, проводимого в 1969 году по заказу американского правительства. Целью исследования являлась выработка способов выживания ЭВМ во время ядерной войны. Результатом исследования и стало появление компьютерной сети, способной выжить даже при уничтожении значительной части своих элементов. Эксперимент оказался настолько удачным, что нашел свое применение в научных и правительственных учреждениях США, а с середины 70-х гг. и всего мира. С начала 90-х гг. с появлением гипертекста и новых графических браузеров возникает Интернет в его современном виде.

ИСТОРИЯ ЭПИДЕМИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ В ЕВРОПЕ

Эпидемии или как их называли в старину «моровые поветрия» были неизменным спутником человеческой истории. Правда, по скудным данным источников зачастую трудно понять, что за болезнь опустошила тот или иной город или государство, и были ли это ныне исчезнувшие или хорошо известные и сегодня болезни. Сложным является и вопрос о причинах вспышки той или иной инфекции. Болезни, которые в течение жизни нескольких поколений проявляются только в умеренной форме, вдруг вспыхивают с огромной силой и производят страшные опустошения.

Одной из наиболее ранних эпидемических болезней в средневековой Европе, фиксируемых источниками, была некая «огненная чума» или, как ее еще называли современники, «священный» или «дьявольский» огонь. Эта болезнь до сих пор не вполне ясной этиологии охватила многие области Западной Европы в последние два десятилетия XI столетия. Согласно сохранившимся описаниям этой болезни у заболевшего загнивали конечности, которые становились черными как уголь. Больные либо умирали в страшных мучениях или оставались жить полными калеками, потому что сгнившие ноги и руки просто отваливались. О «священном огне» свидетельствуют и хронисты XII-XIII вв.

Беспомощные, отчаявшиеся люди, видевшие в болезни кару Божию, в поисках заступничества обращались к святым. Известно более 20 имен святых, прикосновение к мощам которых сулило, якобы, облегчение страдающим этой страшной болезнью. Но самым могущественным считался св. Антоний. «Священный огонь» постепенно стали называть «антоновым огнем», а в аббатстве, где хранились мощи святого, возникло особое братство – монашеский орден антонитов, оказывавшее помощь страдавшим «антоновым огнем». Это самый ранний из орденов, члены которых были связаны обетом милосердия по отношению к страждущим и калекам. Антониты распространили свои филиалы вплоть до Венгрии, а в период крестовых походов и вплоть до Святой Земли. Примечательно, что фанатичные участники Первого крестового похода 1096 г. (т.н. «Поход бедноты») были бедными крестьянами из районов, наиболее сильно пострадавших в 1094 г. от эпидемии «священного огня» – рейнских областей Германии и восточной Франции. Ряд современных исследователей предполагает связь «антонова огня» с эрготизмом – отравлением алкалоидами спорыньи, приводящим иногда к гангренозному поражению конечностей.