Погребения, ритуалы, искусство
Захоронения, ритуалы и зачатки искусства говорят о том, что неандертальцы в большей степени обладали самосознанием, общественными интересами и в целом были более способны к абстрактному мышлению, чем их предки. Неандертальцы явились первыми людьми, которые систематически хоронили своих мертвых. К началу второй половины XX века ученые раскопали 68 захоронений, главным образом в Европе, и почти все в пещерах, где было найдено более 150 тел. Имеются несомненные доказательства того, что погребение умерших было обрядом. Скелеты лежали в ямах, вырытых в полу пещер. Многие были уложены в позу спящего человека и снабжены предметами, которые, как считалось, должны были сопутствовать умершему в его могиле: от каменных орудий и кусков жареного мяса до каменных подушек, подстилки из хвоща и разбросанных вокруг цветов (о чем можно судить по оставшейся от них пыльце). Все это говорит о том, что неандертальцы придавали значение жизни и смерти отдельного человека и, возможно, задумывались о загробном существовании. Может быть, они проявляли также и сострадание друг к другу. На стоянке Шанидар в Ираке только заботливые соплеменники могли долго ухаживать за полуслепым, больным артритом стариком с высохшей рукой, пока он не умер. Но все же, подобно своим предшественникам, эти люди, по-видимому, иногда ели друг друга, раскалывая черепа и кости конечностей, чтобы извлечь мозг.
Человек разумный (кроманьонец)
Современный человек (Homo sapiens sapiens) широко представлен ископаемыми остатками, найденными на стоянках от Юго-Восточной Азии до Европы. В некоторых древнейших скелетах даже обнаруживается конкретное сходство с той или иной современной расой: европеоидами, негроидами, монголоидами или австралоидами. Наиболее известны костные остатки ранних современных европейцев, совокупность которых называют кроманьонцами по скелетам, найденным в гроте Кро-Маньон в Юго-Западной Франции. Кроманьонцы были выше ростом и менее грубо сложены, чем неандертальцы. Некоторые палеоантропологи считают, что современный человек появился на одном континенте (скорее всего, в Африке), а потом распространился на все остальные, сменив архаичные местные формы Homo sapiens. Другие специалисты доказывают, что архаичные местные формы превратились в наш подвид независимо друг от друга. Согласно компромиссной теории, современный человек появился в одном месте, но его скрещивание с более древними местными формами привело к возникновению современных рас. Генетические материалы позволяют относить начало нашего вида к 200 000 лет назад, правда древнейшие находки представителей нашего вида насчитывают пока не более 100-120 000 лет.
Новые приемы обработки камня и кости
Как и в культурах неандертальцев, в культурах кроманьонцев позднего палеолита преобладали каменные инструменты и оружие, предназначенные для охоты. Но технология их изготовления претерпела серьезные изменения. Во-первых, кроманьонцы разработали новый способ получения каменных лезвий. Прижав к краю удлиненной каменной заготовки (призматического нуклеуса) долото, изготовленное из оленьего или лосиного рога, мастер ударял по нему молотком, сделанным из камня, кости, дерева или рога. В результате этого направленного под углом удара от заготовки откалывался узкий плоский отщеп с острой кромкой. Надавливая на этот отщеп в надлежащих местах острыми каменными клиньями, можно было получить другие, более мелкие, отщепы. Иными словами оббивная техника скола сменилась отжимной. В результате из одного камня удавалось изготовить значительно большее количество тщательно отделанных орудий, чем это позволяли ранее применявшиеся технологии. Около половины всех инструментов кроманьонцев было сделано из кости, которая прочнее и долговечнее дерева и более доступна в качестве сырья нежели камень. Из этого материала кроманьонцы делали и такие новые орудия, как иглы с ушками, крючки для ловли рыбы, гарпуны и копьеметалки.
Способы охоты
Оружие и способы охоты кроманьонцев были значительно совершеннее, чем у неандертальцев; это имело огромное значение для увеличения пищевых ресурсов и роста населения. Копьеметалки давали человеческой руке выигрыш в силе, удваивая расстояние, на которое охотник мог метнуть свое копье. Теперь он был способен поразить добычу на большом расстоянии еще до того, как она успеет испугаться и убежать. В числе зазубренных наконечников был изобретен гарпун, в результате чего рыба впервые стала важным продуктом питания. Канавки, выдолбленные в наконечниках копий, увеличивали сток крови у раненого животного, ускоряя его гибель. Кроманьонцы были, возможно, самыми искусными из когда-либо существовавших охотников на крупного зверя. Сезонное проживание на избранных участках говорит о том, что они преследовали крупных животных во время их сезонных миграций на новые пастбища и обратно. Используя подобные приемы и орудия, кроманьонцы получили почти неиссякаемый источник высокопитательной пищи. Это, очевидно, способствовало их размножению и помогло им заселить даже суровые холодные районы приледниковой зоны.
Жилище и одежда
В строительстве кроманьонцы в основном следовали старым неандертальским традициям, однако в некоторых их жилищах и, возможно, в одежде имелись существенные нововведения. Как и их предшественники – неандертальцы, европейские кроманьонцы иногда использовали пещеры в качестве жилищ. Многие из них имели выход на юг, обогревались солнцем и были защищены от холодных северных ветров. В тех местах, где пища имелась в изобилии круглый год, в одной большой пещере могло постоянно жить до нескольких десятков человек. Но в большинстве пещер видны лишь следы сезонного пребывания человека. И так же как и неандертальцы, кроманьонцы строили и наземные искусственные жилища. Одни были сложены из камня, другие вырыты в земле. У многих стены и крыша были сделаны в виде шатра из шкур, подпертых бедренными костями мамонта и закрепленных внизу по краям другими тяжелыми костями и бивнями. По единичным находкам и наскальным рисункам во французских пещерах видно, что кочующие охотники возводили также легкие шалаши.
Возможностью жить и трудиться в условиях ледникового периода кроманьонцы были обязаны новым видам одежды не в меньшей степени, чем новым методам строительства и использованию огня. Костяные иглы и изображения одетых в мех людей говорят нам о том, что они носили сохранявшие тепло тела меховые штаны, куртки с капюшонами, шитые обувь и рукавицы.
Искусство и ритуалы
В эпоху с 35 до 10 тысяч лет назад Европа пережила великий период своего доисторического искусства. Круг произведений был широк: гравюры животных и людей, сделанные на небольших кусочках камня, костей, слоновой кости и оленьих рогов; глиняные и каменные скульптуры и рельефы; рисунки охрой, древесным углем и минеральной краской. Исследование более 100 пещер и скальных укрытий привело к появлению т.н. «стилевой периодизации» А. Леруа-Гурана, согласно которой искусство кроманьонцев прошло в своем развитии четыре стадии развития.
Для первого периода (32–25 тысяч лет назад) характерны схематические изображения животных и других объектов, выполненные большей частью на маленьких предметах, которые люди очевидно носили с собой. Ко второму периоду (25–19 тысяч лет назад) относится ранее пещерное искусство, включая отпечатки рук, а также гравированные и нарисованные силуэты животных. Третий период (19–15 тысяч лет назад) явился вершиной пещерного искусства, что можно видеть по громадным по масштабу и реалистичным по манере анималистическим живописным произведениям. Для четвертого периода (15–10 тысяч лет назад) особенно характерны изображения на мелких предметах, а также символические знаки.
Эта периодизация, основанная на построениях А. Леруа-Гурана сегодня встречает все большее число противников, хотя и продолжает оставаться общепринятой.
Так, установлено, что стены пещер использовались для росписей в течение огромного промежутка времени: до десятков тысячелетий и большинство датировок рисунков не вписываются в существующую стилистическую хронологию. Стили А. Леруа-Гурана скорее больше соответствуют современному понятию «школы» или «направления» в живописи, нежели хронологическому этапу. Изображения на стенах пещер неоднократно подновлялись, иногда в течении 5 тысячелетий. Иной раз соседние изображения обнаруживают разительное сходство просто потому, что более позднее было подражанием более раннему. И наоборот, рисунки выполненные примерно в один и тот же период могут быть совершенно разными по стилю.
Не утихают споры о функциональном предназначении пещерной живописи. Просто эстетические потребности древнего человека, чем первоначально пытались объяснить этот феномен, едва ли могли являться причиной столь трудоемких действий. Большинство изображений находятся в глубине пещер, куда естественный свет не проникал, что требовало специальной техники освещения. В одной из пещер был найден светильник из известняка, представляющий собой блюдце с длинной ручкой, в которое наливался животный жир. Для комфортной работы древних мастеров требовались сотни таких светильников. Кроме того, необходимо было размалывать минералы, и приготавливать пигмент, из которого путем добавления связующего вещества образовывались краски. Пещерные изображения иногда обнаруживают высоко на стенах и даже на потолке, то есть там, куда человек не мог бы дотянуться. Ямы из-под столбов, найденные в некоторых пещерах, указывают, что для этого специально возводили леса. После нанесения изображений их либо передвигали в другое место, либо они с течением времени сгнивали.