Смекни!
smekni.com

Курс лекций по Культорологии (стр. 6 из 24)

Из строительных материалов в изобилии здесь имелись лишь глина и природный асфальт. Из глины делали ящики, бочки, трубы, очаги, литейные формы, мебель, веретена, светильники, статуэтки, погребальные ящики. Из глины лепили сосуды, сперва от руки, а затем на гончарном круге. Также из глины изготовляли и главный строительный материал сырцовый кирпич, примешивая в него рубленый камыш или солому. Этот кирпич не обжигался в печи, а просто просушивался на солнце. Из него строили дворцы, храмы и жилые дома. Наконец, на глине писали и верили в то, что первых людей боги тоже вылепили из глины.

На севере Месопотамии встречались месторождения свинца, олова, железа, в гористых районах много камня. Шумеры научились получать чистую медь, из которой делали оружие, топоры, серпы, посуду, светильники и статуэтки. Несколько позднее появилась бронза – сплав меди со свинцом или оловом. Главное дерево Месопотамии – финиковая пальма – давала питательные и вкусные плоды, но невысокую по качеству древесину, поэтому дерево ценилось и являлось важным предметом импорта.

Ограниченность возможностей в Месопотамии необычайно активизировала архитектурную мысль. Уже к середине IV тыс. до н.э. сложился тип храма на платформе. Он возник на основе шумерского жилища: южного с открытым внутренним двором и плоским перекрытием и северного с внешним двором и двускатной кровлей. В условиях сильно заболоченной почвы появилась идея специальной платформы из сырца, облицованной для прочности камнем. Платформа выравнивала строительную площадку (при наличии естественного, природного возвышения это было тем более существенно), служила целям дополнительной гидроизоляции. Она являлась своеобразным постаментом, поднимающим вверх постройку святилища, бывшего в представлениях жителей Месопотамии жилищем Божества.

Сырцовый кирпич, как главный строительный материал (камень и дерево в Двуречье всегда были привозным, а значит дорогим, материалом) сыграл огромную роль в развитии конструкции шумерского храма. Сырцовый кирпич создал архитектуру Месопотамии. При отсутствии дерева он рано начал использоваться в Шумере и для создания дополнительных опор, и для возведения перекрытий. Материал диктовал сводчатую систему и шумеры перешли к своду и арке. Потом это ляжет в основу архитектуры древнего Рима и всей европейской архитектуры в целом.

Отличаясь массивной монументальностью, месопотамская архитектура создала оригинальные храмовые ступенчатые башни-зиккураты. Тип башнеобразного святилища зиккурата являлся выражением представлений, согласно которым самым лучшим и значительным в архитектуре считалось то, что могло быть сопоставимо с горой, вершина которой возносится к небу. Увеличение числа платформ до трех и более, а также увеличение высоты самой платформы привело к уменьшению, а затем и доведению до минимального масштаба собственно святилища. Месопотамская архитектура многообразна и сложна в разработке конструкции, но постройки ее, к сожалению, почти не сохранились или сохранились плохо в силу непрочности ее материала.

Истоки Месопотамской цивилизации

В VII-V тыс. до н.э. Месопотамия становится местом формирования нескольких крупных земледельческо-скотоводческихплеменных образований.

В ранненеолитическом поселении Джармо на севере Месопотамии (VII-VI тыс. до н.э.) люди жили в примитивных домах, построенных из глины и тростника на каменном основании, которые часто реставрировались или перестраивались. Постоянное население состояло из около 150 чел. Орудия труда преимущественно каменные. На позднем этапе появляется много инструментов из кости, в частности, иглы, пуговицы и ложки.

На раннем этапе для жидкостей жители использовали плетеные корзины, обработанные смолой местного происхождения. Позже появляется керамика, самая ранняя на Ближнем Востоке, очень простая, ручной работы, с толстыми стенками. Кроме посуды из глины изготавливали зооморфные и антропоморфные фигурки, в том числе, изображения беременной женщины, предположительно, Богини-матери.

Использовали каменные серпы и другие земледельческие орудия, а также гравированные мраморные ящики для хранения урожая. Выращивали одомашненную пшеницу, ячмень, бобовые, а также собирали дикорастущие желуди, фисташки и злаки, употреблявшиеся в пищу и на корм скоту: козам, овцам и собакам. В последние годы существования селения разводили также свиней.

Хассунская культура, возникшая в предгорьях северо-западной Месопотамии в VI тыс. до н.э., характеризуется многокомнатными глинобитными постройками с плоской крышей, появлением металлических изделий и орнаментированной глиняной посуды. Обязательной принадлежностью каждого дома являлась обжигательная или металлургическая печь, иногда в виде довольно массивного сооружения. Полы и стены в домах покрывались циновками из камыша.

Жители Хассуны жили в небольших посёлках площадью 1-3 гектара. Населенность даже самых крупных поселений Хассуны не превышала нескольких сотен человек.

О сельскохозяйственном образе жизни свидетельствуют топоры, серпы, мельничные камни, закрома, печи для выпечки и многочисленные кости одомашненных животных. Женские статуэтки являются предметами культа, а погребения в глиняных ящиках вместе с пищей говорят о наличии веры в загробную жизнь.

Халафская культура в северной Месопотамии (V тыс. до н.э.) характеризуется глинобитными круглоплановыми домами, керамикой с монохромной, а затем и полихромной росписью, глиняными фигурками полных сидящих женщин. Специфика халафского зодчества – преобладание круглых строений, иногда на каменном фундаменте с примыкающими к ним прямоугольными помещениями. Тонкостенная халафская глиняная посуда украшалась разноцветным геометрическим и растительным узором, а также изображениями пятнистых барсов, оленей, птиц, рыб, змей. Впервые появляется техника глазури. Судя по всему у халафцев ремесло уже отделилось от земледелия, и появилась самая примитивная меновая торговля.

Основой хозяйства были земледелие и скотоводство. Земледелие основывалось на природных осадках, ирригация не использовалась. Выращивали эммер (сорт пшеницы), ячмень и лён. Держали коров, овец и коз. Найдены каменные зернотёрки, ступки, серпы, обгоревшие зёрна разных видов пшеницы, ячменя, кости домашних животных (коровы, овцы, козы, собаки и др.). Многочисленны орудия из кости.

Обнаружены антропоморфные и зооморфные глиняные фигурки, отдельные медные предметы (в том числе печать). Но медь для изготовления орудий не использовалась.

Погребения — трупоположения в катакомбах и ямах, трупосожжения. Мертвых хоронили вместе с дарами, среди которых были глиняные женские фигурки и букрании (изображения быков).

В середине V тыс. до н.э. сложилась Убейдская культура, которая широко распространилась в Южном Двуречье. Основным занятием убейдцев было сельское хозяйство. Они уже начали сооружать большие и сложные системы искусственного орошения, включая каналы и водохранилища. Активно шел процесс специализации производств. Возводились не только утилитарные постройки, но и монументальные и культовые строения. Вероятно, выделились ремесленники, торговцы, жрецы. Для данной культуры характерны монохромная расписная, большей частью с геометрическим рисунком, керамика, вылепленная от руки, иногда в форме животных; незначительное количество медной посуды, печати-штампы, серпы с кремневыми вкладышами, культовые статуэтки стоящих женщин с головами фантастических существ и так далее.

Убейдская культура стала прологом шумерской цивилизации.

Шумерская цивилизация

Основы цивилизации в Месопотамии заложили шумеры. Где находилась их прародинане ясно. Они говорили на языке, родство которого с другими языками до сих пор не установлено. В антропологическом плане они принадлежали кавказско-средиземноморской разновидности европеоидной расы.

Со второй половины IV тыс. до н.э. шумеры переходят в цивилизованное состояние, что нашло свое выражение в Урукской культуре (2-я пол. IV-III тыс. до н.э). Уже к исходу IV тыс. до н.э. большие поселения превращаются здесь в города-государства. Каждый такой город (а их насчитывалось более 20) имел свой храмовый комплекс в виде высокой ступенчатой башни зиккурата, дворец правителя и глинобитные жилые постройки, причем во многих жилых домах была канализация. Города Шумера строились на холмах и были окружены стенами. Они делились на отдельные поселки, из соединения которых и появились эти города. В центре каждого поселка находился храм местного бога. Бог главного поселка считался господином всего города. В каждом из таких городов-государств жило от 20 до 40-50 тыс. человек.

В IV тыс. до н.э. город Урук являлся самым крупным городом Месопотамии. Он занимал площадь примерно 7,5 кв. км., треть которой была под городом, треть занимала пальмовая роща, а на остальной площади располагались кирпичные карьеры. Обжитая территория Урука составляла 45 га. В области подвластной Уруку находилось более 100 сельских поселений.

Материальная культура урукского периода развивалась далеко не всегда прямолинейно. В гончарном производстве исчезла высокохудожественная керамика. Этот регресс был связан с массовым выпуском глиняных изделий, изготовляемых с помощью гончарного круга.

Шумеры в различных местах долины занимались осушением болотистой почвы и использовали воды Евфрата, а затем и Тигра для создания ирригационного земледелия. Создание целой системы каналов и регулярное орошение полей, в сочетании с продуманной агротехникой были важнейшим достижением Урукского периода.

В городских центрах набирало силу ремесло, стремительно специализировавшееся. Появились строители, металлурги, гравировщики, кузнецы. В особое производство выделилось ювелирное дело. Помимо различных украшений изготовляли культовые фигурки и амулеты в виде разнообразных животных: быков, овец, львов, птиц. Уже в первой половине III тыс. до н.э. шумеры стали привозить золото, серебро, медь, свинец из соседних областей. Шла оживленная международная торговля в виде бартерных сделок или обменов дарами. В обмен на шерсть, ткани, зерно, финики и рыбу они получали также дерево и камень.