ИСТОРИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Понятие «материальная культура» возникло в европейской науке в XIX веке и поначалу широко использовалось этнологами, страноведами и историками, особенно русскими и немецкими. Однако с начала ХХ века происходит постепенный отход от употребления данного понятия. В СССР вплоть до конца 50-х гг. ХХ века историей материальной культуры называли археологию. В последующие десятилетия это словосочетание использовалось лишь в музееведении и бытоописательской этнографии.
Сегодня, несмотря на возвращение этого понятия в собственно историческую науку, при изучении истории материальной культуры возникает ряд сложностей:
1. Сложно дать определение МК (так же сложно, как и дать определение культуры вообще)
2. Нет учебной и даже просто обобщающей монографической литературы по истории МК
3. Нет единого подхода и метода для изучения истории МК
Предварительный вывод:Не следует рассматривать историю материальной культуры как самостоятельную науку или вспомогательную научную дисциплину. Скорее, это область знания, распространяющая интерес на определенную группу предметов исследования. Таким образом, эта область знания представляет собой довольно аморфный корпус фактов, сведений, гипотез из различных наук и научных концепций. Для того чтобы упростить и упорядочить освоение этой области знаний необходимо хотя бы классифицировать ее содержание.
Традиционно выделяют несколько видов МК:
· предметная (МК как совокупность артефактов (в отличие от совокупности натуралий))
· социальная (материальные аспекты социальных структур)
· биологическая (использование и преобразование биологических объектов и тела)
· сырьевая (использование полезных ископаемых и прочих природных ресурсов).
По предметным носителям МК подразделяют на восемь основных категорий:
·породы животных;
·сорта растений;
·культура почв;
·здания и сооружения;
·орудия (инструменты и оборудование) и оружие;
·пути сообщения и средства транспорта;
·связь и средства связи;
·технологии.
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАМЕННОГО ВЕКА
Само возникновение материальной культуры неразрывно связано с появлением человека как биологического существа. Поэтому обращение к проблеме происхождения человека может в какой-то степени позволить и вплотную подойти к решению вопроса о мотивах и обстоятельствах возникновения материальной культуры.
Происхождение человека
Около 4-7 миллионов лет назад (более точная датировка пока невозможна из-за отсутствия достаточного количества ископаемых остатков) от какой-то из групп человекообразных обезьян в Африке произошли гоминиды, которые ходили только на двух ногах. Согласно одной из наиболее распространенных версий, резко усиливающийся холод ледникового периода привел к резкому уменьшению количества дождевых осадков в мире, в результате чего господствующим типом ландшафта тропической зоны стали саванны. Какой-то части человекообразных обезьян поневоле пришлось приноравливаться к существованию в открытой местности и, в итоге, к прямохождению. Однако можно констатировать, что большинство существующих версий основывается на ряде допущений (изменения климата, способность к членораздельной речи и т.д.) и затрагивают, как правило, лишь одну или несколько анатомо-физиологических особенностей (например, прямохождение, отсутствие сплошного волосяного покрова и некоторые другие), отличающие человека от его животных родственников. Одна из версий (гипотеза британского гидробиолога А. Харди) пытается рассмотреть все эти человеческие особенности в комплексе и связать их появление с одной причиной. Для А. Харди такой причиной стал временный переход какой-то части человекообразных обезьян к водному (прибрежному) образу жизни. Доводы: человек плавает лучше всех бегающих; имеет выступающий нос, позволяющий нырять; лишен шерсти как большинство плавающих; изменено количество и распределение подкожного жира в отличие от обезьян, что защищало жизненно важные органы от переохлаждения; дети рождаются упитанными и наделены пронзительным голосом; волосы на голове растут непрерывно (особенно у женщин), что позволяет ребенку плыть за матерью, держась за волосы; прямохождение (чтобы не захлебнуться); выработался вкус к животной пище (наряду с потонувшими плодами первые люди поедали моллюсков, лягушек, рыбу); способность рожать в воде, и т.д. Вновь оказавшись на суше, в окружении хищников, человек, лишенный естественных средств защиты, волей-неволей пришел к изготовлению орудий и оружия. Т.е. появление материальной культуры стало приспособительной реакцией к изменившимся условиям обитания. Возможно именно так возникла человеческая триба Hominini. В нее входили, по крайней мере, два рода: ранний Australopithecus («южная обезьяна») и более молодой Homo («человек»).
Австралопитеки (сегодня известно несколько основных разновидностей этого рода), собирая плоды, питаясь трупами убитых хищниками животных, а иногда, возможно, даже охотясь на них, бродили по тропическим пастбищам Восточной и Южной Африки. Некоторые из них, возможно, переходили также в Азию и Европу. Использование ими орудий пока под вопросом, хотя общие тенденции в палеоантропологии заставляют относится к такой возможности как ко вполне вероятной.
Человек умелый
Около двух с половиной миллионов лет назад появляется первый представитель рода Homo – Homo habilis («человек умелый»). У Homo был более крупный мозг, чем у австралопитека; руки заметно короче по сравнению с ногами. Человек умелый жил в Восточной Африке, в Южной Африке («Telanthropus») и в Юго-Восточной Азии («Meganthropus»).
Оба рода (Australopithecus и Homo) сосуществовали на протяжении еще 1 миллиона лет, пока не вымерли последние австралопитеки, возможно, истребленные своими более развитыми преемниками.
Ранние следы материальной культуры
Ранний человек был медлительнее и слабее, чем крупные хищники, и не имел такого естественного оружия, как клыки и когти. Поэтому ранние гоминины научились компенсировать эти недостатки, придавая кускам камня, кости и дерева форму, позволяющую разбивать, резать, скрести и копать. Орудия из кости, дерева и других органических материалов естественно не сохранились. О материальной культуре первых людей мы можем судить лишь по их каменной индустрии. В Восточной Африке самые древние каменные орудия изготовлялись из лавы (базальта и кварцита), которая дает более грубую поверхность, чем кремень. В Олдувайском ущелье в Танзании около 2 миллионов лет назад Homo habilis (или какой-либо из современных ему австралопитеков) расщеплял каменные гальки и придавал им формы, которые принято называть грубыми рубилами (чопперами и чоппингами). Некоторые ученые считают, что истинными орудиями были не чопперы, а осколки, отщепленные от этих ядер.
Царапины от зубов, находящиеся на костях животных под царапинами от режущих орудий, наводят на мысль, что ранние гоминины обычно соскабливали мясо с туш животных, убитых хищниками. Но вполне вероятно, что ранние люди изготовляли также и орудия для охоты (таинственные каменные шары из Олдувая, будучи связаны ремнями, могли превращаться в охотничий снаряд – бола, метнув который, можно было сбить с ног антилопу). Олдувайская индустрия (называемая также рубило-осколочной или галечной) и ее более поздние варианты широко распространились по значительной части Африки и Евразии раннего каменного века. В некоторых местах эта культура процветала еще 200 тысяч лет назад – т.е. уже после появления более совершенных технологических приемов каменного века.
Первые стоянки
Кучи камней и костей, найденные в Олдувайском ущелье, говорят о том, что примерно 2 миллиона лет назад ранние люди уже собирались группами на стоянках, где они разделывали дичь, изготовляли орудия, поедали пищу и сооружали, возможно, самые первые укрытия. На одной стоянке расположение костей и камней свидетельствует о том, что с наветренной стороны люди были защищены от ветра изгородью или щитом из кустарника. На другой стоянке имеется круг из камней около 4 м диаметром, видимо поддерживавших ветки, из которых была сооружена хижина. Это укрытие, возраст которого примерно 1,8 миллиона лет, является первым известным нам человеческим сооружением в мире. Одна из находок (небольшой участок прокаленной почвы) может свидетельствовать и о практике использования огня.
Человек прямоходящий
Homo erectus («человек прямоходящий») имел более крупные мозг и тело, чем его вероятный предок Homo habilis, и во многих отношениях уже был похож на современного человека. Homo erectus жил от 1,8 миллиона до 200 тысяч лет назад, а возможно, и в течение более длительного периода (т.н. «флоресский человек» из Индонезии, являвшийся прямым потомком питекантропа, вымер всего около 16 тысяч лет назад). Появившись впервые, вероятно, в Африке, отдельные группы распространились потом в Европу (гейдельбергский человек), Восточную Азию (пекинский человек, Sinanthropus) и Юго-Восточную Азию (яванский человек, Pithecanthropus). По всей видимости, темпы и направленность эволюции отдельных изолированных популяций были различны. Передовая технология, включавшая применение стандартного набора орудий труда, охота на крупную дичь, пользование огнем и усовершенствование методов строительства продвинули человека прямоходящего далеко вперед по сравнению с предшествовавшими ему гоминидами, предоставив этому виду возможность существовать в новых природных и климатических условиях.
Период существования человека прямоходящего приходится на время периодов интенсивного похолодания, когда ледниковые покровы расползались по значительной части территории севера Северной Америки и Северо-Западной Евразии, отступая затем назад во время перемежающихся с похолоданиями более теплых промежутков. Во время оледенений даже не подвергавшиеся им части Европы и Азии были свободны от морозов на протяжении лишь одного-двух месяцев в году. Поэтому их ландшафты превратились в тундру или леса с умеренно холодной температурой. Но условия похолодания благоприятствовали распространению крупных млекопитающих. Из-за концентрации воды в ледниках поверхность морей опускалась по крайней мере на 100 м ниже их современного уровня, обнажая сухопутные перемычки, которые позволили людям заселить большие острова Юго-Восточной Азии. И напротив, в межледниковые периоды климат в некоторых северных районах становился теплее, чем в настоящее время, а уровень моря поднимался до 50 м выше современного. Любая популяция Homo erectus, подвергшаяся изоляции в результате климатических изменений, получала возможность эволюционировать слегка отличным от других образом в зависимости от тех условий, в которые она попадала.