Смекни!
smekni.com

Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов, Нюнберг Герберт (стр. 19 из 93)

Если мальчик примет идею «кастрированной матери», у него может появиться жалость к ней и желание защитить. Недавно пациентка рассказала очаровательную историю: однажды она была расстроена и ее семилетний сын попытался утешить ее, сказав: «Не волнуйся, я отдам тебе свой пенис ».

У девочек комплекс кастрации называется завистью d пенису. Чтобы компенсировать отсутствие пениса, девочка либо фантазирует, что у нее есть пенис, либо считает, что он был отрезан и потом отрастет снова. Большинство женщин видят в менструальных кровотечениях доказательство своей «кастрации» и очень от этого расстраиваются. Мальчик будет чувствовать себя неполноценным, если смириться с кастрацией, а девочка будет чувствовать себя неполноценной, если не отбросит зависть к пенису. Если она восстанет против предполагаемой кастрации, у нее разовьется так называемый «мужской комплекс» и, во многих случаях, она будет вести себя, как мужчина. Точно также, как мальчик, смирившись с «кастрацией», становится женственным, девочка, восстав против «кастрации», становится мужественной. Однако, как правило, девочка отказывается от желания обладать пенисом, и оно заменяется желанием родить ребенка.

Таким образом, любые нарушения в фаллической фаз», могут решительно повлиять на отношение ребенка к своим гениталиям. Если комплекс кастрации не проявился до тех пор, он пробудится; если этот комплекс уже существует, реакцией ребенка будут связанные с ним склонности и фантазии. То, каким образом ребенок обуздывает свою инфантильную сексуальность и справляется с комплексом кастрации, решающим образом повлияет на его здоровье и характер. Если не преодолеть этот комплекс, он будет играть важную роль в структуре невроза. Мы встречаем его в любом неврозе (хотя проявления бывают самыми разными), где они играют важную роль при формировании симптомов.

Фантазии

Вопрос о том, чем мужчина отличается от женщины, который формируется с возникновением комплекса кастрации, тесно связан с другим беспокоящим детей вопросом: откуда берутся дети.3 Интерес ребенка к этим проблемам называется


инфантильным сексуальным исследованием или любопытством. У детей возникают самые разные нден относительно родов. Фантазируя о родах, они пытаются удовлетворить инфантильное сексуальное любопытство, пытаются по-своему ответить на беспокоящие вопросы. В фаллической фазе самой распространенной фантазией является «водяная теория». (Сказка о том. что аист принес ребенка или пруда - вариант этой теории4 ). Эта фантазия связана с мочеиспусканием, поскольку в фаллической фазе мочеиспускание играет важную роль в сексуальном удовлетворении.

Большинство детей сомневаются, что сказка про аиста - правда, однако они еще не способны сформировать верную концепцию обстоятельств появления на свет. Поэтому они, в зависимости от возраста и склонностей, разрабатывают различные варианты фантазий о рождении. Если доминирует оральный компонент сексуального развития, тогда появляется фантазия о рождении через рот. Эта фантазия отражена в некоторых религиозных обрядах Если особенно силен анальный компонент, возникает идея, что ребенок родился через анус Как упоми-___________________________________

4 Сказка про аиста удовлетворяет любопытво ребенка. В сказке аист приносит ребенка из озера и кусает мать за ногу. Вода это символ материнской утробы (амниотическая жидкость), а «укус за ногу» - это символическая кастрация. Таким образом ребенок узнает, как появилось различие полов ребенок.

налось выше, ребенок еще не знает, что помимо анального отверстия есть особое сексуальное отверстие, он думает, что это одно и то же (теория клоаки в применении к женским гениталиям и к родам). Некоторые придерживаются подобных взглядов до подросткового возраста и даже позже. Эти теории также проявляются в содержании неврозов.

Детские фантазии многочисленны и разнообразны. Фантазии конкретных людей различаются настолько, насколько они зависят от реальных событий. Однако существуют типичные фантазии, с помощью которых ребенок, в соответствии со своей предрасположенностью, реагирует на определенные переживания. К ним, например, относятся вышеупомянутые «семейный роман» и «мать с пенисом». Кроме того мы знаем, что существуют фантазии, которые не основываются на реальном опыте. Они развиваются как бы сами собой, они являются наследственными и потому называются «первичными фантазиями.» Для бессознательного безразлично, является ли опыт реальным или нет А фантазия - это тоже опыт. Однако, в большинстве случаев определенные реальные переживания вплетены в фантазии и формируют индивидуальную основу первичных фантазий. Часто случается, что реальное событие вплетается в фантазию только через несколько лет после того, как оно произошло.

Мы уже узнали об определенных первичных фантазиях, например о кастрации и рождении. К этой же категории принадлежит фантазия о подслушивании родительского коитуса, фантазия о соблазнении взрослым я фантазия о материнской утробе.

Относительно первой фантазии можно сказать, что у множества детей имеется возможность стать свидетелями родительского коитуса. Однако некоторые пациенты, которые совершенно точно никогда не наблюдали половой акт родителей, утверждают, что помнят такой случай.

Анализ показывает, что подобные «воспоминания» являются фантазиями, принадлежащими к вышеупомянутым первичным фантазиям. То же самое верно и относительно соблазнения взрослыми. Многие дети действительно пострадали от подобной травмы, однако многие другие не имели подобного опыта, но считают, что он был. А то, что фантазии о внутриутробной жизни вряд ли могут быть настоящими воспоминаниями, едва ли нуждается в доказательствах.


Почему возникают подобные фантазии - это само по себе проблема. Фантазия о соблазнении взрослым может происходить и-з бессознательных воспоминаний ребенка о том, как о нем заботились в раннем детстве. Мать или няня заботится о ребенке, снова и снова стимулируя его, его рот, чувство обоняния, ягодицы, кожа и гениталии возбуждаются. Он пассивно воспринимает все эти стимуляции Постепенно ребенок лишается такой заботы о своем теле и ему хочется, чтобы эти приятные переживания возобновились Фантазируя, он повторяет их и удовлетворяет свою инфантильную сексуальную потребность.

Фантазия о подслушивании родительского полового акта, по всей видимости происходит из «инфантильного сексуального исследования». Эти фантазии могут проявиться более интенсивно в тех случаях, когда любопытство не получает реального удовлетворения. Происхождение и смысл фантазии о внутриутробной жизни - еще более запутанная проблема. Здесь особенно эффективны определенные факторы, которые встречаются и в других фантазиях. У этих фантазий несколько значений тоска по матери, бегство к ней от трудностей жизни, отождествление с матерью (для мальчика это движущая сила, толкающая его к гомосексуализму), сексуальное любопытство и так далее.

Рассматривая эти фантазии легко не обратить внимания на то, что они появляются тогда, когда нет настоящего удовлетворения. Сама потребность создает удовлетворение в форме фантазий, которые для бессознательного не менее реальны, чем внешний опыт. Другими словами, если потребность не удовлетворяется в реа\ьности, тогда человек создает соответствующий опыт в фантазии. Это не случайный опыт, он всегда определяется фазой развития организации либидо. Каждая либидозная фала обладает собственными методами, собственным языком. На каждой фазе развития инфантильная потребность адекватно выражается в фантазии. Поскольку инфантильная психическая жизнь является частью бессознательного, фантазия служит для выражения бессознательных стремлений и желаний. Если эти инфантильные фантазии сохраняются и становятся активными в более поздний период, тогда они становятся частью невротического симптома и поставляют материал для его бессознательного содержания.

Период сексуальной латентности

В начале четвертого или пятого года сексуальное развитие ребенка прерывается Сексуальная жизнь замирает и это называется латентным периодом. Это не абсолютная латентность, потому что даже при нормальном развитии в это «второе детство» время от времени прорываются сексуальные чувства, однако, по большей части, в это время ребенок отключен от сексуальности и инстинктивные энергии используются для построения эго. Для этого периода характерна защита от сексуальных чувств и борьба с мастурбацией, которая очень похожа по форме на ритуалы при компульсивном неврозе. В то же время, частичное решение эдипова комплекса приводит к формированию психической структуры, называемой «суперэго» и к возникновению эстетических и этических стандартов. Кроме того, появляются явные попытки бороться с внешним миром и приспосабливаться к нему. Другими словами, в латентный период сексуальные энергии направлены на другие, несексуальные цели; они сублимированы. Позже у нас появится возможность подробнее поговорить о сублимации.