Если мы стимулируем такого пациента, он либо начинает защищаться, либо становится агрессивным. Пациент отвергает внешний мир, который он считает враждебным, и уничтожает его, чтобы защититься. Единственные проявления жизни, которые мы можем заметить у таких пациентов, это выполнение вегетативных функций. Они признают то, что дает им удовольствие, например, удовлетворение самых примитивных сексуальных инстинктов и функций эго; а все, что не приносит немедленного удовольствия и происходит из внешнего мира отвергается с такой силой, что дело доходит даже до негативных галлюцинаций, а если и это не помогает, тогда в ход идет ненависть и ярость. Эго признает только внутренний мир; все остальное отвергается или уничтожается.
Если такие пациенты обращают внимание на внешний мир, они не вполне понимают, что они воспринимают. Они часто путаются не только в том, как два объекта связаны между собой, но и в том, как они сами связаны с объектом. Иногда они сомневаются, являются ли они собой или кем-то другим. Такое путанное представление о внешнем мире и о его связях с субъектом часто сопровождается еще одним явлением, которое называется транзивитизмом.
Транзитивизм возникает оттого, что «границы эго» размыты. В нормальном состоянии мы можем отличить внутренние переживания от происходящего во внешнем мире. При транзивитизме эта способность теряется. В этом случае все психические процессы движутся в обоих направлениях: от внутреннего мира к внешнему и от внешнего к внутреннему. Пациент принимает внутренние переживания за события внешнего мира, а внешние изменения кажутся ему изменениями внутреннего мира. Это величайший триумф анимизма, всемогущества и магии. В отличии от кататонического ступора, для которого характерно негативное отношение к внешнему миру - мир отвергается, уничтожается, заменяется негативной галлюцинацией - при транзивизме царит амбивалентный конфликт, с которым тесно связана борьба за существование объективного мира. Вот жалоба одного пациента: «Я хочу любить тебя, но, в то же время, я должен ненавидеть тебя, кусать тебя и бить. Я не знаю, что заставляет меня делать то, чего я совсем не хочу.» В этом случае особенно ясно виден конфликт между инстинктами жизни (Эросом) и деструктивными инстинктами (инстинктами смерти). Но если в состоянии ступора объективный мир полностью отвергается, то при
транзивитизме делаются попытки признать его; однако деструктивные инстинкты раз за разом губят эти попытки на корню.
Но как же освобождаются от этого конфликта шизофреники, стремящиеся к выздоровлению? Каким образом они не только находят недвусмысленное подтверждение существования внешнего мира, но и приспосабливаются к нему?
Шизофрения начинается с ощущения, что наступил «конец света». Это ощущение катастрофы, при котором мир кажется пациенту тусклым, мутным, даже мертвым, пустым; реальность оказывается для него потерянной. «Конец света» можно объяснить тем, что либидо отходит от объектов внешнего мира и происходит разделение инстинктов. Ведь результатом отхода либидо является регрессия, в ходе которой деструктивные инстинкты вырываются на свободу. Вместо либидозного отношения к внешнему миру возникает садистское отношение, и окружение больного оказывается в реальной опасности. Похоже, что пациенты вполне понимают это, ведь для них «мир умирает». Ощущение катастрофы вызывает желание вернуть потерянный мир, вновь направить либидо на объекты. Поэтому следующая стадия болезни характеризуется так называемым восстановлением, воссозданием реальности. Хотя известны не все фазы этого воссоздания реальности, их до определенной степени можно реконструировать, изучая течение болезни.
Либидо отходит от внешнего мира и направляется к эго; эго захлестывают потоки либидо, которые прежде были связаны с объектами. В результате возникают всемогущество и магия (анимизм), мания величия, потеря границ эго и проверки реальности. Когда либидо отходит, начинается разделение инстинктов, и деструктивные инстинкты вырываются на свободу. Теперь не только либидо не направляется к объектам, но и сами объекты агрессивно отвергаются. Однако агрессия направлена не только на объекты, но и на эго, что демонстрирует отказ от пищи и приступы ярости, при которых пациенты наносят себе увечья. Однако несомненно, что все еще сохраняются либидозные связи с объектами. Это очевидно при психическом контакте, который иногда удается установить с такими пациентами. Но жестокий амбивалентный конфликт вскоре с помощью деструктивных инстинктов уничтожает эти связи. Если болезнь не останавливается на этой фазе, то за ней идет следующая фаза, которая также может зафиксироваться; на этой стадии деструктивные импульсы, скопившиеся в эго, перемещаются на внешний мир; они проецируются. Развиваются параноидальные, ипохондрические галлюцинации и мания преследования. Содержание этой мании таково: и одушевленные и неодушевленные объекты преследуют пациента и мучают его всеми мыслимыми и немыслимыми способами с сексуальной целью, и пациент самыми фантастическими методами пытается от этого защититься. Одушевленные объекты, как правило, гомосексуальны; неодушевленные объекты, скорее всего, символизируют гениталии пациента. Как мы уже узнали, пациент отождествляет себя с гомосексуальным объектом и, в то же время, проецирует себя на него. Таким образом, гомосексуальный преследователь - это объект, выбранный на нарциссической основе, а гениталии проецируются на объекты внешнего мира тоже в качестве нарциссического объекта.
На «транзитивной» фазе внешний мир и эго смешиваются друг с другом. Болезнь начинается, когда либидо отходит от объектов, а дальнейшее развитие показывает, что объекты тоже попадают в эго; они интроецируются в эго в процессе идентификации. Итак, при кататоническом ступоре полностью отсутствуют либидозные связи с объектами; на транзитивной фазе появляются попытки установить эти связи, которые однако пресекаются деструктивными тенденциями; а в параноидальном, нарциссическом состоянии либидозное отношение к внешнему миру формируется на мазохистской
основе. (Преследователи мучают пациентов.) Хотя мир все еще кажется пациенту полным опасностей, которые он, вероятно, видит лучше, чем здоровый человек, однако он уже сделал важный шаг к признанию мира, ведь он соглашается с тем, что мир. правда нарциссически окрашенный и крайне враждебный, существует.
Я наблюдал, как при шизофрении, все те люди, которые «вливались» в эго пациента - другие пациенты, медсестры, врач - когда начиналось выздоровление, проецировались в форме враждебной, но эротически заряженной силы. Вскоре пациент полюбил один из объектов, врача. Пациент подчинился его руководству и лидерству; он даже пошел дальше и наделил врача собственным всемогуществом и магией. Пациент стал дружелюбнее относиться к своему окружению. «Примирение» с врачом (с отцом) выразилось в форме признания его высшим существом и в форме мазохистского подчинения его влиянию.
Хотя «процесс исцеления», процесс восстановления разрушенного объективного мира, может остановиться на этой стадии, это все равно прогресс, ведь потерянная реальность была во многом реконструирована. Более того, очевидно, что. благодаря проекции, исчезнувшая дистанция между эго и объектами возникла вновь, поскольку объекты снова находятся во внешнем мире и воспринимаются как явления внешнего мира. Таким образом снова начали работать самые примитивные функции эго: восприятие, отделение внутреннего мира от внешнего, признание реальности, существующей вне эго.
Восприятие объекта уже не вызывает страха перед надвигающейся угрозой, а превращается в мазохистское удовольствие. Поскольку собственное всемогущество пациента переносится на объект и появляется тенденция оценивать объекта, мы можем рассматривать этот процесс, как начало попыток приспособиться к реальности. В процессе постепенного приспособления к реальности, агрессия превращается в пассивно-терпимое отношение к миру; неприятное воспринимается и принимается, согласно Ференци. Поскольку садизм обращается на личность самого пациента и смешивается с мазохизмом эго, страдание превращается в удовольствие. Если же, в ходе дальнейшего развития, мазохизм обуздываете^ тогда преодоление страдания приносит нарциссическое удовольствие. Процесс превращения садизма ид в мазохизм эго обычно начинается, когда либидо пациента вновь направляется на объекты; этот процесс обычно заканчивается хотя бы частичным воссозданием реальности. Мы можем сделать вывод, что происходит новое смешение разделенных инстинктов и повторное подчинение деструктивных инстинктов. Согласно Ференци, это любовь в самом широком смысле этого слова; таким образом Эрос, благодаря ограничению агрессии, приводит к признанию реальности к адаптации к реальности.
Постепенное приспособление к реальности в процессе выздоровления сопровождается либидозным катексисом объектов; судя по всему, этот процесс аналогичен развитию выбора объекта у ребенка, который мы и пытаемся воссоздать. Отсутствие объектов и скопившееся в эго заблокированное либидо порождают стремление к объекту, которое, в свою очередь, влечет либидо к объектам и направляет внимание на реальность. Эго первоначально было всего лишь органом восприятия и разрядки. Адаптируясь к реальности, эго доходит до той стадии, когда агрессивное отношение к внешнему миру оказывается в самом эго; садизм ид превращается в мазохизм эго. Но мазохистское признание болезненного восприятия внешнего мира -это всего лишь признание реальности, но вовсе не приспособление к ней; для того, чтобы приспособиться к реальности необходимо действовать в соответствии с принципом реальности.