механизмов. В сне без сновидений невозбудимость к внешним и внутренним впечатлениям достигает крайней точки. Не зависимо от того, является ли или нет психический акт сознательным, он зависит от катексиса воспринимающей системы сознания.
При истерии определенные психические процессы не получают доступа к сознательному восприятию; вероятно, здесь также имеет место отвод катексиса. Однако, при всех неврозах изъятие либидо происходит медленно, сам по себе этот процесс невозможно наблюдать непосредственно, о нем можно судить только по результатам. С другой стороны при деперсонализации этот процесс, по большей части, можно наблюдать, он еще более заметен в идее шизофреника о «конце света». В некоторых состояниях кататонического ступора происходит настолько полное изъятие либидо, что не только внешний мир кажется пациентам мертвым, но они считают, что они и сами мертвы, - и они тем или иным способом сообщают об этом. Очевидно, что кататоник полностью теряет контакт с внешним миром, при истерии же этого не происходит. Даже несмотря на то, что при кататонии изъятие либидо гораздо полнее, чем при истерии, в обоих случаях действует сходный защитный процесс. Различие заключается в том, что при кататонии эго не возбуждается, и поэтому и бессознательные потребности, и требования реальности не могут прорваться к нему, в то время как при истерии реальность не отвергается.
Многое зависит от того, была ли возбудимость аппарата восприятия снижена непосредственно (изъятие катексиса из это), или косвенно (изъятие катексиса из одной из двух других систем). Мы видим, что во сне катексис изымается их всех систем: во время сна не воспринимаются ни внешние, ни внутренние раздражители. В спутанных и сумеречных состояниях, в которых внешний мир отрицается, снижается возбудимость внешней поверхности системы сознания, но возбудимость внутренней поверхности сохраняется; желания, фантазии и внутренние ментальные раздражители продолжают восприниматься. При шизофрении катексис изымается из бессознательных представителей объектов и из реальности. Определенные части системы сознания шизофреника становятся невозбудимыми, а другие части сохраняют возбудимость такой пациент обращается со словами как с вещами, а вербальные идеи заменяет конкретными идеями. При деперсонализации создается впечатление, что в определенный момент теряется связь между системами сознания и подсознания; такие пациенты воспринимают возбуждение, но без соответствующего аффективного тона. При истерии, наоборот, снижается возбудимость системы сознания; хотя истерики утрачивают вербальные и другие репрезентации объектов, но они ни в коем случае не теряют соответствующие им бессознательные идеи объектов. В системе бессознательного возникает связанное с объектами возбуждение, но оно не может проникнуть в систему сознания, потому что эта система невозбудима. Шизофреник отказывается от бессознательных представителей объектов; истерик - от подсознательных идей. Вследствие этого, взаимодействие истерика с реальными объектами почти не нарушено. В то время как в пограничных состояниях система сознания слабо воспринимает внешние явления и, в большей или меньшей степени, отгорожена от реального мира из-за изъятия либидо от самой системы, при истерии система сознания не воспринимает возбуждения, потому что вследствие изъятия катексиса в системе подсознания прерывается связь между бессознательным и сознанием. Невозбудимость системы сознания при истерии является вторичной, в отличие от невозбудимости, которая существует при кататоническом ступоре и в пограничных состояниях. При истерии функционирование эго почти не нарушается, в то время как при кататонических ступорах и пограничных состояниях нарушается его самая
важная функция-восприятие.
Процесс, при котором либидо изымается из системы подсознания и психический акт не может проникнуть в систему сознания и, следовательно, становится и остается бессознательным, называется вытеснением. Данный защитный механизм, который действует в это между системами сознания и подсознания, с одной стороны, и подсознания/бессознательного, - с другой стороны, характерен только для истерии. Конечно же, он может возникнуть только тогда, когда сознание, подсознание и бессознательное полностью отделились друг от друга. Все другие защитные процессы отличаются качественно или количественно. Это, например, выражается в том, что вытеснение сравнительно легко снять, в то время как при шизофрении процесс восстановления гораздо труднее.
Поскольку система подсознания контролирует доступ к сознанию, а также к моторной и аффективной разрядке, то в результате вытеснения подсознательная идея не получает доступ в сознание, а аффективная и моторная разрядка инстинктивной энергии тормозится. Таким образом, наиболее успешное вытеснение блокирует как идею, так и аффект. Наиболее часто это происходит при конверсионной истерии: неприятная идея исключается из сознания, а также исчезает и соответствующий ей аффект. Предотвращается продвижение аффекта из системы бессознательного в систему сознания. Так, например, при истерическом параличе отсутствуют явные признаки вытесненной идеи или аффекта.
При тревожной истерии вытеснение аффекта менее успешно. Вытеснение почти не влияет на стремление ид. Однако объект изменяется; его образ трансформируется. В случае маленького Ганса место отца заняла лошадь. Защитный механизм при истерии -вытеснение - связан с реальностью особым образом: вытеснение делает аппарат сознания нечувствительным к определенным восприятиям и гиперчувствительным к другим восприятиям, которые также могут быть восприятиями замещающих идей. Фактически, истерик замечает только те вещи, которые он хочет видеть, только то, что его не беспокоит. Он не видит другие, неприятные идеи. Может показаться парадоксальным, что вытеснение также является стремлением «адаптироваться к реальности», избегнуть опасности, даже несмотря на то, что это стремление терпит неудачу. Таким образом, если маленький мальчик отвергает свои сексуальные стремления к матери из-за того, что боится отца, это, вероятно, представляет собой адаптацию. Действительно, при вытеснении эго действует под влиянием внешней реальности и заменяет первоначально неприятные идеи заменителями, например как в фобиях.
«Адаптация к реальности», конечно же, обладает различным значением на разных стадиях развития. Опасность, которая угрожает взрослому при удовлетворении его инстинктов, отличается от опасностей, которым подвергается ребенок. Если мальчик вытесняет сексуальные стремления эдипового комплекса, он адаптируется к реальности, так как приспосабливается к биологическим и социальным фактам. Он отдаляется от своего инстинктивного импульса, который, в сочетании с беспомощностью ребенка (невозможностью ни удовлетворить, ни преодолеть данный импульс), обязательно привел бы к травматическим последствиям.
Если взрослый, зрелый человек отвергает свои генитальные функции к неинцестуозным объектам по тем же самым психологическим инфантильным мотивам, тогда он не адаптируется к реальности, по крайней мере до тех пор, пока не устраивает свою сексуальную жизнь. Становится очевидным, что здесь имело место инфантильное вытеснение, которое и сейчас продолжает оказывать воздействие. По всей видимости, часть эго, которая первоначально была причиной вытеснения, не участвовала в
стремлении эго к покою и сама стала жертвой вытеснения. Таким образом, можно объяснить тот парадоксальный факт, что сознательное эго, которое стремится к объекту, принимает инстинкт, но терпит неудачу при вступлении в контакт с реальностью, в частности, - при попытках трансформировать желание в действие. Например, это имеет место в случае психической импотенции. Таким образом, свобода эго ограничена вследствие однажды произошедшего вытеснения и осуществления нового вытеснения в совершенно других обстоятельствах, в которых реального мотива для защиты уже больше нет. Каждое новое вытеснение представляет собой психический прототип. -повторение первичною вытеснения; то есть однажды произошедший защитный процесс подкрепляется повторным вытеснением. Первичное вытеснение усиливается последующими вытеснениями. Настоящее вытеснение, которое называется подлинным вытеснением, не всегда возникает из-за внешней причины; оно также может возникнуть и из-за внутренних причин.
Таким образом, последующее воздействие первичного вытеснения проявляется в актуальном вытеснении, так как первая вытесненная идея соединяется с каждой новой идее, которая имеет с ней хоть какую-нибудь связь.
Вытеснение, которое фактически является повторным изгнанием — это, тем не менее, активный процесс. Он включает в себя изъятие катексиса из подсознательных представителей инстинктов. В результате эго становится независимым. После изъятия катексиса из подсознания, вытесненная идея погружаются в бессознательное, где она подчиняется правящему здесь первичному процессу. С помощью идентификации, проекции и тому подобного осуществляются перемещения, которые, помимо разных прочих задач, создают автоматическую защиту. Когда же происходит вытеснение, эти первичные формы защиты возникают вновь, и причина у них та же, что и у вытеснения. После первого вытеснения они возобновляются и вновь активизируются, словно под влиянием компульсивного повторения. Притяжение вытесненных прототипов основной ситуации, которые влияют на нынешнюю ситуацию, можно объяснить компульсивным повторением бессознательного ид. Компульсивное повторение, очевидно, приходит на помощь подлинному вытеснению. Это можно выразить следующим образом: в борьбе против инстинктов на помощь эго, ослабшему после отхода либидо, приходят архаичные механизмы защиты. Каждое вытеснение можно разложить на две фазы: изъятие катексиса из системы сознания и повторение первичных форм защиты. Однако, на деле эти две фазы нельзя точно отделить друг от друга, по крайней мере при неврозах.