Невротическое расстройство включает в себя специфические реакции эго на определенные инстинктивные требования. Под влиянием суперэго, эго пытается отразить те стремления, которые не могут быть осознаны. Мы поняли, что тревога, а вернее скрытая за ней инстинктивная угроза, является движущей силой защиты. Если эго беспомощно и неспособно совладать с опасностью, то с увеличением напряжения инстинктивной потребности возникает травматическая ситуация, в которой инстинктивное побуждение угрожает эго. Травма происходит тогда, когда раздражитель высвобождает настолько большое количество энергии, что эго не может справиться с ней в течении обычного периода времени. В данной концепции «травмы» уже устранены все противоречия относительно ее роли этиологического фактора. Если не всегда можно вскрыть сильное эмоциональное переживание в момент начала заболевания, это вовсе не значит, что травмы (в нашем понимании этого слова) вообще не было. Так, увеличение количества внутренних раздражителей может происходить медленно и оставаться незамеченным, до тех пор пока они не достигают определенной интенсивности, с которой эго уже не может справиться (порог терпимости). В детстве, эго - незрелое, слабое и часто неспособно совладать с увеличением напряжения потребности; в ситуациях, когда происходит травма, оно беспомощно. Способность эго выдерживать напряжение, вызываемое неудовлетворенными потребностями, зависит от человека. Беспомощность травматической ситуации вызвана невозможностью совладать с энергией, вызванной раздражителем. Так, например, при сексуальном воздержании причиной таких состояний может быть блокированное либидо.
Или возьмем другой пример: давайте рассмотрим последствия конфликта, который вызван фрустрацией сексуальной потребности. Здесь важно подчеркнуть, что возбуждения, которые вызваны исключительно увеличенными сексуальными побуждениями, патогенны.
Когда происходит подобный патогенный опыт, либидо блокируется, возвращается на более ранние позиции, подкрепляется составными влечениями и пытается вновь проникнуть в эго, то есть ищет моторной разрядки. Однако, эго, которое тем временем достигает более высокого уровня развития, защищается и отвергает связанные с ранней фазой развития либидозные стремления. И вновь возникает очень интенсивное напряжение, с которым эго уже не способно более справиться за обычный
срок. В данный момент эго опять становится беспомощным и неспособным совладать с увелнчнвшнмнся, проистекающими из составных инстинктов инстинктивными опасностями.
По-видимому, предрасположенность к неврозу, вместе со слабостью эго, связанна с сексуальной функцией, «словно биологическая оппозиция между самосохранением и сохранением вида проявляется в психологии» (Фрейд).
Тот факт, что реальная инфантильная травма часто отсутствует, можно объяснить следующим образом: инфантильное сексуальное развитие происходит очень быстро и в неровном темпе. Если по сравнению с эго, либидо развивается очень быстро, то последнее становится неспособным организовано регулировать инстинктивные потребности. Тогда непокорный инстинкт оказывает травматическое воздействие, однако, невозможно наблюдать начальный период этого воздействия. И, в дополнении к этому, часть инстинкта может фиксироваться и подавляться до тех пор, пока не произойдет нормальное развитие эго. В таком случае эго вынуждено отражать задержанную часть сексуального инстинкта; его разрядка блокирована, а напряжение нарастает, что опять-таки оказывает травматическое воздействие.
Тут следует упомянуть о тех фантазиях, которые вспоминаются как реальный опыт. Фантазии - это проявления актуального либидозного развития, которые активизируются, когда инстинктивные потребности не удовлетворяются и которые замещают собой реальные переживания. Фантазии, однако, переживаются так, как если бы они были реальными событиями и, поэтому, впервые появляясь, они могут оказать травматическое воздействие, тем более, что появляются они тогда, когда удовлетворение невозможно.
Таким образом, «травматическая» теория невроза, по большей части, осталась неизменной. Правда, она была расширена, чтобы включить в себя тот факт, что не всегда присутствует внешняя травма, но всегда должна существовать внутренняя травма в форме инстинктивной угрозы. Эта внутренняя травма, в свою очередь, зависит от конституционального фактора, а именно, от фиксации либидо, следовательно, в ее основе лежит нарушение развития инстинктивных побуждений. Фиксация и внешнее инфантильное переживание формируют комплементарные серии этиологических факторов, которые обеспечивают предрасположенность к неврозу. Фиксация и внешнее переживание взаимосвязаны: чтобы обеспечить благоприятную атмосферу для развития невроза слабая фиксация должна быть дополнена интенсивным переживанием, в то время как сильная фиксация сама по себе, даже без дополнительного внешнего переживания, создает благоприятную почву для развития невроза. В то же самое время, нельзя не учитывать тот факт, что интенсивное внешнее инфантильное переживание может вызвать фиксацию, и таким образом, в некотором смысле, изменить устройство и сформировать предрасположенность к неврозу.
Существуют определенные инфантильные переживания, которые часто оказывают травматическое воздействие: сексуальный контакт со взрослыми; соблазнение, обычно старшими братьями или сестрами; подсматривание или подслушивание сексуальных игр или сношений взрослых, чаще всего родителей. Незрелое эго неподготовленно к тому, чтобы ассимилировать такие переживания; эго вытесняет их и позже, когда эти воспоминания пытаются им завладеть, .эти переживания составляют одну из предпосылок невроза.
Инстинктивная опасность - это часть травматической ситуации, однако этого недостаточно, чтобы вызвать невроз. Действительно, некоторые люди способны выносить сильное напряжение, и при этом у них не возникает невроз. Так, например,
один человек развил невроз тревоги после короткого периода сексуального воздержания, в то время как другой человек не заболел даже после длительного периода сексуального воздержания. Поскольку воздержание приводит к напряжению, начинают действовать все формы торможения инстинктивной разрядки. Если эти напряжения достигают максимума, то и не высвобождаются, возникают неприятные переживания. Некоторые люди способны переносить неудовольствие, а другие не способны. У тех, кто не способен, развивается невроз. Гиперчувствитиъностъ эго к. неудовольствию, таким образом, является одной из причин невроза.
Неудовольствие проистекает из ситуации, когда определенные сексуальные требования, которые воспринимаются как опасность, не могут найти удовлетворения. На инстинктивную опасность с»го реагирует тревогой — сигналом неудовольствия. В свою очередь, эго осуществляет симптомообразование для того, чтобы преодолеть опасность и ограничить тревогу. Условия, при которых возникает тревога не всегда одни и те же: каждый уровень развития эго и либидо имеет соответствующее предварительное условие для тревоги. Три фактора определяют эти предпосылки - биологический, филогенетический и психологический факторы.
Биологический фактор - это беспомощность ребенка в первый период жизни. В отличии от большинства животных, человеческое существо в течении длительного периода времени нуждается в заботе и защите. Физическая беспомощность подразумевает опасности, от которых маленький ребенок неспособен защититься. Защиту обеспечивает внешний мир (мать, няня). Поскольку люди, которые удовлетворяют потребности ребенка, любят его, впоследствии у ребенка возникает желание быть любимым. Осуществление этой потребности в любви обеспечивает лучшую защиту от опасности. Если по каким-либо причинам не может быть удовлетворена потребность в любви, увеличивается опасность и возникает неудовольствие, на которое неразвитое эго ребенка может отреагировать только тревогой.
Филогенетический фактор основан на двухфазовом начале сексуальности, ведь в сексуальном развитии человеческого существа имеет место пауза (латентный период). Первая (инфантильная) фаза этого развития заканчивается с началом латентного периода; в это время возникает вытеснение - защита против инфантильных инстинктивных требований. Большая часть инфантильной сексуальности воспринимается как опасность, и возникает защита, предохраняющая от тревоги.
(Эти вытеснения являются причиной инфантильной амнезии.). Но в то же самое время, наряду с вытеснением пугающих импульсов, происходит их фиксация, формируется точка притяжения для сходных импульсов в последующей жизни и, таким образом, приобретается тенденция к повторению. Поэтому, существует вероятность, что, в подростковом возрасте на сексуальность окажут влияние инфантильные паттерны. Если это произойдет, то будут усилены инфантильные стремления. Поскольку развитие эго продолжается, эти стремления воспринимаются как новая опасность; поэтому эго отказывается принимать их и обеспечивать их разрядку; как и в детстве эго вновь реагирует тревогой на опасность. Таким образом, основной причиной невроза является увеличенная и неполучившая удовлетворения инстинктивная потребность, причем непреодолимое напряжение связано с неспособностью эго разрядить возросшее количество энергии.
Психологический фактор основан на ограниченности психического аппарата. Эго расположено на границе между внутренним миром (ид) и внешним миром (реальностью). Следовательно реакции эго зависят и от того, и от другого. Часто