Для лечебных целей барсука отстреливают поздней осенью перед уходом в спячку или в начале зимы — в это время животное накапливает максимальное количество жира. Кроме того, зимнее барсучье сало наиболее ценно. Добывают его перетапливанием жировой ткани в котлах с последующим удалением твердых остатков, процеживая через марлю или сито.
Барсучий жир при комнатной температуре имеет полужидкую консистенцию, мутноват, при нагревании легко превращается в прозрачную, почти бесцветную маслянистую жидкость. При охлаждении становится мазеобразным, похожим на засахаривающийся липовый мед. В состав жира входят глицериды непредельных и предельных жирных кислот, в том числе олеиновой, стеариновой, пальмитиновой и других, стерины и т. д. Барсучий жир широко используется в народной медицине Сибири при различных легочных заболеваниях, в частности при туберкулезе легких. Часто его назначают ослабленным детям, больным, перенесшим тяжелые общие заболевания, как средство, «укрепляющее силы организма»; нередко употребляют наружно как мягчительное средство и особенно часто при обморожениях. Замечено, что барсучий жир летней заготовки значительно менее активен, чем зимней.
Отряд ARTIODACTYLA — парнокопытные
Подотряд RUMINANT1A — жвачные
Семейство MOSCHIDAE — кабарги
Кабарга — Moschus moschiferus.
Распространена кабарга на Алтае, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в горной тайге со скалами, каменистыми россыпями, неподалеку от горных ручьев, речек и озер.
Красивое и стройное парнокопытное млекопитающее с длиной тела 90 см, редко до 1 м, высотой в холке 70 см и весом 15 – 17 кг. Общий фон окраски бурый или коричневый с различными оттенками. От углов нижней челюсти по шее, через грудь к передним конечностям тянутся светлые полосы. У молодых животных по спине и бокам расположены нечеткие светло-серые пятна. Задние ноги непропорционально длинные, примерно на 1/3 длиннее передних, поэтому у стоящей кабарги крестец много выше холки. Рога отсутствуют. У самцов длинные верхние клыки, опускающиеся ниже подбородка на 7 – 9 см из-под верхней губы. Хвост короткий. На животе у самцов расположена большая мускусная железа длиной около 6 см и толщиной 3 см, наполненная густым, остро пахнущим содержимым.
Живет обычно одиночно, реже небольшими группами, оседло, занимая индивидуальные участки площадью от 20—30 га зимой и до 300 га летом. Свои участки метит тем, что помет оставляет только в определенных местах, и он накапливается в виде небольших кучек, служащих указателем для других кабарог, что участок занят.
Мясо кабарги съедобно, но не вкусно, поэтому промысел ее ограничен. Добывают кабаргу главным образом ради мускусной железы, содержимое которой известно под названием мускус, или кабарговая струя — Moschus. Железу вырезают у убитых животных осторожно, так, чтобы верхняя часть ее была отпрепарирована от мяса и жира, а нижняя оставалась с кожей, покрытой волосом. Железу высушивают в условиях, предотвращающих попадание грязи и мух. В готовом виде кабарговая струя имеет вид овальных мешочков от 3 до 5 см в диаметре. С одной стороны мешочки покрыты сероватыми волосками, а в центре имеют отверстие, вокруг которого концентрически плотно лежит волос. Края кожи в сырье подрезаны почти к самому мешочку, содержащему мускус. В свежем виде содержимое мешочка бурого цвета и несколько напоминает свернувшуюся кровь. При сушке оно превращается в зернистую массу или порошок и имеет вид легких зерен или фрагментов, смешанных с грубым порошком. В жаркую погоду мускус становится мягким и влажным, в холодную—более жестким и сухим. Вкус горький, запах ароматный.
В настоящее время кабарговая струя в медицине почти не находит применения, хотя в прошлом широко использовалась в виде настойки по несколько капель как возбуждающее и усиливающее дыхание средство, а также как возбуждающее сердечную деятельность. В настоящее время широко применяется в китайской и тибетской медицине. В народной медицине Восточной Сибири как возбуждающее средство ее назначают изредка, чаще же ей приписывают положительное действие при различных нервных расстройствах и нарушениях половой функции у мужчин. Последнее едва ли обосновано. Значительно шире кабарговая струя наряду с амброй используется в парфюмерной промышленности в качестве фиксатора запаха.
Семейство CERVIDAE — олени
Подсемейство CERVINAE — настоящие олени
Благородный олень — Cervus elaphus
Это довольно крупные красивые парнокопытные жвачные животные, представленные многочисленными подвидами (в недалеком прошлом расцениваемыми как самостоятельные виды). В наших условиях обитает в основном два подвида благородного оленя — марал — Cervus elaphus sibiricus, распространенный на Алтае и в Саянах и часто называемый алтайским маралом, и изюбр — Cervus elaphus xanthopygon, встречающийся в южных районах Восточной Сибири. Марал часто предпочитает зарастающие гари и вырубки, а также верхнюю границу леса, откуда заходит в зону альпийских лугов. Изюбр также выбирает зарастающие гари и вырубки и горные луга.
Самцы марала и изюбра на голове несут разветвленные рога, резко отличающиеся от рогов других животных, Рога образуются на так называемых «пеньках» – костных выростах лобных костей. Рога благородные олени ежегодно сбрасывают обычно в наших условиях в марте-апреле, и на их месте вырастают новые, более мощные и с большим числом отростков. После сбрасывания рогов вершина костного пенька обрастает хрящевой шапкой, покрытой кожей с короткой густой шерстью. На верхней части шапки развивается новый рог, покрытый нежной кожей с короткой бархатистой шерстью. Растущие рога пронизаны кровеносными сосудами и нервами и очень чувствительны к ударам. По мере роста они начинают окостеневать снизу вверх. Полное формирование рогов заканчивается в конце июня – июле, а в конце июля – августе наступает полное их окостенение, после чего кожа на них лопается и олени очищают ее о стволы деревьев и ветви. У стареющих животных количество отростков вновь сокращается, поэтому распространенный среди охотников метод подсчета возраста оленей по количеству отростков оказывается неверным.
У марала и изюбра для медицинских целей заготовляют ряд продуктов, прежде всего молодые неокостеневшие рога, или панты, реже — хвосты пантовых оленей, пенисы, зародыши и, наконец, кровь. В научной медицине в нашей стране используют только панты для приготовления пантокрина. Остальные продукты используются народной медициной и особенно широко в китайской и тибетской медицине, поэтому они, как и панты, являются объектом заготовки для экспортных организаций.
Панты снимают с убитых животных, либо спиливают в мараловодческих хозяйствах у живых оленей, подразделяя на лобовые (снятые вместе с лобной костью у убитых животных) и срезные. К срезке пантов и к отстрелу диких животных для снятия лобовых пантов приступают, когда молодые неокостеневшие рога сочны и наполнены кровью (в период созревания). В это время панты имеют наилучшее качество и содержат наибольшее количество физиологически-активных веществ.
Ответственным моментом является не только выбор оптимального времени заготовки пантов, но и правильное их консервирование (варка). Правильно законсервированные панты не имеют кожных повреждений и не утрачивают своих целебных свойств. Их используют в научной медицине в виде препарата пантокрин, являющегося спиртовым экстрактом, назначаемым по 30—40 капель за полчаса до еды 2—3 раза в день. Выпускается также пантокрин в ампулах по 1 мл. Ампульный препарат вводят подкожно или внутримышечно по 1—2 мл в день. Курс лечения при этом 2—3 недели с последующим перерывом на 7—10 дней и повторным курсом (обычно проводят до 3 курсов).
Применяется пантокрин как тонизирующее при переутомлении, гипотонии, астенических состояниях, после перенесенных острых инфекционных заболеваний, при неврастении, неврозах. Противопоказано применение препаратов пантов при органических заболеваниях сердца, стенокардии, атеросклерозе, тяжелых формах нефрита, диаррее, повышенной свертываемости крови, тяжелых формах гипертонии.
Народная медицина Восточной Сибири рекомендует панты как сильное тонизирующее средство при умственном и физическом переутомлении, импотенции, как общеукрепляющее, при подагре, нервных расстройствах и в других случаях. Обычно используют препарат, приготовленный из свежих, не подвергнутых консервации пантов. Только что срезанные панты измельчают на мясорубке и заливают водкой в отношении 1:3, то есть на одну часть полученной массы берут 3 части водки. Назначают такой препарат по 10—15 капель 2—3 раза в день. Готовят также водочный настой из измельченных консервированных пантов в отношении 1:5 или 1:10 и применяют по 15—20 капель 2—3 раза в день до еды. Иногда подобные настойки готовят на виноградном вине или 70-градусном спирте. При применении препаратов, приготовленных по народному способу (особенно из неконсервированных пантов), следует помнить, что они обладают высокой биологической активностью и применять их в завышенных дозах опасно. Так, например, среди охотников существует мнение, что для лечения импотенции следует применять большие дозы препаратов пантов — до 1 столовой ложки. Подобное лечение, как правило, приводит к тяжелым нервным расстройствам, а при частичной импотенции к полной. При этом данное заболевание после лечения препаратами пантов с трудом поддается лечению другими методами. Автору приходилось наблюдать случаи, когда импотенция развивалась и у практически здоровых в этом отношении людей после приема больших доз препаратов пантов по ошибке (вместо водки) или в силу заблуждения.